Интернет-экономика: перспективы развития

(Примочкин Б.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 17)

ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Б. ПРИМОЧКИН

Борис Примочкин, журналист, г. Москва.

Интернет исключает такую традиционную цепочку торговли, как посредники, соединяя вместе продавцов и покупателей. Они смогут значительно ускорить процесс торговли, используя средства электронного документооборота.

Преимущества сетевых технологий

Малый и средний бизнес (МСБ) особенно нуждается в интернет-технологиях. Практика показывает, что интернет-экономика позволяет получать реальную прибыль, снижать расходы, обслуживать заказчиков на новом качественном уровне, внедряться в ранее недоступные по географической отдаленности районы.

Специалисты выделяют такие главные преимущества данной отрасли экономики для МСБ, как обратная связь с клиентом и более эффективная коммуникация с ним, оптимизация бизнес-процессов, доступ на новые рынки, упрощение процесса подбора персонала, снижение издержек на маркетинг.

Интернет перестраивает традиционные бизнес-процессы. Продажи, логистика, маркетинг существенно отличаются при ведении бизнеса онлайн. Например, в туризме Всемирная сеть уменьшает роль посредников, что повышает прозрачность и эффективность рынка.

Темп замедляется

Но в развитии инфобизнеса есть противоречия и препятствия.

Грамотные пользователи научились делать так: пройдясь по магазинам и найдя нужную вещь, заказывают ее дома по Интернету с доставкой на дом. При этом существенно экономят. В результате магазины перестали продавать популярные предметы через Сеть.

Что же еще мешает интернет-развитию МСБ? Вот как ответили сами компании:

— нет средств для разработки интернет-предложения;

— нет времени на поддержание интернет-сайта;

— нет объединения компаний отрасли, которые могли бы обсудить проблемы и выработать общую стратегию;

— у сотрудников недостаточно знаний или подготовки;

— клиентам не нужен интернет-сайт и т. д.

Таким образом, все сводится к отсутствию либо желания, либо средств, либо умений.

Зарубежный опыт

Иначе ведут себя представители МСБ за рубежом.

Так, небольшая датская компания продавала корма для фермеров, через два года переориентировалась на Интернет. Результат — доля продаж в общем объеме выросла с 10 до 70%.

В Англии одна семья решила продавать самые разные товары для садоводов (в том числе и червей). Жили они в небольшой деревне (менее 100 чел.). С использованием Интернета маленький семейный бизнес превратился в компанию с оборотом в 2,5 млн. фунтов.

Мелкая чешская фирма ведет продажу цветов, половину заказов реализуя через Интернет. Около трети из них — зарубежные заказы. Закупает цветы фирма на голландском интернет-аукционе: там ниже цены и более высокое качество.

Секрет успеха

«Лишь одно из двух предприятий МСБ, — считает М. Жунич, директор по взаимодействию с органами государственной власти Google РФ, — использует свой сайт для предоставления информации о продукте или услуге. Одно из пяти предприятий МСБ использует свой сайт для электронной коммерции. Но тот, кто все-таки поймал удачу, преуспевает. Например, казанская фирма, основанная в 1999 году, ее первоначальные вложения — 350 долл. Теперь она лидер на российском рынке удаленной торговли цветами. Партнерская сеть составляет более 700 тыс. цветочных салонов в России и несколько тысяч в странах ближнего и дальнего зарубежья. Собственная розничная сеть в Москве и Казани».

Секрет успешных компаний МСБ прост. Это каждодневное живое общение с интернет-аудиторией, для которой на сайте регулярно выкладываются новости, объявляются специальные предложения, организуются видео-встречи и размещается эксклюзивный контент.

