Правовые аспекты формирования понятия «банковские технологии»

(Шмонин А. В.) («Банковское право», 2005, N 3)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

А. В. ШМОНИН

Шмонин А. В., докторант Академии управления МВД России.

Проведенные исследования показали, что понятие «банковские технологии» в российском законодательстве отсутствует, хотя данный термин широко применим в специальной литературе <*>. При этом следует отметить, что адекватного определения, способного отвечать всем методологическим требованиям, предъявляемым к конструированию понятийного аппарата, и соответствовать существу рассматриваемого понятия, до настоящего времени не предложено. Так, например, С. А. Бреусенко под банковскими технологиями понимает создание банком системы производства и доставки банковского продукта целевой аудитории для удовлетворения ее потребностей <**> («продуктовый» подход). Настоящая попытка автора содержит некоторые неточности. Во-первых, не только банки, но и другие кредитные организации имеют право реализовать банковские технологии. Тем самым автор невольно сузил круг субъектов банковских технологий. Во-вторых, использование в определении «далеких» от банковской деятельности терминов, таких, как «производство», «продукт», «аудитория», порождает больше вопросов, чем ответов. Таким образом, указанные и другие неточности не позволяют использовать это определение в целях настоящего исследования. ——————————— <*> См., например: Иванов А. А., Перцовский Н. М. Современные банковские технологии и перспективы их внедрения в России: Учеб. пособие. М., 2000. С. 36; Петровский А. И., Кулябичев А. Ю., Мухин С. В. Банковские технологии. Ч. 1. Управление денежными доходами и расходами коммерческих банков. Учеб. пособие. М., 1998; Мазур С. Ф. Уголовно-правовая охрана экономической деятельности. М., 1998. С. 11, 44 и др. <**> Бреусенко С. А. Построение и структурные элементы банковской технологии // Банковские технологии. 2003. N 9 (93). С. 10.

Автором настоящего исследования был проанализирован весь массив нормативных документов, содержащихся в информационно-правовых системах «Гарант» и «Консультант Плюс», при этом найдено только два определения понятия «банковские технологии». Одно из них содержится в Стандарте Банка России СТО БР ИББС-1.0-2004 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения», введенном в действие распоряжением Банка России от 18 ноября 2004 г. N Р-609. В данном документе определено: «Банковские технологии: совокупность методов деятельности и процессов в банковской отрасли, а также описание способов деятельности». Как представляется, данное определение не может быть использовано в целях криминалистических исследований в связи с тем, что оно не определяет содержание понятия. Другое определение содержится в государственной системе обеспечения единства измерений «Метрологическое обеспечение банковских технологий ГОСТ Р 8.561-95». В данном документе банковская технология определяется как «упорядоченная совокупность функционально и информационно взаимосвязанных операций, действий, работ и процедур, обеспеченных необходимыми ресурсами (финансовыми, материальными, техническими, временными, информационными, программно-математическими, кадровыми и т. п.), реализуемых техническими и человекомашинными системами и направленных на достижение эффективности банковских операций». Данное определение затруднительно использовать в криминалистических исследованиях как минимум по двум причинам. Во-первых, в нем отдается предпочтение технической стороне вопроса, и поэтому упущены некоторые важные юридические составляющие. Во-вторых, данное определение не лишено стилистических неточностей. Так, в приведенном определении имеется несоответствие, выраженное в раскрытии его содержания через одноименные термины — «операция» и «банковские операции», что не может быть признано методологически правильным. Тем не менее, взяв за основу последнее определение и приняв за аксиому утверждение о том, что кредитные организации в осуществлении своей деятельности используют банковские технологии, при этом проанализировав определение понятия «кредитная организация», можно сделать ряд выводов о сущности понятия «банковские технологии». Во-первых, исходя из вышеуказанного определения, банковская операция является составной частью банковской технологии. Банковская операция понимается в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 30 декабря 2004 г.) <*> (далее — Закон о банках) и Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 23 декабря 2004 г.) <**> (далее — Закон о Банке России). ——————————— <*> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. Ст. 357; Собрание законодательства РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 10. Ст. 1254; N 28. Ст. 3459; Ст. 3469; Ст. 3477; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (ч. I). Ст. 3424; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. I). Ст. 5033; Ст. 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45. Ст. 4377; 2005 (ч. I). Ст. 18; Ст. 45. <**> Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; 2003. N 2. Ст. 157; N 52 (ч. I). Ст. 5029; Ст. 5032; Ст. 5038; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 52 (ч. I). Ст. 5277.

