Электронное правительство: понятие и система

(Тарасов А. М.) («Право и кибербезопасность», 2013, N 2)

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА

А. М. ТАРАСОВ

Тарасов Анатолий Михайлович, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются вопросы понятия электронного правительства, его место и роль в повышении эффективности деятельности органов государственной власти и управления.

Ключевые слова: Electronic Government, Интернет, информационные коммуникационные технологии (ИКТ), электронный банкинг, электронные услуги, декоррупционность.

Electronic government: the concept and system A. M. Tarasov

Tarasov Anatolij Mikhajlovich, Honored lawyer of the RF, doctor of juridical sciences, professor.

The article describes the concept of Electronic Government, its place and role in improvement of efficiency of state authorities and state management.

Key words: Electronic Government, Internet, information & communication technologies, e-banking, e-services, de-corruption.

Содержание понятия «электронное правительство» (далее — Electronic Government, E-Government, Э-правительство) сегодня заслуженно находится в одном ряду с понятием «эффективность государственного управления». В этом контексте данный термин все чаще используется в лексике руководителей органов государственной власти различного уровня. Большое внимание, уделяемое государственными органами теме беспроводных средств связи, информационно-коммуникационным технологиям (далее — ИКТ), электронному оказанию услуг населению, электронному правительству, связано с реальной необходимостью повышения эффективности государственного управления. Связано это и со сравнительно невысокой международной оценкой Российской Федерации по индексу Е-готовности на фоне международного формирования глобальной инфраструктуры, нацеленной на эффективное использование информационного коммуникационного пространства и накопленного в этой части ресурса, особенно в сети Интернет. Кстати, Интернет, его распространенность является своеобразным индикатором, отражающим степень вовлеченности того или иного государства в глобальную информационно-технологическую систему, например, по количеству доменов, масштабности и специфике находящейся в них информации <1>. ——————————— <1> В 1989 г. сотрудник Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) Тим Бернес Ли для сбора и обработки экспериментальной информации разработал новый подход — WWW (англ. World Wide Web), который послужил основой для развития сети Интернет или, как часто его называют, Всемирной паутины. Эта разработка признана крупнейшим изобретением прошлого столетия. К настоящему времени бурное развитие сетевой транспортной среды на основе оптоволокна, появление в научных организациях мощных вычислительных комплексов из персональных компьютеров (кластеров), интеграция научных исследований, беспрецедентный объем информации, получаемой в физике, биологии, геологии и т. д., и ряд других факторов послужили основой для разработки принципиально новой информационно-вычислительной инфраструктуры, которая получила название «грид» (англ. grid — сетка, решетка), по аналогии с сетями передачи и распределения электроэнергии.

Обоснованность опасений России в отставании состоит в том, что в свое время принятая ключевая Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002 — 2010 годы), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 <2>, во многом была не реализована. ——————————— <2> СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 531 // СПС «КонсультантПлюс».

К слову сказать, в положениях об органах исполнительной власти, в их регламентах, в практической организации их деятельности не всегда информационно-коммуникационная составляющая оценивается как перспективный и стратегический ресурс повышения эффективности государственного управления, а зачастую используется только как электронный способ организации работы канцелярий с документооборотом. К тому же сегодня нередко деятельность государственных органов в этом направлении рассматривается как «сервильная», направленная на оказание в основном услуг населению страны. Отметим, что методология выведения оценки уровня национального прогресса в сфере ИКТ между государствами — членами ООН опирается на статистический анализ и сопоставление инфраструктур ИКТ и потенциала человеческих ресурсов. Заключительным результатом при этом является индекс Э-правительства (E-Government Index). Данный индекс ежегодно рассматривается в качестве контрольной точки прогресса и оценивается как полезное средство, которое должны учитывать государственные должностные лица высокого ранга. Индекс Э-правительства определяет, взвешивает и идентифицирует условия создания такой среды функционирования Э-правительства, которая гарантирует любой социальной группе страны доступ к необходимой информации и правительственным услугам, находящимся на электронных носителях. При этом результаты выстраивания стран по индексу развития Э-правительства связаны с уровнями экономического, социального и демократического развития соответствующего государства, степенью прозрачности и доступности информации. Как известно, в настоящее время достаточно широко используются словосочетания, обозначающие термины, компонентом которых является слово «электронный», например «электронная администрация», «электронное государство», «электронная Европа», «электронный город» («электронная Москва»), «электронный бизнес», «электронный банкинг», «электронный офис», «электронные услуги» и даже «электронный человек» <3>. ——————————— <3> Электронный человек (гражданин) — это человек, имеющий необходимые знания и навыки применения компьютерной техники и современных компьютерных программ и на основе этого умеющий производить полезный продукт. Из таких «электронных людей, граждан» формируются информационное общество и государство.

