Юридические сети в сфере судебного и полицейского сотрудничества Европейского союза
(Волеводз А. Г.) («Международное уголовное право и международная юстиция», 2012, N 2)
ЮРИДИЧЕСКИЕ СЕТИ В СФЕРЕ СУДЕБНОГО И ПОЛИЦЕЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА <*>
А. Г. ВОЛЕВОДЗ
——————————— <*> Volevodz A. G. The judicial network in judicial and police cooperation in criminal matters of the EU.
Волеводз Александр Григорьевич, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО(У) МИД России, доктор юридических наук.
В Европейском союзе деятельность юридических сетей в сфере борьбы с преступностью является одним из эффективных механизмов оперативного решения проблем обмена информацией между правоохранительными органами и судами государств-членов, способствует надлежащему правовому обеспечению судебного и полицейского сотрудничества, его расширению и оперативности. Правовое сотрудничество в рамках таких сетей призвано обеспечивать условия для полного и всестороннего исполнения международных договоров, а также нормативных предписаний права ЕС в сфере борьбы с преступностью. С учетом этого в статье рассматриваются правовые основы, организация и порядок деятельности судебных сетей ЕС, действующих в сфере судебного и полицейского сотрудничества.
Ключевые слова: международные правоохранительные организации, борьба с преступностью, международное сотрудничество в борьбе с преступностью, Европейский союз, Европейская судебная сеть по гражданским и коммерческим делам, Европейская судебная учебная сеть.
In the European union judicial networks activity in combating crimes is one of the most effective mechanisms of just-in-time problem solving regarding means of communication between law enforcement authorities and courts of the member countries, it enables sufficient legal backing of police and court communication, its extension and efficiency. Legal cooperation in such networks is designed to ensure means for full and complete execution of international treaties and regulatory requirements of EU law in combating crimes. This paper discusses legal framework, organization and functioning of judicial network working in court and police communication in the EU.
Key words: international law enforcement institutions, combating crimes, international cooperation in combating crimes, European Union, European Judicial Network in civil and commercial matters, European Judicial Training Network (EJTN).
В рамках судебного и полицейского сотрудничества с 1996 г. государства — члены Евросоюза развивают обмен правовой информацией с использованием возможностей Европейской судебной сети (European Judicial Network, EJN) — объединения «национальных контактов» в единую сеть, призванную обеспечивать двустороннее судебное сотрудничество, с учетом объединения информации, знаний и опыта «национальных контактов» (магистратов по связям), и установлением единого порядка сбора и обмена данными между представителями заинтересованных государств — членов ЕС. О ее деятельности мы рассказали в прошлом номере нашего журнала. Однако обмен правовой информацией, даже самой новой, и оперативная пересылка документов о правовой помощи, хотя это тоже немаловажно, не исчерпывает всех потребностей судебного сотрудничества. Понимание этого повлекло за собой создание Европейской организации правосудия, которая и была учреждена решением Совета Европейского союза от 28 февраля 2002 г. 2002/187/JHA о создании Евроюста в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью <1>. ——————————— <1> Council Decision 2002/187/JHA of 28 February 2002 setting up Eurojust with a view to reinforcing the fight against serious crime // Official Journal of the European Communities L 63. 06.05.2002. P. 1 — 13.
С учреждением Евроюста, казалось, необходимость в продолжении функционирования Европейской судебной сети должна отпасть. Однако этого не произошло. Данная организационная структура продолжает свою деятельность уже совместно с Евроюстом. Более того, несмотря на постепенное укрепление принципа взаимного признания приговоров и судебных решений и возникновение новых органов и организаций Евросоюза в сфере судебного и полицейского сотрудничества (Евроюст, Европол, ОЛАФ), идея сетей не только не была забыта, но сетевые принципы в правоохранительной и судебной деятельности получили дальнейшее развитие. Ныне наряду с уже упомянутой Европейской судебной сетью в рамках Евросоюза действуют еще несколько судебных сетей, деятельность которых регулируется законодательством ЕС. I. В этой связи прежде всего назовем решение Совета Европейского союза от 28 мая 2001 г., учреждающее Европейскую судебную сеть по гражданским и коммерческим делам (2001/470/EC) <2>, в соответствии с которым создана сеть судебных магистратов по связи для содействия эффективному доступу к правосудию при помощи мер, обеспечивающих предоставление информации о работе Сообщества и международных юридических актов о судебном сотрудничестве по гражданским и коммерческим делам. Особое внимание эта сеть должна уделять эффективному и практическому применению юридических актов Сообщества или действующих конвенций между двумя или более государствами-членами в случаях применения коллизионных норм права. ——————————— <2> Council Decision of 28 May 2001 establishing a European Judicial Network in civil and commercial matters (2001/470/EC) // Official Journal of the European Communities L 174. 27.06.2001. P. 25 — 31.