Во-вторых, ст. 1 Закона о банках предусматривает, что кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции на основании специального разрешения (лицензии) Банка России, что предполагает включение в понятие «банковские технологии» термина «специальное разрешение (лицензия) Банка России». В-третьих, основной целью деятельности кредитной организации является извлечение прибыли, для чего ей и предоставляется право осуществлять банковские операции, что позволяет сформулировать дополнительные выводы относительно банковских технологий. В-четвертых, кредитная организация создана для систематического получения прибыли как основной цели деятельности, а деятельность является предпринимательской. В-пятых, банковская деятельность как один из видов предпринимательской деятельности должна осуществляться юридическими лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В-шестых, понятия «банковские операции» и «банковские технологии» взаимосвязаны. В принципе уже на этом этапе исследования правомерно утверждать, что претендующее на известную научную полноту определение понятия «банковские технологии» должно включать в себя помимо банковских операций такие понятия, как «кредитная организация», «Банк России», «государственная регистрация кредитной организации», «специальное разрешение (лицензия) Банка России». На основании предложенного определения технологии и исследования современного понимания банковских технологий можно предложить следующий вариант определения данного понятия. Банковские технологии — это функционально-информационная модель, дающая представление о взаимосвязанных действиях (процедурах) кредитной организации и/или Банка России (его учреждений), обеспеченных необходимыми ресурсами, направленными на систематическую реализацию банковских операций (либо обусловленную ими), на основании специального разрешения (лицензии), полученного после государственной регистрации кредитной организации в порядке, предусмотренном законом. Необходимо отметить, что настоящее определение некоторым образом отличается от ранее предлагаемых автором <*>. Исследования показали, что целесообразно «разгрузить» данное определение путем исключения перечня ресурсов (правовые, финансовые, материальные, технические, временные, информационные, программно-математические, кадровые и т. п.), необходимых для реализации банковских технологий. Последнее представляется правомерным хотя бы потому, что любое определение, в том числе и настоящее, должно быть универсальным, то есть все элементы, входящие в его структуру, должны быть свойственны любому виду (разновидности) определяемого понятия. Поскольку ресурсы, используемые в разных видах банковских технологий, различны, то и приводить их перечень, даже если его оставлять открытым, в определении общего понятия нецелесообразно. ——————————— <*> См., например: Шмонин А. В. Банковские технологии как объект криминалистических исследований // Вопросы криминалистики и судебной экспертизы: Труды Академии управления. М., 2003. С. 127.