Для наиболее точного понимания термина «электронное правительство» важно уяснить связь и различия между такими смежными понятиями, как «информационное общество», «электронное государство», «электронная администрация», «электронное правительство». При этом под информационным обществом следует понимать социально-экономическую формацию, основной движущей силой которой являются интеллектуальные информационные технологии и люди, владеющие навыками применения таких технологий. В качестве синонима к термину «электронный» иногда употребляется слово «цифровой» («цифровые технологии», «цифровая связь», «цифровое изображение»). Между тем понятие «цифровой» нетождественно понятию «электронный». Цифровые технологии являются частью электронных, одним из технических электронных способов или средств. Понятие «электронное правительство» употребляется в широком и узком значении. В узком оно включает в себя применение электронных способов управления центральными органами исполнительной власти (правительством). Фактически в таком значении активно этот термин стал применяться администрацией Президента США Б. Клинтона, являвшейся центральным органом государственной исполнительной власти США. Именно в этот период вопросы применения оргтехники, компьютеризации, внедрения электронных способов государственного управления в США приобрели стратегическое значение. В зарубежных государствах, которые одними из первых обратили серьезное внимание на новационные информационно-технологические разработки таких стран, как США, Великобритания, Япония, ФРГ, Франция, понятие «электронное правительство» воспринималось на начальном этапе, скорее всего, как средство, позволяющее правительству использовать достижения интернет-технологий в целях повышения эффективности управления по предоставлению гражданам простого электронного доступа к программам, услугам и информационным ресурсам правительства <4>. ——————————— <4> См.: Компьютеризация государственного управления // Бюро международных информационных программ. Государственный департамент США. URL: www. usinfo. state. gov (дата обращения: 30.10.2002).