Учитывая возросшие объемы обмена судебной информацией по гражданским и коммерческим делам, а также необходимость совершенствования этой сети, было принято решение Европейского парламента и Совета от 18 июня 2009 г. N 568/2009/ЕС, учреждающее Европейскую судебную сеть по гражданским и коммерческим делам <3>. Оно расширило полномочия по содействию сотрудничеству судебных органов государств-членов при осуществлении правосудия вне рамок уголовного судопроизводства. После такого реформирования контактные пункты государств-членов (пункты связи) Европейской судебной сети по гражданским и коммерческим делам (далее — Сеть) должны: ——————————— <3> Decision N 568/2009/EC of the European Parliament and of the Council of 18 June 2009 amending Council Decision 2001/470/ EC establishing a European Judicial Network in civil and commercial matters // Official Journal of the European Union L 168. 30.06.2009. P. 0035 — 0040. Приложение II.
a) обеспечивать получение местными органами судебной власти общей информации о юридических актах Сообщества и международных договорах, относящихся к судебному сотрудничеству по гражданским и коммерческим делам. В частности, они должны обеспечивать, чтобы Сеть, включая веб-сайт Сети, была лучше известна местным органам судебной власти; b) предоставлять другим пунктам связи, органам власти и местным органам судебной власти внутри собственной страны всю информацию, необходимую для четкого судебного сотрудничества между государствами-членами с целью оказания им содействия в подготовке пригодных к обработке запросов о судебном сотрудничестве и налаживания наиболее подходящих прямых контактов; c) предоставлять любую информацию для содействия применению закона другого государства-члена, подлежащего применению согласно юридическому акту Сообщества или международного договора. С этой целью пункт связи, которому адресована такая информация, может воспользоваться помощью любых властей внутри своего государства-члена. Информация, содержащаяся в ответе, не будет являться обязывающей для пункта связи, органов власти, с которыми проводились консультации, или органа власти, который делал запрос; d) искать решение трудностей, возникающих в связи с запросом о судебном сотрудничестве; e) способствовать координации обработки запросов о судебном сотрудничестве в соответствующем государстве-члене, особенно когда несколько запросов от органов судебной власти данного государства-члена подлежат исполнению в другом государстве-члене; f) содействовать общему информированию общественности через веб-сайт Сети о судебном сотрудничестве по гражданским и коммерческим делам в Европейском союзе, о соответствующих юридических актах Сообщества или международных договоров, а также о внутренних законах государств-членов, уделяя особое внимания вопросам доступа к правосудию; g) сотрудничать в организации встреч и участвовать во встречах национальных представителей Сети; h) содействовать подготовке и обновлению информации, в частности, информационной системы для общественности; i) обеспечивать координацию между участниками Сети на национальном уровне; j) подготавливать двухгодичные отчеты о своей деятельности, включая, когда это целесообразно, отчеты о передовой практике в Сети, представлять их на встречах Сети, уделять особое внимание возможному совершенствованию Сети. Что весьма важно, названные выше регулятивные документы четко устанавливают, что контактные пункты государств-членов (пункты связи) должны без задержки отвечать на все направленные им запросы и не позднее чем в течение пятнадцати дней с момента их получения представлять ответ инициаторам запросов. Если ответ не может быть дан в течение указанного срока, инициатор должен быть кратко проинформирован об этом с указанием того, сколько времени потребуется для ответа, однако это время, как правило, не должно превышать тридцати дней. II. В 1995 г. на саммите «G8», проходившем в г. Галифаксе (Канада), была создана Группа старших экспертов по транснациональной организованной преступности «Восьмерки», которая по поручению глав государств занялась проработкой вопросов об эффективных путях борьбы с ней на международном уровне, в том числе с преступностью в сфере высоких технологий. Первые встречи экспертов, проведенные 12 — 14 октября и 24 — 27 ноября 1995 г. в г. г. Оттава и Монтебелло (Канада), а также 7 — 9 февраля и 10 — 12 апреля 1996 г. в г. Париже, завершились выработкой комплексного документа — Рекомендаций группы старших экспертов по транснациональной организованной преступности совещания министров «Группы Восьми» (Париж, 12 апреля 1996 г.). Он был представлен на очередной встрече руководителей государств «G8», состоявшейся 29 июня 1996 г. в г. Лионе (Франция). Во время нее главы государств и правительств «Восьмерки» одобрили результаты деятельности экспертов, группа которых с этого времени получила постоянный статус, собственное наименование — «Группа старших экспертов по транснациональной организованной преступности «G8», или «Лионская группа» (позднее — «Лионская/Римская группа»), а также поручение об имплементации основных положений Рекомендаций <4>. ——————————— <4> History of the Lyon Group // The Lyon Group. G8 Senior Expert Group on Transnational Organized Crime. Provisional Archive: June 1995 — June 1999. Designed and Published by the Rule of Law Foundation for free distribution within the Lyon Group, with support from the U. S. Department of State. Washington, DC USA. Published. 14 November 1999. P. 1 — 2.
