Информация об адвокате и реклама
(Залманов В. Я.)
(«Адвокат», N 12, 2004)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АДВОКАТЕ И РЕКЛАМА
В. Я. ЗАЛМАНОВ
В. Я. Залманов, председатель президиума Московской межтерриториальной коллегии адвокатов, вице-президент Адвокатской палаты г. Москвы, член-корреспондент Российской академии адвокатуры, заслуженный юрист РФ.
Нередко в газетах и журналах можно обнаружить объявления адвокатов о предлагаемых ими услугах. Одни просто сообщают, что они есть и приводят свои координаты. Другие объявляют себя специалистами в различных отраслях права. Третьи «скромно» замечают, что берут оплату только по результатам работы, являются общительными и презентабельными, а в клиентах у них сплошь звезды кино и ТВ.
Менее активно используется другой жанр — статьи, заметки, очерки с рассказом об адвокате, его семье, адвокатской практике и т. д. Как определить, где в подобных объявлениях и публикациях заканчивается информация и начинается реклама?
Действительно, эту тонкую грань распознать весьма затруднительно. Скажем прямо, любая информация об адвокате преследует одну единственную цель — привлечь клиентов. Та же цель и у рекламы — создать широкую известность для привлечения потенциальных покупателей, зрителей, т. е. клиентов. Поэтому, на наш взгляд, информация об адвокате всегда будет носить рекламный характер. Но вот содержание адвокатской рекламы должно отличаться от рекламы в ее общепринятом понимании и соответствовать требованиям ст. 17 Кодекса профессиональной этики адвоката: не включать оценочных характеристик, касающихся качества адвокатских услуг, в том числе и отзывов других лиц, сравнений с другими адвокатами, не содержать заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды.
Здесь же отметим, что и Кодекс профессиональной этики адвоката (ч. 2 ст. 17), по существу, соглашается с тем, что информация об адвокате может носить рекламный характер: «Если адвокату (адвокатскому образованию) стало известно о распространении без его ведома рекламы его деятельности, которая не отвечает настоящим требованиям, он обязан сообщить об этом Совету Адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации». Значит, если соответствует, то такая информация может называться рекламой.
Здесь уместно привести пример из решения Европейского Суда по правам человека по делу К. против Испании. Адвокат К. был привлечен палатой адвокатов Барселоны к дисциплинарной ответственности за помещение в одном из информационных изданий объявления о своих услугах, справочных данных и т. д. Европейский Суд, в частности, указал, что «…в объявлении заявителя (адвоката К.) помещались сведения совершенно нейтрального характера (его имя, род занятий, адрес конторы и номер телефона), и они не содержали информации, которая бы не соответствовала действительности или была бы оскорбительной для его коллег — адвокатов. Поэтому он был вправе распространять такую информацию точно так же, как его потенциальные клиенты имели право ее получать». (См. А. А. Глашев. Адвокатура и адвокатская деятельность в решениях Европейского Суда по правам человека. М., 2004 г.).
Как видим, суд принял во внимание, что адвокат публиковал о себе лишь справочные сведения. И с этим следует согласиться, ибо, повторим еще раз, информация об адвокате не должна преследовать целей обеспечения ему широкой известности (именно этой цели служат упоминания о «звездных» клиентах и т. п.).
Еще больше возражений вызывают указания на то, что адвокат получает гонорар лишь после выигрыша дела, обладает связями в правоохранительных органах, переквалифицирует на менее тяжкие статьи и прекращает уголовные дела, имеет большой стаж работы в органах следствия и т. д. Подобного рода объявления могут привлечь потенциальных клиентов, но внушают им безосновательные надежды. Как возможно априори подписываться под тем, что адвокат может прекратить уголовное дело? Сомнительно и такое заявление: «…я не обещаю, но добиваюсь освобождения» (все приведенные примеры взяты из объявлений адвокатов).
Спорно с точки зрения этических требований и объявление себя специалистом в какой-либо отрасли права. По логике, такое заявление должно чем-то подтверждаться — особым дипломом, научной степенью, большим стажем юридической специализированной деятельности и т. д. С другой стороны, вряд ли можно кинуть камень в огород того адвоката, который, не имея степени или особого диплома, самостоятельно изучил определенную проблематику, специализируется только в этой области и объявляет себя соответствующим специалистом.
Согласимся, что информация об адвокате не исчерпывается только лишь объявлением об оказываемых им услугах. Жанров вполне достаточно. Однако воплотить их в жизнь, руководствуясь определениями ст. 17 Кодекса, вообще-то затруднительно. Судите сами. Предположим, автор взялся написать статью, очерк, рассказ или иной материал об адвокате. Но что можно написать, если нельзя оценить своего героя как профессионала, сравнить с его коллегами, привести высказывания о его работе не только его доверителей, коллег, но и вообще любых лиц, знающих этого адвоката. Описание фактов его биографии допускается, но рассказы о его делах — ни в коем случае. По большому счету, весь позитивный материал об адвокате можно посчитать вводящим в заблуждение его потенциальных доверителей. Абсурд? Но такова формальная логика ст. 17 Кодекса профессиональной этики.