Вместе с тем следует отличать правительство, обладающее электронным интерфейсом (онлайновое правительство, Government on-line), от электронного правительства в более широком значении, поскольку онлайновый интерфейс является неотъемлемым элементом, только частью системы электронного правительства. Поэтому онлайновое правительство — это еще не электронное правительство, так как под последним нужно понимать комплексную перестройку устоявшихся форм организационной деятельности. Ведь, например, прозрачность системы госуправления, ее дебюрократизация, декоррупционность, подконтрольность не достигаются простым подключением к системе Интернет. Таким образом, простым распространением электронных способов связи проблему повышения эффективности управления в целом и электронного в частности не решить. Акцент при формировании и развитии системы электронного правительства должен быть сделан на том, что электронное правительство не является только частным технологическим решением, а эффективным механизмом, средством, способом масштабного информационного преобразования государства и общества путем глобального внедрения и распространения информационно-коммуникационных технологий во всех государственных и общественных сферах деятельности. Для достижения таких целей необходимо создание инфраструктуры электронного управления и ее правовое, организационное, кадровое, информационное, финансовое, техническое, научно-методическое обеспечение. Все перечисленные базовые компоненты являются основой для реинжиниринга государственного управления, создания и эффективного функционирования электронного правительства в широком смысле его понимания. В целях оптимизации управленческой деятельности государства целесообразно понятие «электронное правительство» или употреблять только в значении федеральных органов государственной исполнительной власти, или распространить на все ветви государственной власти и употреблять данный термин в более широком значении. То есть понятие «E-Government» применять для обозначения государства как политического института, представленного всеми тремя ветвями власти, а не только центральным правительством (исполнительной властью). В этом понимании E-Government включает в себя не только федеральную исполнительную ветвь власти, а государственную электронную систему управления, созданную для всех ветвей власти. Таким образом, в широком значении в понятие «электронное правительство» включается специальный комплекс организационно-технических средств, способов, форм, методов, нацеленных на обеспечение электронного взаимодействия государства с различными органами власти, коммерческими структурами, гражданами (G2G, Government-to-Government), государственными служащими (G2E, Government-to-Employees), гражданами (система отношений G2C, Govemment-to-Citizen), бизнесом (G2B, Government-to-Business). В рамках такого комплексного подхода, например, то же самое внешнее и внутреннее делопроизводство и взаимодействие опосредуются широким и активным использованием сетевых компьютеров, компьютерных технологий и сопутствующего им современного программного обеспечения. Как свидетельствует анализ Конституции РФ, других конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, а также постановлений Правительства РФ, которыми, в частности, утверждены положения о соответствующих органах исполнительной власти, в России на федеральном уровне функциональная система (структура) государственных органов власти и управления выглядит следующим образом: — Президент РФ (глава 4, ч. 1 ст. 11 и др. Конституции РФ), Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность главы государства, в том числе с применением электронного способа деятельности; — Совет Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания РФ (глава 5, ч. 1 ст. 11 и др. Конституции РФ), их комитеты, комиссии, а также их аппараты, обеспечивающие деятельность Федерального Собрания РФ, включая электронные способы; — Правительство РФ (глава 6, ч. 1 ст. 11 и др. Конституции РФ), его аппарат, министерства и ведомства, их аппараты, обеспечивающие электронную деятельность Правительства РФ, руководство федеральных министерств и ведомств; — Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и суды, входящие в возглавляемую Верховным Судом РФ судебную систему; Высший Арбитражный Суд РФ и суды, входящие в возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ судебную систему (судебную власть) (глава 7, ч. 1 ст. 11 и др. Конституции РФ), а также их аппараты, обеспечивающие