Признаки банковских технологий, по мнению автора, можно разделить на три группы: — признаки банковских технологий в целом и их элементов, выделяемые по функциональным, технологическим или иным свойствам; — признаки банковских операций и их элементов; — признаки информационных банковских систем и отдельные их элементы. При рассмотрении признаков банковских технологий в целом представляется значимым то обстоятельство, что они — это упорядоченная совокупность функционально и информационно взаимосвязанных действий, работ и процедур кредитной организации, т. е. деятельность кредитной организации, направленная на систематическое осуществление банковских операций, под которой понимается не только проведение собственно банковских операций, перечень которых дан в ст. 5 Закона о банках и ст. 46 Закона о Банке России, но и деятельность, непосредственно связанная с осуществлением банковских операций либо обусловленная ими. Кроме того, к таким признакам относятся: действия учредителей кредитной организации, направленные на ее создание; действия, направленные на создание группы кредитных организаций или холдинга для решения совместных задач (совместной реализации банковских технологий), на реорганизацию кредитных организаций в различных формах (слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование), а также на прекращение осуществления банковских технологий в связи с ликвидацией, банкротством и т. д. Исследование банковских технологий в целом, как представляется, должно базироваться на положении о том, что эта деятельность кредитной организации и (или) Банка России является банковской, поскольку она взаимосвязана и причинно обусловлена проводимыми данными субъектами банковскими операциями, которые служат сердцевиной банковской деятельности как исключительного вида деятельности кредитной организации (в том смысле, что исключительно кредитные организации и (или) Банк России (его учреждения) вправе на законных основаниях систематически осуществлять банковские операции). Следующая группа признаков, характеризующих банковские технологии, относится к банковским операциям и их элементам. Как известно, понятие «банковские операции» является одним из основополагающих понятий банковского законодательства, так как достижение эффективности таких операций составляет суть банковской деятельности и определяющим образом влияет на объект криминалистического исследования. В связи с тем что рассматриваемый признак «банковские операции» является межотраслевой правовой наукой, так как данный термин применяется законодателем в различных нормативных актах, регулирующих разные сферы общественных отношений <*>, она должна иметь единое для всех экономических и юридических наук, в том числе криминалистики, содержание. Между тем определения этой категории нет не только в законодательстве, но и в научно-правовой литературе. ——————————— <*> См. помимо ст. 5 Закона о банках и ст. 46 Закона о банке России также п. 1 ст. 5 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость» (в ред. от 31 марта 1999 г.) // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1871; ВСНД и ВС РФ. 1992. N 4. Ст. 118; 1993. N 14. Ст. 486; СЗ РФ. 1994. N 33. Ст. 3407; 1996. N 1. Ст. 4; N 22. Ст. 2583; 1997. N 18. Ст. 2101; 1998. N 31. Ст. 3825. 1999. N 7. Ст. 879; п. «б» ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 20 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с предприятий» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 12. Ст. 601; п. 2 ст. 11 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле» (с изменениями от 24 июня 1992 г., 30 апреля 1993 г., 19 июня 1995 г., 21 марта 2002 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 18. Ст. 961; п. 7 ст. 2 Соглашения стран СНГ от 22 января 1993 г. «Об учреждении межгосударственного банка» // Вестник Банка России. 1999. N 64; ст. 52 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1998. N 48. Ст. 5857; 1999. N 28. Ст. 3472; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5141; ст. 172 Уголовного кодекса РФ.

Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России и Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии в соответствии с федеральными законами. Виды банковских операций определены в ст. 5 Закона о банках (перечень девяти их разновидностей является исчерпывающим). Вместе с тем ст. 46 Закона о Банке России содержит перечень операций из десяти пунктов, которые Банк России имеет право осуществлять с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ для достижения целей, установленных настоящим Законом. При этом согласно п. 11 ст. 46 Банк России имеет право осуществлять и иные банковские операции и сделки в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике. Таким образом, перечень банковских операций для Банка России остается открытым. Анализируя правовую природу банковских операций, многие авторы подчеркивают, что наличие большого количества видов банковских операций и различий между ними по их юридической природе, целям и механизмам их проведения создает значительные трудности для конструирования функционального определения этого понятия <*>, что не может не сказаться и на использовании его непосредственно и в качестве признака понятия банковских технологий. ——————————— <*> Тосунян Г. А., Викулин А. Ю., Экмалян А. М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. Б. Н. Топорнина. М., 1999. С. 202.

Анализу экономического содержания и правовой природы банковских операций большое внимание уделили ученые-экономисты — специалисты в области банковской деятельности <*> и ученые-юристы — специалисты банковского права <**>. Так, например, Ю. С. Масленченко под банковскими операциями понимает «непосредственно практические действия (упорядоченная совокупность действий) работников банка по удовлетворению заявленной клиентом потребности, связанной с его обслуживанием» <***>. Представляется, что данное определение слишком общее и не связано с положениями действующего законодательства. Кроме того, автором ограничен круг субъектов, способных по действующему законодательству реализовывать банковские технологии. ——————————— <*> Банковское дело / Под общ. ред. О. И. Лаврушина. М., 1999; Деньги. Кредит. Банки / Под общ. ред. О. И. Лаврушина. М., 1999; Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. Е. Ф. Жукова. М., 1997; Букато В. И., Львов Ю. И. Банки и банковские операции в России / Под ред. М. Х. Лапидуса. М., 1996. <**> Ефимова Л. Г. Банковское право. М., 1994; Олейник О. М. Основы банковского права. М., 1999. <***> Масленченко Ю. С. Методология формирования рациональных систем управления финансовой деятельностью российских коммерческих структур: Дис… д-ра экон. наук. М., 2001. С. 124.

