Электронные платежи как объект криминального посягательства в условиях глобализации

(Воронцова С. В.) («Юрист», 2011, N 15)

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛЬНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

С. В. ВОРОНЦОВА

Воронцова Софья Викторовна, доцент кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Изучение электронных платежей как объекта криминального посягательства является весьма актуальным. В статье анализируются вопросы в данной сфере в контексте наличия современных международных нормативно-правовых гарантий защиты электронных платежей. Выводы, изложенные автором, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: электронный платеж, информационные технологии, бизнес, банк, глобализация.

Electronic payments as an object of criminal encroachment in conditions of globalization S. V. Voroncova

The study of electronic payments as an object of criminal encroachment is topical. The article analyses the issues in this sphere in the context of presence of contemporary international normative-law guarantees of protection of electronic payments. The conclusions made by the author may be used in law-application practice.

Key words: electronic payment, information technologies, business, bank, globalization.

В период бурного развития информационных технологий и создания глобальных сетей коммуникаций все более остро стоит вопрос создания системы правового регулирования отношений, возникающих в процессе оборота информации в глобальных компьютерных сетях. Точка зрения о необходимости только совершенствования или внесения необходимых изменений в существующие традиционные отрасли права (административное, гражданское, финансовое, банковское, налоговое и т. п.) преобладают в настоящее время. Так, И. Л. Бачило отмечает, что все 18 Кодексов Российской Федерации в большей или меньшей степени касаются проблем сбора, хранения, обмена, представления информации, включения информационных ресурсов в экономический оборот и систему государственного управления <1>. Другие ученые высказываются за более радикальные изменения в законодательстве. В частности, А. А. Тедеев считает, что сегодня все традиционные гуманитарные и экономические общественные отношения, реализуемые с использованием новых информационно-коммуникационных технологий в информационной среде сети Интернет, качественно меняются. Кроме того, ряд формирующихся в информационной среде новых видов общественных отношений не имеют аналогов в традиционной среде и как следствие — образуют для права принципиально новые объекты регулирования <2>. ——————————— <1> Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федоров М. А. Информационное право: Учебник / Под ред. Б. Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2001. С. 122. <2> Тедеев А. А. Проблемы и условия правового регулирования интернет-отношений // Информационное право. 2008. N 4. С. 22.

В печати продолжается дискуссия о необходимости принятия федеральных законов, регламентирующих информационную деятельность в сети Интернет, а также процесс предоставления электронных финансовых услуг. Трактуя Интернет как разновидность средств совершения преступления, высказано мнение, что можно выделить новый вид преступлений и обозначить новый вид общественных отношений, осуществляемых через Интернет, которые обладают трансграничностью, удаленностью, анонимностью, доступностью и другими свойствами <1>. ——————————— <1> Дремлюга Р. И. Интернет-преступность: Монография. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2008.

Одной из наиболее привлекательных для криминальных действий остается сфера оборота электронных расчетов и платежей. Еще в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации <1> подчеркивалось, что для решения задач обеспечения безопасности и надежности функционирования платежных систем необходимо создание защищенной системы дистанционного банковского обслуживания, разработка и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов и платежей. ——————————— <1> Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 5 апреля 2005 г. N 983п-П13/N 01-01/1617.

После достижения целей, предусмотренных этой Стратегией, на следующем этапе (2009 — 2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России считают приоритетной задачей эффективное позиционирование российского банковского сектора на международных финансовых рынках <1>. ——————————— <1> Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 5 апреля 2005 г. N 983п-П13/N 01-01/1617.

В настоящее время все чаще проявляет себя разрыв между правовым полем национальной и мировой электронной экономики. Эта тенденция характерна как для России, так и для других индустриально развитых стран. В период глобализации сферы информационного пространства наблюдается возможность ведения информационной войны. Акцию информационно-психологической агрессии в мирное время можно юридически квалифицировать как враждебные действия иностранного государства, сопровождающиеся нанесением ущерба информационной, психологической или иной безопасности государств <1>. В США под информационной войной понимают террористические и криминальные действия, направленные против информационных систем и ресурсов, в том числе финансовых. В странах Ближнего Востока превалирует взгляд на информационную войну как на совокупность пропагандистских действий, затрагивающих культурный и мировоззренческий слой общества, с использованием информационных возможностей. ——————————— <1> Горбенко А. Н. Правовое регулирование в сфере информационного противоборства // Информационное право. 2008. N 3. С. 24.