деятельность судебных органов, в том числе электронным способом. Государственные органы со специальным статусом. Например: — прокуратура Российской Федерации (ст. 129 Конституции РФ); — Счетная палата Российской Федерации (ст. 101, п. 5 и др. Конституции РФ); — Уполномоченный по правам человека в РФ (ст. 103, ч. 1, п. «е», Конституции РФ). К органам государственной власти также относятся органы исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 и др. Конституции РФ). Отметим, что в соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Применение перечисленными выше государственными органами электронных систем управления выходит за рамки госорганов, тем более исполнительной власти. В данном случае будет правильно употреблять термин не «электронное правительство», а «электронное государственное управление», или «электронная система государственного управления», или «электронное государство». Распространение возможностей электронного управления на деятельность всех ветвей власти, включая судебную, различных госорганов (например, прокуратуру Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации) направлено на повышение эффективности государственного управления в целом, а не только исполнительной ветви власти. Для того чтобы термин «электронное государственное управление» наполнить более широким содержанием, следует учитывать необходимость распространения механизмов электронного управления на государственные органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, электронное государственное управление — это целенаправленное соучастие и воздействие субъектов всех ветвей и органов государственной власти на различные сферы общественной жизни с использованием информационно-коммуникационных технологий с целью повышения эффективности государственного управления, оперативного осуществления взаимодействия между государственными органами, а также упрощения процедур взаимодействия государства с неправительственными организациями, бизнесом, населением в сфере оказания электронных услуг. Электронное государственное управление направлено также на достижение таких весьма позитивных целей, как снижение уровня бюрократизации и коррупционности в системе государственной власти. Важно также в систему электронного управления включить и местные (муниципальные) органы власти, не являющиеся органами государственной власти. С учетом необходимости формирования и реализации способов электронного управления, оказания услуг населению не только на федеральном, но и на региональном уровнях (независимо от местонахождения и времени) содержание термина «электронное правительство» в этом случае еще более расширится. Речь в таком случае (с учетом муниципальных органов власти) должна уже идти не только об электронном государственном управлении, а об электронной администрации вообще. Для России, учитывая ее географический масштаб, является реальной необходимость в оперативной и беспроводной передаче информации на значительные расстояния, а включение регионов в систему электронного управления и оказания услуг населению должно быть внедрено повсеместно. Таким образом, понятие «электронное государственное управление» или «электронная система государственного управления» включает в себя электронное обеспечение и его использование всеми органами государственной власти различного уровня и ветвей. Понятие же «электронная администрация» по своему содержанию шире понятий «электронное государство» или «электронное государственное управление», так как в него включается и применение электронных способов управления местными органами власти, которые не входят в функциональную систему органов государственной власти. Итак, использование термина «электронное правительство» в качестве русского эквивалента Electronic Government отражает смысл данного понятия недостаточно точно. Поэтому в ряде случаев словосочетание «электронное правительство» воспринимается или узко, или широко. Когда речь идет о применении информационно-коммуникационных технологий всеми ветвями власти и представляющими их органами государственной власти, правильно будет употреблять термины «электронное государство» или «электронное государственное управление». На многозначность понятия «электронное правительство» указывается и в документе ООН «Электронное правительство на перепутье» <5>. В нем, в частности, определены следующие составляющие данного понятия: ——————————— <5> United Nations. The World Public Sector Report 2003: E-Governmerit at the Crossroads, 2003.