М. М. Агарков определил банковские операции как «сделки, совершение которых составляет непосредственный предмет деятельности банка, как, например, прием вкладов, учет векселей, перевод и т. д.» <*>. Данное понимание «банковских операций» не может быть принято безоговорочно, так как помимо ранее указанного замечания (о круге субъектов, реализующих банковские операции) следует отметить, что действующий Закон о банках подразделяет сделки, которые вправе осуществлять кредитная организация, на три группы: ——————————— <*> Агарков М. М. Основы банковского права: Курс лекций. Учение о ценных бумагах: Научное исследование. М., 1994. С. 50.

— банковские операции (ч. 1 ст. 5); — сделки, которые кредитная организация вправе осуществлять помимо банковских операций (ч. 2 ст. 5); — иные сделки, которые кредитная организация вправе осуществлять в соответствии с законодательством РФ (ч. 3 ст. 5). Исследование данного вопроса предприняли Г. А. Тосунян, А. Ю. Викулин и А. М. Экмалян, которые сформулировали следующее определение: «Банковские операции — это систематически проводимые кредитными организациями и Банком России (его учреждениями) в соответствии с принципом исключительной правоспособности, объектом которых могут выступать деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы, природные драгоценные камни, на основании действующего законодательства: для кредитных организаций — Закона о банках и лицензии Банка России на осуществление банковских операций; для Банка России (его учреждений) — Закона о Банке России. Правило осуществления данного вида сделок является обязательным для кредитных организаций и устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами» <*>. ——————————— <*> Тосунян Г. А., Викулин А. Ю., Экмалян А. М. Указ. соч. С. 206; Викулин А. Ю. О юридическом определении понятия «банковские операции» // Банковское дело. 1999. N 4. С. 24.

Если следовать данному определению, то можно выделить следующие значимые элементы банковских операций, которые собственно и определяют сущность этого понятия. 1. Банковские операции — это сделки, которые осуществляются соответствующими субъектами в соответствии с принципом исключительной правоспособности, т. е. кредитными организациями и Банком России. 2. Объектом банковских операций могут выступать: — деньги, к которым относятся: во-первых, казначейские билеты, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством РФ либо соответствующего иностранного государства или группы государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки (наличные деньги); во-вторых, средства на счетах в денежных единицах РФ, иностранных государств или международных денежных или расчетных единицах (безналичные деньги); — ценные бумаги — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в валюте РФ или иностранной валюте; — драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других готовых изделий, а также лома таких изделий; — природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий. 3. Правила осуществления банковских операций обязательны для кредитных организаций (ст. 57 Закона о Банке России) и устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами (ст. 5 Закона о банках). Кроме того, банковские операции обладают важными для целей настоящего исследования следующими качествами (особенностями): — носят длящийся характер, т. е. осуществляются постоянно; — участники правоотношений (субъекты операций) находятся в неравном юридическом положении; — в значительной степени обладают свойствами доверительности, начиная с выбора кредитной организации и заканчивая трастовыми сделками; — осуществление по стандартным правилам, в том числе и международным стандартам; — в силу последнего нуждаются в единстве правового регулирования как на уровне национального законодательства, так и на уровне локальных актов кредитных организаций. Необходимо отметить, что в ранее действовавшем банковском законодательстве (до принятия новой редакции Закона о Банке России от 10 июля 2002 г.) имелись некоторые несоответствия между перечнем банковских сделок и банковских операций в разных нормативных актах, которые существенным образом затрудняли правоприменительную деятельность. В настоящее время законодатель объединил в Законе о Банке России банковские операции и сделки в единый перечень (ч. 1 ст. 46). Таким образом, с одной стороны, было ликвидировано противоречие между Законом о банках и Законом о Банке России, а с другой — осталось не совсем понятным, являются ли банковские операции и банковские сделки одним и тем же. Таким образом, банковские операции — это сделки, которые в соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации можно определить как установленные действующим банковским законодательством соответствующие действия кредитной организации, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Кроме того, необходимо различать понятия «банковские операции» и «банковские услуги». В отличие от банковской операции банковская услуга представляет собой выполнение определенных сопутствующих по отношению к банковским операциям функций, делает их более удобными для банка или клиента, создает предпосылки для достижения желаемого результата с наименьшими затратами и наибольшей выгодой. В литературе выделяются следующие составляющие понятия банковской услуги: — деятельность по оказанию клиенту помощи или содействия в получении прибыли; — система, удовлетворяющая определенным потребностям; — квалифицированная помощь или совет для повседневного использования. Таким образом, банковские услуги — это комплексная деятельность кредитной организации по созданию оптимальных условий для привлечения временно свободных ресурсов и удовлетворению потребностей клиента при проведении банковских операций, направленная на получение прибыли <*>. ——————————— <*> Иванов А. Н. Платежные услуги американских банков // Деньги и кредит. 1997. N 9. С. 59.

