Основные направления развития информационно-платежных систем в сфере исполнительного производства
(Дмитриев В. В.) («Исполнительное право», 2012, N 2)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
В. В. ДМИТРИЕВ
Дмитриев В. В., заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу.
Разработанная Министерством юстиции Российской Федерации Долгосрочная программа повышения эффективности исполнения судебных решений на 2011 — 2020 годы предусматривает предоставление физическим лицам и организациям возможности оплаты задолженности с использованием различных электронных платежных систем <1>. В настоящее время как Федеральной службой судебных приставов, так и ее территориальными органами заключаются соответствующие соглашения о взаимодействии с кредитными и иными организациями, осуществляющими прием платежей от населения. ——————————— <1> URL: http:// docs. pravo. ru/ document/ view/ 10963602/.
Так, во многих регионах организована оплата долгов через устройства самообслуживания — банкоматы и платежные терминалы. После ввода в указанные устройства идентифицирующей информации гражданин может узнать об имеющейся у него задолженности и сразу же погасить ее, произведя оплату наличными денежными средствами или воспользовавшись банковской картой. Вместе с тем необходимо отметить отсутствие единого подхода к идентификации должников в устройствах самообслуживания. В большинстве регионов в качестве идентификатора используются фамилия, имя, отчество должника либо номер исполнительного производства. В некоторых случаях при поиске информации о наличии возбужденного исполнительного производства применяются также дата рождения и адрес регистрации гражданина, паспортные данные, индивидуальный налоговый номер, сумма задолженности. По мнению автора, наибольшая эффективность информационно-платежных систем достигается тогда, когда в качестве идентификаторов используются номер исполнительного производства, а также реквизиты документов, удостоверяющих личность гражданина, либо реквизиты документов индивидуального (персонифицированного) учета. Сочетание указанных идентификаторов необходимо, поскольку далеко не все должники, по различным причинам, получают постановления о возбуждении исполнительного производства своевременно. Кроме того, это позволяет включить в информационную систему расширенные по сравнению с общедоступными сведения об исполнительном производстве. На официальном сайте Федеральной службы судебных приставов создан сервис «Банк данных исполнительных производств». Данный сервис предоставляет пользователям возможность оплатить задолженность без комиссии через систему электронных платежей QIWI или распечатать квитанцию для последующей оплаты. Аналогичные системы ранее были введены в действие на некоторых региональных подразделах официального сайта. Формирование единого информационного пространства предполагает подключение Федеральной службы судебных приставов к информационной системе учета начислений и фактов оплаты физическими и юридическими лицами государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов (системе УНИФО). Это позволит также снизить количество неидентифицированных платежей и, как следствие, коррупционные риски. Накопленный на региональном уровне соответствующий положительный опыт может быть использован при обработке сведений о поступивших платежах и внесении указанных сведений в базы данных отделов судебных приставов. Также территориальными органами Федеральной службы судебных приставов заключаются соглашения о взаимодействии с операторами мобильной связи в целях оповещения должников и предоставления возможности оплатить долг с помощью мобильного телефона. Так, Управлениями Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю и Республике Башкортостан проводились конкурсные процедуры для организации рассылки SMS-сообщений должникам с помощью специализированных организаций. В некоторых регионах, например в Республике Удмуртия, указанная рассылка осуществляется территориальным органом Федеральной службы судебных приставов самостоятельно. В ряде регионов используются сайты операторов сотовой связи. В Новосибирской области совместно с компанией «Агентство мобильных инновационных технологий» был введен в эксплуатацию информационный сервис, предусматривающий получение информации о долгах и их оплату путем направления гражданином SMS-запроса либо звонка с мобильного телефона на специальный номер. Ответ поступает в виде SMS-сообщения. Аналогичные сервисы действуют в Приморском крае и Нижегородской области. С учетом вышеизложенного можно сделать вывод об отсутствии единых принципов использования технологий мобильной связи в сфере принудительного исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов. На наш взгляд, при SMS-оповещении в рамках исполнительного производства оптимальной является рассылка сообщений через так называемый SMS-шлюз, т. е. специально предназначенный для этого сервер. Наиболее важными преимуществами данной технологии являются: — высокая скорость рассылки. Стандартное программное обеспечение позволяет рассылать около 200 — 300 сообщений в минуту. При этом ограничений по количеству практически не имеется; — гибкие настройки системы. Шлюз для отправки SMS-сообщений можно настроить на работу в определенное время и по определенной базе данных. Существуют возможности фиксации времени отправки каждого сообщения и формирования сводного отчета об их получении; — минимальная цена за одно сообщение. С учетом изложенного Управлением проведен аукцион на право заключения контракта на оказание услуг по рассылке SMS-сообщений. Аукционная документация содержала технический регламент, предусматривающий рассылку сообщений через SMS-шлюз. С победителем аукциона заключен контракт по цене всего 9 копеек за одно сообщение. В соответствии с техническим регламентом Управлению представляется в электронном виде отчет об отправке сообщений. Это позволяет автоматически вносить в базы данных районных отделов информацию о номере мобильного телефона должника, а также о дате и времени получения им SMS-сообщения. Таким образом, процесс формирования, направления и получения отчетов об отправке сообщений не требует участия судебного пристава, что позволяет существенно сократить трудозатраты. Необходимо отметить, что сообщения адресованы должникам — владельцам SIM-карт, но не содержат их фамилий, имен и отчеств. Текст каждого сообщения обезличен и включает только сведения о возбужденном исполнительном производстве. Это позволяет избежать нарушений Федерального закона «О связи» при передаче организации — победителю аукциона списка номеров мобильных телефонов для рассылки сообщений. Анализ результатов SMS-оповещения показал, что после каждой рассылки наблюдается резкое увеличение обращений граждан в районные отделы судебных приставов и на официальный сайт службы судебных приставов с целью погашения задолженности. Так, 10% должников Пенсионного фонда после получения SMS-сообщений оплатили долг в короткий срок. Совершенствование системы мобильных платежей и унификация соответствующих технологий представляются одними из наиболее перспективных направлений развития информационно-платежных систем. Это обусловлено преобладанием исполнительных производств о взыскании незначительных сумм денежных средств и предварительным SMS-оповещением должников. При этом принципиально важной является возможность осуществления мобильных платежей в сфере исполнительного производства с использованием универсальной электронной карты, являющейся, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», единым средством доступа к государственным, муниципальным и иным услугам. Технические требования к универсальной электронной карте, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 N 208 «О технических требованиях к универсальной электронной карте и федеральным электронным приложениям», позволяют поддерживать все современные способы передачи и защиты информации, в т. ч. с применением мобильного телефона. О перспективности данного направления развития информационно-платежных систем свидетельствует и опыт зарубежных стран. Например, в Эстонии в рамках электронного правительства 67% платежных операций осуществляется с мобильных устройств <1>. ——————————— <1> URL: http:// gtoday. ru/ news/ gosposhlinu_ za_zagran_ pass-port_ mojno_ bedet_ oplachivat_ s_mobilnogo.