— обеспечение государственного управления современными компьютерными и коммуникационными технологиями, их внедрение позволит многократно повысить эффективность работы государственных органов, расширит возможности граждан и в конечном счете будет стимулировать экономику и развивать общественные отношения; — однако внедрение электронного правительства не означает, что компьютеры в перспективе заменят государственных служащих; — деятельность органов государственной власти, госслужащих должна опираться на мощную, эффективную и безопасную электронную систему их внутренней деятельности во взаимодействии с гражданами и бизнесом; — необходимость совместимости баз данных различных органов управления (ведомств), чтобы они могли обмениваться электронной информацией, чтобы гражданин, находясь дома, мог оформить необходимые документы, чтобы государственные закупки производились через открытые электронные торги, а физические и юридические лица могли в них участвовать электронным способом; — внедрение электронного правительства связано со структурными реформами государственного управления, в частности с пересмотром количества и характера функций государственных органов, внедрением административных электронных регламентов их деятельности. Итак, понятие «электронное правительство» имеет много значений. Отметим, что информационное право, например, рассматривает Э-правительство как один из важнейших институтов формирования информационного общества. Как уже отмечалось, Э-правительство, с одной стороны, обозначает обеспечение эффективного государственного управления только органами исполнительной власти, с другой — всеми органами всех ветвей государственной власти, а с третьей — всеми органами власти, включая муниципальные. Во втором значении будет правильным употреблять термин не «электронное правительство», а «государственное электронное управление» или «электронное государство», а в третьем — «электронное управление органов власти» («электронная власть»). Внедрение администрациями современных компьютеров и коммуникационных технологий позволит сущностно повысить эффективность работы всех органов власти, расширить возможности граждан в оперативном получении услуг и в конечном счете будет стимулировать развитие общественных отношений, в том числе в сфере экономики, правоохранительной деятельности, включая противодействие коррупции. Таким образом, электронное правительство в прямом значении данного термина — это совокупность органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, осуществляющих на основе информационно-коммуникационных технологий реализацию своих полномочий, в том числе во взаимоотношениях с другими государственными и негосударственными органами власти, а также с неправительственными организациями, бизнес-структурами, гражданами. В таком конкретно прямом, а не метафоричном понимании термин «электронное правительство» можно писать без кавычек — электронное правительство. В других, более широких значениях будет обоснованным писать в кавычках — «электронное правительство». Вместе с тем отметим, что сегодня термин «электронное правительство» многими воспринимается, как правило, в более широком понимании, в значении применения электронных способов и средств при осуществлении управления, государственной деятельности. При этом термин «электронное правительство» не пишется в кавычках, и неправильным такое применение не считается. То есть применение данного термина в широком значении продиктовано практикой жизни. Следует предметно рассмотреть и понятие «электронное общество». Данный термин включает в себя комплексную систему всего электронного управления, применяемого государством, бизнесом, общественными объединениями, населением, отдельными лицами, пользующимися информационно-коммуникационными технологиями в обеспечении своей деятельности. В этой связи под электронным обществом следует понимать некую информационно-коммуникационную технологическую инфраструктуру или среду, которая позволяет всем органам власти, неправительственным и коммерческим структурам, населению в целом и отдельному гражданину через ИКТ осуществлять взаимодействие и оказание услуг в унифицированных электронных формах и стандартах, востребованных и понятных им (друг другу). Говоря об электронном обществе, важно также уделить внимание вопросам зависимости и соотношения понятий «электронное общество», «электронное государство» и «гражданское общество». Отметим, что в рамках одного государства или союза государств, да и в глобальном масштабе границы электронного и гражданского общества могут во многом совпадать, если государство нацелено и реально формирует соответствующую базу, создает институты и необходимые ресурсы электронного общества. При этом имеет особое значение, если основные элементы понятия «электронное общество» распространяются на все элементы понятий «электронное государство» и «гражданское общество». В таком случае цели государства, гражданского и электронного обществ в принципе могут совпадать. Понятия «электронное общество», «электронное государство» и «гражданское общество» в таком случае проявляются как понятия не тождественные, но близкие по содержанию. С точки зрения динамичности развития гражданское общество на современном этапе должно становиться электронным, а электронное — быть и оставаться гражданским. В целях обеспечения безопасности государство, его органы должны быть нацелены на формирование такого общества, которое должно быть одновременно и гражданским, и электронным, и информационным. При этом отметим, что информационное пространство шире электронного, поскольку в нем задействованы и возможности печатных средств массовой информации. В свою очередь, возможности электронного пространства более востребованы и эффективны по сравнению с информационным. По мнению сотрудников сектора информационного права ИГП РАН <6>, гражданское общество может и должно быть информационным и, на наш взгляд, электронным. Информационное общество может быть таковым только в условиях гражданского общества. ——————————— <6> См.: Информационное право. Актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт, 2008.