Очевидная потребность в международно-правовом регулировании мировых процессов, разработке согласованной платформы в сфере международной информационной безопасности привела к предложению российской стороной на Генеральной Ассамблее ООН документа «Принципы, касающиеся международной информационной безопасности». Правовая система нуждается в создании международных законов-доктрин, в соответствии с которыми будет разработан и действовать целый ряд подзаконных норм и актов, комментирующих правила правоприменительной практики, которые будут соответствовать современному техническому уровню развития пространства электронной коммерции. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации от 23 ноября 2001 г. и Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 г. стали первым шагом на пути регулирования отношений в глобальных компьютерных сетях. В то же время на конференциях, семинарах <1> неоднократно говорилось о необходимости кардинально совершенствовать формы сотрудничества правоохранительных органов разных стран в связи с международным характером этого вида преступлений. В качестве форм сотрудничества названы планирование, проведение скоординированных мероприятий и операций по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере компьютерной информации. Необходимо расширить возможности правовой помощи по уголовным делам, в частности использовать электронную почту в запросах и ответах, предварительные меры по фиксации следов преступления, возможность действовать органу одного государства на территории другого, в частности при производстве экспертиз, ревизий. В то же время необходимо предоставить возможность действовать международным следственно-оперативным группам по раскрытию и расследованию преступлений. Как следствие реализации этих предложений будет необходимость регламентации решения вопроса о подследственности. ——————————— <1> См.: Материалы семинара «Европол — Россия» по борьбе с преступлениями с использованием кредитных карт. МВД России, 2009 и др.

Проведенным нами исследованием установлено, что основное количество преступлений, совершенных в сфере электронных расчетов и платежей, выявлено в результате регулярных проверок собственными службами безопасности банков, кредитных организаций, процессинговых центров (32%) и в ходе налоговых проверок и бухгалтерских ревизий (14%). Однако анализ действующих банковских инструкций, указаний дает основание говорить о необходимости разработки законных и подзаконных норм, регламентирующих взаимодействие вышеуказанных структур с правоохранительными органами. Кроме того, существующая практика увольнения сотрудника и удержания заработной платы за хищение вверенных ему денежных средств как форма наказания, применяемая в банковских структурах, приводит к повторному совершению преступления этими людьми. Система страхования вкладов, трансакций, проводимых через международные платежные системы, несовершенна. Она защищает в первую очередь интересы страховых компаний. Незначительный, в сравнении с объемом ежедневно проводимых денежных сумм через платежные системы, уставный капитал платежной системы, размер которого предусмотрен действующим законодательством, не сможет защитить права клиентов в случае банкротства. Поэтому в настоящее время платежные системы имеют признаки «финансовой пирамиды». Одной из причин компьютерной преступности является неразработанность нравственных стандартов поведения, отсутствие необходимых нравственных образцов. Универсальные стандарты поведения не всегда соответствуют требованиям информационного общества, в частности, это относится к использованию «взломанных программ» вместо лицензионных. С ростом совершенства компьютерной техники возрастает изощренный характер компьютерной преступности. Соответственно должны постоянно совершенствоваться способы борьбы с этим видом преступлений. Если для международных банковских сделок характерна относительная унификация применяемых норм права, которая разработана Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Международной торговой палатой и Международным институтом унификации частного права, то для международных электронных расчетов это еще предстоит сделать. В настоящее время действуют правила, разработанные крупнейшими трансграничными платежными системами. В первую очередь это американская система CHIPS (Clearing House Interbank Payment System), система EURO1, созданная Европейской банковской организацией, крупнейшая мультивалютная платежная система CLS (Continuous Linked Settlement), включающая группу организаций, зарегистрированных в разных странах — Швейцарии, Великобритании и других, а также система TARGET2 (Trans-European Automated Real-time Gross settlement Express Transfer), «содранная» Европейским центральным банком. Гармонизированные условия работы на договорной основе действующих платежных систем по единым унифицированным правилам дадут возможность внести соответствующие изменения в национальные законодательства.

——————————————————————