Для того чтобы правильно определить признаки ИС, необходимо, как представляется, развести понятие «информационные системы» с другими смежными понятиями, которые использует законодатель при конструировании положений нормативных актов. Анализ действующего законодательства позволяет констатировать, что в настоящее время единого понимания ИС не существует, хотя их понятие определяется в ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» <*> (далее — Закон об информации). Согласно положениям указанной статьи под информационными системами понимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. ——————————— <*> Собрание законодательства РФ. 1995. N 8. Ст. 609; 2003. N 2. Ст. 167.

Таким образом, в настоящем нормативном акте законодатель включил в содержание ИС информационные технологии как один из элементов такой системы. При этом законодатель не привел определения понятия «информационные технологии», что не может не предопределять известные сложности в деятельности правоприменителя. Такое положение усугубляется тем, что, конструируя другие нормы Закона об информации (ч. 2 ст. 21), а также нормы других нормативных актов, законодатель использует понятие «информационные системы» и «информационные технологии» как взаимно независимые (безотносительно друг друга). Так, например, в Таможенном кодексе Российской Федерации <1> наряду с понятием «информационные системы» (глава 40) законодатель использует понятия «информационные технологии» (ст. 424, глава 40), а также «автоматизированные информационные технологии» (ст. 376) или «информационные технологии, основанные на электронных способах обмена информации» (ч. 1 ст. 423), что позволяет предположить о существовании не автоматизированных информационных технологий, а также информационных технологий безотносительно информационных систем <2>. В пользу последнего могут свидетельствовать нормативные акты, в которых эти понятия используются без ссылки друг на друга (взаимоувязывания). Например, понятие «информационные технологии» применяется в ст. 4 Федерального закона от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (в ред. от 29 июня 2004 г.) <3>, в п. 6 ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» <4> и других законодательных актах. В этих Законах отсутствует упоминание об информационных системах. В то же время в ст. 264 Налогового кодекса РФ <5>, ст. 13.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ <6>, в ст. 210 Трудового кодекса РФ <7> и других <8> применяется понятие «информационные системы», а термин «информационные технологии» не упоминается. ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2066; 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5038; 2004. N 27. Ст. 2711; N 34. Ст. 3533; N 46 (ч. I). Ст. 4494. <2> Об использовании законодателем понятий «информационные системы» и «информационные технологии» в качестве самостоятельных, невзаимосвязанных категорий свидетельствуют нормы многочисленных нормативных актов, например п. 5.3.2 и 5.3.3 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 319 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по информационным технологиям» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 27. Ст. 2782; п. 5.15 Постановления Правительства РФ от 21 августа 2004 г. N 429 «О Федеральной таможенной службе» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 35. Ст. 3637 и т. п. <3> Собрание законодательства РФ. 1996. N 28. Ст. 3347; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711. <4> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3422. <5> Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824, 3825; 1999. N 14. Ст. 1649; N 28. Ст. 3487; 2000. N 2. Ст. 134; N 32. Ст. 3341; 2001. N 53 (ч. I). Ст. 5016, 5026; 2002. N 1 (ч. I). Ст. 2; 2003. N 22. Ст. 2066; N 23. Ст. 2174; N 27 (ч. I). Ст. 2700; N 28. Ст. 2873; N 52 (ч. I). Ст. 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3231; N 45. Ст. 4377; Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; 2001. N 1. Ст. 18; N 23. Ст. 2289; N 33. Ст. 3413; N 49. Ст. 4564; 2002. N 1. Ст. 4; N 22. Ст. 2026; N 30. Ст. 3021, 3027, 3033; 2003. N 1. Ст. 2, 6; N 19. Ст. 1749; N 21. Ст. 1958; N 28. Ст. 2874, 2879, 2886; N 50. Ст. 4849; N 52. Ст. 5030; 2004. N 27. Ст. 2711, 2715; N 31. Ст. 3220, 3221; N 34. Ст. 3518, 3520, 3522, 3525, 3527; N 35. Ст. 3607; N 41. Ст. 3994; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 38. <6> Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1; N 18. Ст. 1721; N 30. Ст. 3029; N 44. Ст. 4295, 4298; 2003. N 1. Ст. 2; N 27 (ч. I). Ст. 2700; N 27 (ч. II). Ст. 2708, 2717; N 46 (ч. I). Ст. 4434, 4440; N 50. Ст. 4847; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. I). Ст. 5037; 2004. N 19 (ч. I). Ст. 1838; N 30. Ст. 3095; N 31. Ст. 3229; N 34. Ст. 3529, 3533; N 44. Ст. 4266; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 9, 13, 37, 40, 45. <7> Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3; N 30. Ст. 3014, 3033; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. N 18. Ст. 1690; N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 27. <8> См., например: пп. 5 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» // Собрание законодательства РФ. 1998. N 26. Ст. 3006; п. 5.18 Постановления Правительства РФ от 23 июня 2004 г. N 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 26. Ст. 2676 и т. п.