Таким образом, под информационным обществом следует понимать высокоинтеллектуальный социум, построенный на информации, знаниях, культурном наследии. Такой социум готов активно развиваться, создавать и продвигать инновации на основе приоритета информации, информационно-коммуникационных технологий, информатизации, широкого внедрения человеческих знаний в различные сферы жизни общества, государства и личности. Объединяющим и стратегически важным фактором этого процесса в России является создание ресурсных возможностей для максимального использования глобального информационного пространства. Эффективность информационного и электронного общества, электронного госуправления проявляется не только в создании информационно-коммуникационных технологий, но и в их эффективной реализации, особенно во взаимоотношениях различных органов и структур: — между собой; — с неправительственными объединениями; — с коммерческими структурами; — с обществом, различными группами населения, отдельными гражданами. Проявляется эффективность и в систематическом, и непосредственном взаимодействии неправительственных организаций, бизнес-структур, отдельных граждан, социальных групп, всего общества. Таким образом, понятия «электронное общество», «электронное управление», «электронное государство», «электронное правительство» включают в себя внутреннюю и внешнюю системы электронной деятельности различных субъектов управления. В этой связи электронное управление подразделяется на внутреннее (внутрисистемное, внутриведомственное) и внешнее (вневедомственное, межведомственное). Внутреннее (внутриведомственное) электронное управление обеспечивается на основе внедрения и реализации информационных технологий с целью оптимизации деятельности одного ведомства или подразделений, входящих в его функциональную структуру. Внешнее — на основе объединения возможностей различных органов, в том числе входящих в различные ветви власти, т. е. органов, находящихся вне одного министерства, ведомства. Эффективность внешнего электронного управления проявляется при системном осуществлении различными органами, структурами взаимодействия путем обеспечения координации и объединении их усилий с использованием беспроводных информационно-коммуникационных технологий. Говоря об эффективности управления, следует иметь в виду, что и внутренняя, и внешняя электронная деятельность всех органов и структур различных государств должна быть основана на обеспечении конституционных прав граждан, безопасности личности, общества, государства. В этой связи отметим, что военное ведомство США (Пентагон) в целях обеспечения безопасности рассматривает возможность военного удара в качестве ответа на кибератаку, осуществляемую на компьютерные системы государства. Об этом в свое время заявил заместитель министра обороны США Джеймс Миллер <7>. Поясняя позицию ведомства в отношении посягательств на безопасность компьютерных сетей, он сказал, что необходимо задумываться над ответными мерами, не ограничивающимися киберпространством. При этом Миллер подчеркнул, что пока нет четкой формулировки, что представляет собой акт военной агрессии в киберпространстве. «Это юридический вопрос, который мы пытаемся разрешить. Безусловно, в данной области есть немало серых зон», — сказал он. В то же время он полагает, что угроза американским компьютерным сетям со стороны террористов и криминальных элементов «является реальной и продолжает расти». В частности, увеличиваются частота и изощренность вторжений в сети. Системы зондируются тысячи раз за день. При этом расширяется диапазон враждебных действий в киберпространстве, не обязательно отражающих полномасштабную агрессию, — от введения цифрового шпионажа до распространения ложных данных в сети. ——————————— <7> URL: http://www. mignews. com/news/ society/world/ 080510_91557_67762.html.