Повышение уровня компьютерной грамотности

В последние годы в России формируется класс физически и умственно активных людей старше 60 лет. Возможно, кому-то из них было бы интересно овладеть навыками инфобизнеса. Здесь значительную роль могли бы сыграть курсы компьютерной грамотности, которые начинают появляться в разных формах. Например, один разработчик предлагал изначально продавать за 3 тыс. руб. интеллект-карты по ведению бизнеса в Интернете, а потом и вовсе предложил их бесплатно. Но с одним условием: чтобы получить комплект, необходимо привести в его рассылку пять новых читателей. Казалось бы, проще простого. Однако пожилым людям без навыка сетевого общения сделать это не так просто.

Овладеть навыками инфобизнеса было бы полезно большому числу безработных и так называемых фрилансеров — людей свободных профессий (фотографов, репетиторов, нянь, домработниц, дизайнеров, художников, ремесленников, журналистов и др.). Интернет может и должен стать площадкой для поиска работы.

«Чтобы дать этим людям статус, — считает В. Климов, заместитель председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству ГД РФ, — надо менять что-то в Трудовом кодексе. Например, отменять трудовые книжки и вводить вместо них патенты самозанятости, в которых будет регистрация субъекта экономической деятельности. Долгое время Минфин был против. Но, похоже, в этом году такие патенты появятся».

Отметим, что сегодня подростки становятся самостоятельной и активной частью интернет-экономики. В Сети они получают возможность не только покупать товары, но и влиять на создание новых.

Такая индивидуализация потребления вполне может привести к созданию с помощью Интернета эксклюзивных и персональных вещей для различных категорий людей, отличающихся по возрасту, интересам, занятиям, потребностям.

Технологии завтрашнего дня

Фонд Softline Venture Partners предлагает футурологический прогноз развития новых технологий, влияющих на интернет-торговлю:

— 2012 год — интернет-магазины на готовых платформах и в соцсетях;

— 2013 год — использование краудфандинговых платформ для финансирования производства (то есть когда люди бескорыстно сбрасываются на съемку фильма, запись альбома, издание книги);

— 2015 год — производство и продажа контента: игры, видео, приложения;

— 2016 год — всемирный Wi-Fi, более 70% населения Земли присутствуют в Интернете;

— 2018 год — авторские товары: девайсы, хендмейд, одежда и пр. В результате развития цифровых и мобильных технологий вся доступная человечеству информация, а также все сервисы находятся в глобальной сети и доступны в любой точке планеты (появляется глобальное «облако»);

— 2020 год — пользователям уже не придется управлять компьютером с помощью клавиатуры и мыши. Их место, по мнению сотрудников Intel, займут вживленные в мозг процессоры (компьютер-мозг). Это позволит значительно ускорить процесс образования и повысить уровень интеллекта людей, так как восприятие информации мозгом напрямую происходит намного быстрее, чем через органы чувств. Создание универсального идентификатора личности в Сети;

— 2023 год — конструирование чувств, эмоций, желаний и новых миров. Развитие телесных интерфейсов, отказ от компьютеров как специальных отдельных объектов, создание экзоскелетов, биотехнологии трансформации тела и органов чувств;

— 2025 год — HTTP-2 (Human Thought Transfer Protocol) — возникновение протоколов прямого обмена информацией между нервными сетями через Интернет;

— 2027 год — ДНК-паспорт;

— 2030 год — 3D-принтер (массовое распространение технологий печати любых материальных объектов — от детских игрушек до домов и автомобилей).

Тренды будущего

В настоящее время в России интернет-пользователей более 40 млн. Количество их неуклонно растет. Можно с уверенностью предположить, что в ближайшие годы:

1) интернет-торговля будет все больше составлять конкуренцию традиционной торговле;

2) торговля вещами и предметами уйдет в торговлю сервисами и услугами по поводу этих предметов;

3) цикл жизни товара станет более коротким, а сам товар — многоразовым;

4) все больше видов деятельности внутри торговли выделятся в отдельные инфраструктуры (логистика, упаковка, обработка данных, веб-сервисы, call-центры, транспорт и т. д.);

5) возникнет, а затем существенно расширится область торговли виртуальными товарами и услугами, имеющими ценность исключительно в виртуальной среде.

——————————————————————