Рекомендация N 16 гласит <5>: «Государства должны пересмотреть соответствующие законодательные нормы с тем, чтобы гарантировать криминализацию и соответствующие санкции за использование в преступных целях современных технологий, эффективное решение проблем, касающихся этих видов преступлений, с учетом юрисдикции, полномочий правоохранительных органов, порядка проведения расследований, организации подготовки кадров, профилактики и международного сотрудничества. Связь между сотрудниками правоохранительных и судебных органов различных государств должна быть усовершенствована при понимании необходимости обмена опытом в решении таких проблем. Государства должны содействовать исследованиям в этой области, предусмотреть мероприятия и соглашения в интересах борьбы с технологической преступностью и проведения соответствующих расследований». ——————————— <5> Senior Expert Group on Transnational Organized Crime. Senior Experts Group Recommendations. Paris. 12 April 1996 // G-8 Information Centre. Information System by the University of Toronto Library and the G8 Research Group at the University of Toronto. URL: http:// www. g7.utoronto. ca/ g7/ crime/ 40pts. htm. P. 6.
В соответствии с этой рекомендацией для обеспечения высокой оперативности реагирования на выявление совершенных с использованием компьютерных сетей преступлений, страны «G8» в 1998 г. сформировали контактные пункты сети ежедневного круглосуточного доступа (международное обозначение «24/7 Network»), деятельность которых позволяет работникам правоохранительных органов осуществлять прямые контакты по вопросам, возникающим при расследовании компьютерных преступлений в любое время суток. Возможность оперативных многосторонних контактов позволяет решать срочные вопросы и направлять необходимые запросы в реальном масштабе времени. Учитывая возможности и положительный опыт деятельности контактных пунктов, подгруппа по преступлениям в сфере высоких технологий Лионской группы рекомендовала допускать к участию в Сети и государства, не являющиеся членами «G8». Для того чтобы войти в эту Сеть, государство-претендент: 1) должно иметь возможность круглосуточного принятия просьб о срочной помощи; 2) обладать обученным персоналом, владеющим знаниями о преступлениях в области высоких технологий, который был бы способен отвечать на запросы о такой помощи. К середине 2001 г. в составе этой Сети действовали контактные пункты в Австралии, Бразилии, Канаде, Дании, Финляндии, Франции, ФРГ, Италии, Японии, Республике Корея, Люксембурге, России, Испании, Швеции, Великобритании и США <6>. ——————————— <6> Волеводз А. Г. Противодействие компьютерным преступлениям: правовые основы международного сотрудничества. М.: Юрлитинформ, 2002. С. 293 — 295.
С учетом этого, Совет Европейского союза принял Рекомендацию от 25 июня 2001 г. о контактных пунктах круглосуточной поддержки противодействия высокотехнологичным преступлениям (2001/C 187/02) <7>. ——————————— <7> Council Recommendation of 25 June 2001 on contact points maintaining a 24-hour service for combating high-tech crime (2001/C 187/02) // Official Journal of the European Communities C 187. 03/07/2001. P. 0005 — 0006.
В соответствии с ней: каждое государство — член ЕС, которое еще не присоединилось к созданной в рамках «G8» Сети ежедневного круглосуточного доступа «24/7 Network», должно сделать это; государства — члены ЕС должны гарантировать для этого создание специальных контактных пунктов круглосуточной поддержки противодействия высокотехнологичным преступлениям, которые должны иметь организационные и технические возможности для принятия оперативных мер по противодействию преступлениям, совершаемым в компьютерных сетях. Во исполнение данной Рекомендации во всех странах Евросоюза созданы такие контактные пункты, объединенные в единую сеть, являющиеся одновременно элементами «24/7 Network». III. Европейский союз стал первым в мире интеграционным образованием, все государства-члены которого в течение 1999 — 2003 гг. ратифицировали Римский статут Международного уголовного суда (МУС) и стали его участниками <8>. ——————————— <8> Ализаде В. А. Европейский союз и Международный уголовный суд // Актуальные научные проблемы: Сборник научных трудов; Мир гуманитарных наук. Екатеринбург. 2010. С. 118 — 121.