Отметим, что для отслеживания и противостояния кибератакам в США созданы специальные подразделения (кибервойска). Ричард Кларк, бывший советник президентов США Билла Клинтона и Джорджа Буша, подчеркивал, что отсутствие надлежащих мер безопасности против нападения может привести к «электронному Перл-Харбору». Такой вывод он сделал в своей книге «Кибернетическая война: Новая угроза национальной безопасности» (Cyber War: The Next National Security Threat), написанной в соавторстве с Робертом Нейком <8>. ——————————— <8> Там же.

В книге обосновывается предположение, что первой целью кибератаки станет компьютерная сеть Пентагона, затем она коснется и остальной части электрических сетей страны, например трубопроводов. Это может привести к повреждению электроэнергетической системы страны, что может перепугать финансовый мир и перепутать финансовые отчеты так, что станет непонятно, кто чем владеет. По мнению Кларка, кибервойна может быть начата со стороны как враждебной США державы, так и хакера-одиночки. В этой связи целями электронной государственной деятельности должны стать не только оказание широкого комплекса услуг населению, упрощение бюрократических процедур, оперативное, качественное и безопасное решение управленческих задач. В конечном счете и внутренняя, и внешняя электронная деятельность должны обеспечивать достижение управленческих целей, с одной стороны, минимизированными ресурсными затратами, а с другой стороны, такими затратами, которые позволят обеспечить безопасность человека, общества и, конечно, национальную безопасность. В настоящее время в различных государствах существуют расхождения в создании электронно-цифровой инфраструктуры. Вместе с тем растущий за рубежом и в России интерес к мировой электронной сети не сопровождается автоматическим увеличением ее пользователей и качеством применения имеющейся в ней информации. Сегодня во многих странах национальные программы, связанные с формированием и деятельностью электронных правительств, постоянно совершенствуются, претерпевая динамичные и актуальные изменения. Отметим, что создание и развитие электронной инфраструктуры тесно связано с состоянием социальной и экономической ситуации в каждой стране. В России внедрение информационно-коммуникационных технологий отнесено к числу стратегических государственных приоритетов. Принятые нормативные правовые акты по вопросам электронных систем управления свидетельствуют о необходимости дальнейшего развития электронно-цифровой инфраструктуры. При этом реализацию принятых решений, связанных с электронно-цифровой инфраструктурой, нельзя пускать на самотек. Необходимо создание реальных механизмов координации, взаимодействия органов государственной власти, муниципальных органов, неправительственных и бизнес-структур, населения, а также осуществление эффективного государственного контроля за своевременным и в полном объеме исполнением принятых решений в этой области. Важное значение в функционировании электронной инфраструктуры имеет принятие и использование современных стандартов, обеспечивающих функционирование различных компонентов электронной системы. Следует подчеркнуть, что в целях распространения ИКТ, создание которых направлено на формирование электронной системы государственного управления, электронного правительства, на предоставление электронных услуг населению <9>, в стране в последнем десятилетии принято более двадцати федеральных законов, издан целый ряд указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, постановлений Государственной Думы и Совета Федерации Феде рального Собрания Российской Федерации, директивных решений судебных органов, федеральных министерств и ведомств, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации. ——————————— <9> Портал госуслуги: http://www. gosuslugi. ru/.