В этой связи Управлением также заключено соглашение от 21.05.2012 N 7838027691 об информационном взаимодействии в электронном виде с Санкт-Петербургским акционерным коммерческим банком «Таврический». При погашении задолженности с помощью мобильного телефона партнером банка «Таврический» является оператор сотовой связи «ТЕЛЕ-2». Платеж возможен как с лицевого счета абонента, так и с банковского счета. При этом, если гражданин является абонентом «ТЕЛЕ-2», он может оплатить долг с банковского счета в любом банке, подключение банковской карты к номеру мобильного телефона осуществляется бесплатно. Доступ к сети Интернет не требуется, поскольку платеж совершается с помощью SMS-команд. Вместе с тем очевидно, что возможность оплатить долг с помощью мобильного телефона должна быть предоставлена абонентам всех операторов сотовой связи. Поэтому необходимо создание общей схемы взаимодействия, которая позволила бы объединить разрозненные региональные проекты мобильных платежей в унифицированную инфраструктуру. Соответствующая задача по разработке единых требований и стандартов должна быть централизованно поставлена на уровне Правительства Российской Федерации. Особое значение имеет взаимосвязь перечисленных разновидностей информационно-платежных систем, что позволяет максимально обеспечить удовлетворение информационных потребностей граждан. Так, в Санкт-Петербурге каждое SMS-сообщение содержит ссылку на электронную информационную систему «Банк данных исполнительных производств», размещенную на сайте Управления. На указанном сайте, в свою очередь, содержатся сведения об информационно-платежных терминалах, SMS-оповещении и возможности оплаты долга через мобильный телефон. Информационно-платежные терминалы размещены в многофункциональных центрах оказания услуг населению. Кроме того, в соответствии с Соглашением от 31.10.2011, заключенным между Управлением и Санкт-Петербургским государственным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг», через установленные в помещении каждого центра инфоматы организован доступ к системе «Банк данных исполнительных производств». Операторы центров оказывают гражданам консультации по вопросам получения информации о долгах и способах их оплаты. Важную роль в формировании единого информационного пространства играет также сотрудничество с общественными организациями, имеющими собственные ресурсы для информирования широкого круга граждан о деятельности службы судебных приставов, в т. ч. о способах получения сведений о долгах и оплаты их в добровольном порядке. Так, Управлением 03.04.2011 заключено Соглашение о сотрудничестве с некоммерческим партнерством «Северо-Западное региональное отделение Российского союза туристской индустрии» (далее — СЗРО РСТ). В рамках данного Соглашения СЗРО РСТ организует изготовление и распространение в организациях туристской индустрии соответствующих информационных буклетов, а также размещение на сайтах указанных организаций специального баннера, содержащего ссылку на информационную систему «Банк данных исполнительных производств». Информирование участников туристического рынка и туристов осуществляется также на различных мероприятиях, проводимых СЗРО РСТ: выставках, конференциях, фестивалях, форумах. В целом проведенный анализ позволил выявить следующие преимущества использования информационно-платежных систем в сфере исполнительного производства: — снижение коррупционной составляющей, поскольку денежные средства поступают непосредственно на депозитные счета структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов; — снижение нагрузки на судебных приставов-исполнителей при приеме платежей от физических лиц; — возможность оплаты задолженности в любое удобное время; — сокращение сроков, связанных с обработкой информации о платежах должников, за счет получения соответствующих электронных реестров; — минимизацию возможности возникновения ошибок, поскольку практически полностью исключается ручное заполнение документов; — наличие актуальной и достоверной информации о поступивших платежах; — разнообразие способов оплаты; — повышение эффективности исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов о взыскании небольших сумм денежных средств; — экономию бюджетных средств за счет сокращения количества документов в материалах исполнительных производств и почтовых расходов на их пересылку должникам и взыскателям. Данная экономия обусловлена погашением задолженности многими должниками непосредственно после вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства. При этом необходимо иметь в виду, что надлежащее функционирование информационно-платежных систем невозможно без наличия в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов устойчивых и защищенных электронных каналов связи между аппаратом и районными отделами судебных приставов.
——————————————————————