Поэтому представляется более логичным пока считать, что положения ст. 17 Кодекса не относятся к литературным жанрам, а впоследствии уточнить ее редакцию в том плане, что сказанное в ней относится лишь к информации, имеющей рекламный характер. Называя рекламу информацией, мы, по сути дела, лукавим (см. выше).
В этом аспекте представляется интересным дело, рассмотренное Европейским Судом по правам человека — «Штамбук против Германии». (См.: Путеводитель по прецедентной практике Европейского Суда по правам человека за 2002 год. М., Московский клуб юристов, 2004 г.) Речь идет о рекламной деятельности практикующих врачей, но сама ситуация очень схожа с адвокатской практикой. Заявитель, врач-офтальмолог, был оштрафован за нарушение запрета на рекламирование деятельности практикующих врачей. В газете была опубликована статья о его методах лечения, которая сопровождалась фотографией врача в его кабинете. В этой же статье также утверждалось, что у него прошли лечение 400 пациентов со стопроцентным успехом. В Германии дисциплинарный суд расценил фотографию и статью как рекламу, а не как простую информацию о враче.
Европейский Суд принял сторону врача. В частности, он указал: «Статья информировала общество по вопросу общего медицинского характера и в целом объективно описывала методику проведения операций. Суды страны не обнаружили неверной или вводящей в заблуждение информации в утверждениях заявителя в том, что касается необходимости проведения операции или рекомендаций по этому поводу, а также успешных показателей, подтвержденных реальным опытом заявителя. Это было важным элементом презентации новой методики лечения. Кроме того, использование фотографии заявителя на его рабочем месте не могло быть расценено как запрещенная и необъективная информация или вводящая в заблуждение реклама. Статья не служила цели рекламирования личности заявителя и его практики, и этот эффект имел вторичный характер. При данных обстоятельствах жесткая позиция суда, истолковавшего ситуацию в контексте запрета на рекламу, не была созвучна с принципом свободы выражения мнения. Принимая во внимание гуманитарный характер профессии и спектр возможных наказаний, наложение штрафа даже в минимально предусмотренном законом размере нельзя расценить как незначительное наказание. Следовательно, вмешательство государства не смогло установить разумный баланс затронутых интересов, а именно: охраны здоровья и интересов других практикующих врачей и права заявителя на свободное выражение мнения и жизненно важную для общества роль прессы».
Затронутая проблема имеет еще несколько аспектов. Нередко в адрес Совета Адвокатской палаты, органов управления адвокатскими образованиями приходят письма от доверителей тех или иных адвокатов, в которых выражается искренняя благодарность за отличную адвокатскую работу. Вправе ли адресат благодарственных отзывов использовать эти письма для публикации в тех или иных изданиях? Как правило, нет, но в некоторых случаях такая публикация возможна. В частности, это случаи, когда есть убеждение, что адвокат работал не за гонорар, проявил не только профессиональное, но и чисто человеческое участие, добился определенных результатов во благо своему доверителю, повторим — абсолютно безвозмездно.
Уместным будет упомянуть еще об одном аспекте информации об адвокатах. Имеются в виду названия адвокатских образований и их атрибутика, которые тоже претендуют на привлечение клиентов и нередко внушают им безосновательные надежды. Достаточно открыть справочник, к примеру, Адвокатской палаты г. Москвы и убедиться в сказанном. Судя по названиям, членами коллегий адвокатов «Созвездие», «Звезды Кремля» и «Юридические звезды» состоят только звезды московской адвокатуры, коллегия адвокатов «ИнтерполКриминалЦентр» предоставляет услуги исключительно пострадавшим от международной мафии, причем пользуется устрашающей печатью с аббревиатурой: «Управление Министерства юстиции РФ по г. Москве. Адвокатская палата г. Москвы. Коллегия адвокатов…» Уверен, что члены коллегий адвокатов, избрав для себя такие названия, как «Московская коллегия адвокатов системы биоэкологической безопасности и здравоохранения РФ» и «Специализированная коллегия адвокатов по оказанию правовой помощи военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов и другим лицам» безосновательно зачислили себя в ряд защитников только обездоленных экологов, врачей и милиционеров.
Наверное, все-таки будет уместным руководствоваться правилами, что наименование адвокатских образований не должно предполагать какой-либо связи с государственными органами, некоммерческими и иными организациями, включать оценочные характеристики, вводить в заблуждение своих потенциальных доверителей.
И последнее. Автор уверен, что специфика такого жанра, как информация (читай — рекламная информация) об адвокате требует особого языка и стиля изложения. Это с одной стороны. С другой — язык и стиль должны сопрягаться с требованиями этических профессиональных норм. Золотую середину не определить ни разъяснениями, ни инструкциями. Все-таки в большей степени, напомним, необходимо руководствоваться своими собственными понятиями и ощущениями обычаев и традиций адвокатской этики.
——————————————————————