Важнейший вклад в формирование системы оказания услуг населению, обеспечения безопасности при взаимодействии различных органов власти между собой, с различными некоммерческими, общественными организациями, бизнес-структурами, населением вносит Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» <10>. Подчеркнем, что Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» <11> предусмотрено использование информационных коммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг (глава 5), а также организация деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт (глава 6). Цена реализации проекта внедрения универсальных электронных карт, по предварительным подсчетам председателя Сбербанка Г. Грефа, в течение пяти предположительно лет обойдется в 150 млрд. руб. <12>. ——————————— <10> СПС «КонсультантПлюс» (в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 10.07.2012 N 108-ФЗ, от 05.04.2013 N 60-ФЗ, от 02.07.2013 N 171-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ). Целью данного Закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральным законом «О связи». <11> СПС «КонсультантПлюс» (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ). <12> См.: Услуги в «одном флаконе» // Российская газета. Центральный выпуск. N 5214. 2010. 23 июня.

В настоящее время определенная практика использования электронных карт, в том числе федеральных, в субъектах Российской Федерации уже значительно сформирована. Так, в Москве количество активных карт составляет порядка 5 млн., из них более 3 млн. карт для граждан, состоящих на учетах в органах соцзащиты населения г. Москвы (по данным картам предоставляется комплекс различных льгот и скидок, например бесплатный проезд на различных видах городского общественного транспорта, скидки в торговой и аптечной сети, в сети ремонта бытовой техники и т. д.). Программа данной карты позволяет пользоваться ею и как банковской картой, и как документом медстрахования. По этим картам пенсионеры могут получать пенсии через терминалы. Помимо электронной социальной карты, правительством г. Москвы введены электронные карты для учащихся вузов, средних и средних специальных учебных заведений, для получения жилищных и коммунальных субсидий, для граждан, получающих денежные пособия по рождению ребенка, и т. д. Всего различным категориям москвичей на сегодняшний день выдано более 7 млн. электронных карт. Таким образом, электронные карты — это не символ или атрибут продвинутости региона или страны, а прежде всего реальный и востребованный рабочий инструмент, необходимый элемент общей системы оказания услуг и осуществления взаимодействия институтов исполнительной власти с населением. Эффективность их применения напрямую связана с созданием соответствующей инфраструктуры на федеральном и региональном уровнях. В этой связи отметим, что п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» дано понятие электронного средства платежа. Это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. В заключение подчеркнем, что эффективность электронного правительства, электронного государства, электронного общества напрямую зависит от наличия и реализации следующих базовых элементов управления: 1) правового обеспечения функционирования электронной системы управления, особенно в части решения вопросов координации и взаимодействия различных органов государственной власти в своих взаимоотношениях между собой, с различными неправительственными организациями, населением, отдельными гражданами; 2) организационного обеспечения деятельности электронной системы государственного управления (грамотное и своевременное принятие комплекса организационно-управленческих решений по оптимизации функционирования электронно-информационной системы в соответствии со стоящими государственными целями и задачами); 3) наличия у государства, его органов комплексной технической электронной инфраструктуры, т. е. технического обеспечения; 4) наличия квалифицированного государственного аппарата, специалистов, реализующих стоящие задачи по электронному управлению, т. е. от кадрового обеспечения; 5) финансового обеспечения функционирования и постоянного развития электронной системы управления; 6) информационного обеспечения функционирования и динамичного развития электронной системы управления, обеспечения информационного взаимодействия органов государственной власти и общества с использованием телекоммуникационных технологий; 7) наличия научно-методического обеспечения, направленного на оптимизированное использование электронно-информационных способов управления, широкое применение различных информатизационных способов организации управленческой деятельности. С учетом сказанного выше подведем определенный итог: когда речь идет о повышении эффективности управления, комплексном оказании услуг населению, активном противодействии коррупции, представляется наиболее правильным повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий, средств и способов электронного правительства всеми органами, входящими в систему государственной и муниципальной власти, а также бизнес-сообществом, общественными объединениями и отдельными гражданами. При этом деятельность электронного правительства направлена на упрощение реализации заформализованных административных процедур в ходе оказания услуг населению, решение социально-экономических проблем, повышение качества жизни людей. Для реализации задач, стоящих перед электронным правительством, необходимо дальнейшее совершенствование правового, организационного, кадрового, финансового, информационного, научно-технического и методического обеспечения информационно-коммуникационной деятельности государства, бизнеса, общества и отдельного человека. Повсеместное применение электронных средств — это и реальная возможность, эффективный способ противодействия бюрократизации, коррупционности, экономической преступности. Как вид, способ, средство, механизм деятельности государства и общества электронное управление основывается на целенаправленном, скоординированном и оперативном применении органами власти, неправительственными структурами, отдельными индивидуумами новационных информационно-коммуникационных технологий — реальных свидетельств адекватной реакции государства и общества на вызовы, стоящие перед страной в XXI в. Под эффективностью электронного управления нужно понимать комплексную, к тому же унифицированную информационно-коммуникационную среду, масштабный информационно-коммуникационный ресурс, систему, которая реально может обеспечить органам власти, неправительственным структурам, бизнесу, населению, гражданину улучшение качества жизни и деятельности. В такую систему включаются цели, задачи, принципы и стандарты, задействованные всеми участниками процесса взаимодействия и управления. К основным компонентам системы электронного правительства, обеспечивающим его эффективность, относятся: — наличие у субъектов управления правовых, организационных, кадровой, технической, финансовой, научно-методической возможности перевода в электронную форму взаимодействия органов власти, неправительственных структур, бизнеса, населения; — повсеместное введение электронного документооборота, который позволит повысить эффективность управления, особенно оперативность принятия и реализации в практической деятельности управленческих решений, сократить количество государственных и муниципальных служащих, а следовательно, ресурсные затраты; — реальная прозрачность и доступность органов власти (служащих государственных и муниципальных органов), приближение их деятельности к потребностям населения, общественных объединений, бизнеса, что будет способствовать дебюрократизации и декоррупционности государственной и муниципальной власти. Стратегически важное значение для осуществления модернизации и инноватизации экономики имеет человеческий фактор, поскольку только образованный, развитый и амбициозно нацеленный человек в состоянии глубоко осмыслить и эффективно применить научные достижения, отвечающие интересам личности, общества и государства.

Литература

1. United Nations. The World Public Sector Report 2003: E-Government at the Crossroads, 2003. 2. URL: http://www. mignews. com/news/ society/world/080510_91557_67762.html. 3. Информационное право. Актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт, 2008. 4. Компьютеризация государственного управления // Бюро международных информационных программ. Государственный департамент США. URL: www. usinfo. state. gov (дата обращения: 30.10.2002). 5. Портал госуслуги: http://www. gosuslugi. ru/. 6. СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 531 // СПС «КонсультантПлюс». 7. Услуги в «одном флаконе» // Российская газета. Центральный выпуск. N 5214. 2010. 23 июня.

——————————————————————