Переводя сотрудничество с МУС в практическую плоскость, Совет ЕС издал решение от 13 июня 2002 г. о создании Европейской сети контактных пунктов в отношении лиц, виновных в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях (2002/494/JHA) <9>. ——————————— <9> Council Decision of 13 June 2002 setting up a European network of contact points in respect of persons responsible for genocide, crimes against humanity and war crimes (2002/494/JHA). Official Journal of the European Communities L 167. 26.06.2002. P. 1 — 2.
В соответствии с ним: каждое государство-член создало контактный пункт для обмена информацией, касающейся расследования геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений, предусмотренных ст. ст. 6, 7 и 8 Римского статута МУС; задачей каждого контактного пункта является предоставление по запросу, в соответствии с существующими соглашениями между государствами-членами и с применяемым национальным правом, любой имеющейся информации, которая может иметь значение в рамках расследования геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений, а также облегчать взаимодействие между компетентными национальными органами власти. Как предусмотрено решением Совета Европейского союза 2003/335/JHA от 8 мая 2003 г. о расследовании и судебном преследовании геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений <10>, такие контактные пункты, объединенные в единую сеть, должны: осуществлять взаимодействие между собой, а также с МУС и другими органами международного уголовного правосудия; с определенной периодичностью проводить заседания с целью обмена информацией об опыте, практике и методах работы; эти заседания могут проводиться совместно с заседаниями в рамках Европейской судебной сети и при участии представителей МУС и других органов международного уголовного правосудия. ——————————— <10> Council Decision 2003/335/JHA of 8 May 2003 on the investigation and prosecution of genocide, crimes against humanity and war crimes. Official Journal of the European Union L 118. 14.05.2003. P. 12 — 14.
Все названные сети осуществляют обмен информацией с использованием новейших телекоммуникационных технологий посредством сети Интернет, а также специальных зашифрованных каналов связи. Сам обмен информацией в рамках судебного и полицейского сотрудничества весьма сложный и трудоемкий процесс, требующий определенных знаний, навыков и умений, которыми, безусловно, вряд ли обладают все судьи и работники компетентных органов стран ЕС, являющиеся потенциальными участниками информационного обмена по правовым вопросам. Для их обучения также используется сетевой принцип, реализуемый с помощью Европейской судебной учебной сети <11>, являющейся основной платформой для обучения и обмена знанием для более чем 160000 европейских судей, прокуроров и следователей. Эта Сеть разрабатывает учебные стандарты и программы, координирует учебные обмены и т. п. ——————————— <11> European Judicial Training Network (EJTN) // URL: http://www. ejtn. net/
* * *
Таким образом, в Европейском союзе учреждение, организация и деятельность юридических сетей в сфере борьбы с преступностью является одним из эффективных механизмов оперативного решения проблемы обмена информацией, преимущественно правового характера, в рамках судебного и полицейского сотрудничества. Правовая информация требуется при подготовке к направлению за рубеж ходатайств о правовой помощи, при участии в производстве за рубежом следственных действий, в ходе обмена информацией по принятым к исполнению ходатайствам о правовой помощи и выдаче с представителями зарубежных стран, при оценке документов и доказательств, полученных в порядке взаимной правовой помощи по уголовным делам и т. д. В отдельных случаях требуется знание правовой информации, содержащейся как в иностранных, так и в российских законодательных актах, лишь комплексное использование которой позволяет добиться реализации целей раскрытия и расследования преступлений. Проведенные автором исследования показывают, например, что при явной потребности в правовой информации об иностранном законодательстве при организации сотрудничества по конкретным уголовным делам с правоохранительными органами зарубежных стран, на что указали все проанкетированные нами практические работники, 90% из них пояснили, что не могут использовать ее в связи с невозможностью получения текстов соответствующих нормативных актов или отсутствием методических разработок, в которых содержалась бы эта информация. Одновременно 73% опрошенных прокуроров и следователей пояснили, что из-за отсутствия в их распоряжении такой правовой информации они допускали ошибки, которые влекли за собой несвоевременное или неполное исполнение ходатайств о взаимной правовой помощи, а также отказы в их исполнении. В этой связи опыт Европейской судебной сети и других сетей ЕС по судебному и полицейскому сотрудничеству может оказаться весьма полезным для правоприменителей России и стран, входящих в СНГ, ШОС, ОДКБ. Безусловно, этот опыт не может быть механически перенесен в иные условия, но отмеченные выше особенности позволяют говорить о допустимости его использования при формировании структур, призванных в будущем обеспечивать оперативный обмен информацией между компетентными органами в рамках интеграционных образований, участниками которых является Российская Федерация.
——————————————————————