УФНС предостерегает налогоплательщиков от ошибок при представлении налоговой отчетности по Интернету

(Редакционный материал)

(«Налоги» (газета), 2012, N 27)

УФНС ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ОТ ОШИБОК

ПРИ ПРЕДСТАВЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО ИНТЕРНЕТУ

Электронный документооборот между налогоплательщиками и налоговыми инспекциями имеет массу преимуществ и достоинств. Вместе с тем он, как и любая иная деятельность, требует соблюдения определенных правил и процедур, установленных нормативными документами, в которых сформулирована логика (алгоритм) действий бухгалтера, в частности при направлении в инспекцию налоговой и бухгалтерской отчетности. Такими документами являются:

Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в т. ч. в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н, зарегистрированный в Минюсте 24.05.2008 (далее — Административный регламент), разд. 21;

Методические рекомендации по организации электронного документооборота, вступившие в действие с 17.11.2010 (Приказ ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-6/610@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего исполнение Методических рекомендаций, утвержденных Приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@» (далее — Методические рекомендации).

В частности, Методические рекомендации (п. 2) определяют последовательность электронного документооборота с ЭЦП при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС, перечень обязательных функций и периодичность их выполнения для каждого участника взаимодействия, которые должны быть реализованы в соответствующих программных продуктах. В процессе электронного документооборота стороны обмениваются следующими электронными документами:

— налоговая декларация (расчет);

— информационное сообщение о доверенности;

— квитанция о приеме;

— уведомление об отказе;

— извещение о вводе;

— подтверждение даты отправки электронного документа;

— уведомление об уточнении;

— извещение о получении;

— сообщение об ошибке.

На налоговую инспекцию возлагаются задачи:

— осуществить первичный контроль принятого документа и порядка его направления в соответствии с п. п. 2 — 5 разд. I Приложения N 6 Методических рекомендаций. В случае выявления нарушений сформировать уведомление об отказе с указанием причин отказа, подписать сообщение своей ЭЦП и сохранить в хранилище электронных документов;

— сформировать транспортное сообщение, содержащее зашифрованное для налогоплательщика (представителя) подписанное ЭЦП налогового органа уведомление об отказе, и направить налогоплательщику (представителю) через спецоператора.

При отсутствии оснований для отказа в приеме документа, например налоговой декларации, налоговая инспекция в течение четырех часов с момента поступления электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя) с помощью приемного комплекса направляет для дальнейшей обработки в программный комплекс налогового органа:

— электронный документ (документы);

— подтверждение даты отправки.

Квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) или уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) не позднее следующего рабочего дня за днем поступления направляется в приемный комплекс для отправки налогоплательщику (представителю) через спецоператора. В свою очередь налогоплательщик при получении от налогового органа через спецоператора квитанции о приеме или уведомления об отказе в приеме декларации не позднее следующего рабочего дня должен сформировать транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭЦП налогоплательщика (его представителя) извещение о получении, и направить его в налоговый орган через спецоператора (п. 3.18 Методических рекомендаций). Таким образом, в течение суток с момента отправки налоговой декларации (без учета выходных и праздничных дней) налогоплательщик должен получить квитанцию о приеме налоговой декларации и протокол входного контроля.

Логика событий понятна, при направлении любой информации нужно убедиться, что она адресатом получена. Эта информация содержится в квитанции о получении или в сообщении об отказе в приеме с указанием причины. Не получив такое сообщение, налогоплательщик рискует принять ошибочное решение и оказаться в положении не отправившего налоговую отчетность, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вывод: направив отчетность в налоговую инспекцию, необходимо убедиться в ее успешном принятии. Иными словами, дождаться квитанции о приеме налоговой декларации и протокола входного контроля.

Самой распространенной причиной отказов является завершение срока действия ключей ЭЦП в момент отправки налоговой отчетности. В этом случае при получении файла налоговой декларации налоговым органом автоматически формируется отказ в приеме налоговой декларации налогоплательщика на основании несоответствия ЭЦП подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица — налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика (п. 133 Административного регламента). Рекомендация — нужно внимательно контролировать сроки действия ключей ЭЦП, указанные в договоре, при их приобретении в удостоверяющем центре.

Еще одна важная рекомендация. Нужно внимательно посмотреть на содержание договора с оператором связи (удостоверяющим центром). В ситуациях, о которых идет речь, по оценкам Управления, он мог и обязан был своевременно предостеречь своего клиента от ошибок. Поэтому претензии налогоплательщика к оператору представляются вполне обоснованными. Управление просит вас оценить работу своей инспекции. Замечания и пожелания помогут устранить недостатки в работе, а также отметить (поощрить) тех, кто работает отлично.

Источник: УФНС — Пермский край.

——————————————————————