В некоторых нормативных актах (принятых относительно недавно, т. е. значительно позже Закона об информации), в которых определяется понятие «информационные системы» без указания на информационные технологии (технические средства) как один из его элементов. Так, например, ст. 56 Градостроительного кодекса РФ <*> определяет понятие «информационные системы обеспечения градостроительной деятельности» как организованный в соответствии с требованиями этого Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем). При этом в данном Кодексе употребляется такое понятие, как «автоматизированные информационные системы» (ч. 5 ст. 57). ——————————— <*> Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 16.

Таким образом, представляется возможным констатировать: во-первых, в понятие «информационные системы» в смысле положений Градостроительного кодекса РФ законодатель не включил технические средства (например, средства вычислительной техники и т. п.), во-вторых, информационные системы, используемые при организации систематического свода градостроительной документации, могут быть обеспечены автоматическими (техническими) средствами. После указывается, что законодатель рассматривает автоматизированные информационные системы как одну из разновидностей информационных систем. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» <1> предусмотрено, что в соответствии с настоящим законом лицензированию подлежат в том числе разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем (ч. 1 ст. 17). Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» <2> также различает понятия «информационно-телекоммуникационные системы» (ст. 11.2) и «информационные системы» (ч. 2 ст. 20). Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ «О внешней разведке» <3> разделяет понятия «информационные системы», «системы связи» и «системы передачи данных», а также «средства защиты информации от утечки по техническим каналам» (ст. 6). Аналогичный подход содержится в положениях Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране» <4> (ч. 3 ст. 30). Такое положение, как несложно убедиться, не соответствует определению «информационные системы», приведенному в Законе об информации. ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430. <2> Собрание законодательства РФ. 1995. N 15. Ст. 1269; 2000. N 1 (ч. I). Ст. 9; N 46. Ст. 4537; 2001. N 53 (ч. I). Ст. 5030; 2002. N 19. Ст. 1794; N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 156; N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607. <3> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 143. <4> Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.

Одно из немногих определений понятия «информационные технологии» содержится в Указаниях оперативн ого характера Банка России от 3 февраля 2004 г. N 16-Т «О рекомендациях по информационному содержанию и организации WEВ-сайтов кредитных организаций» <*>, в абзаце 3 п. 1.2 которого указано, что информационные технологии — это технологии, использующие средства вычислительной техники и телекоммуникаций для создания, сбора, хранения, обработки и передачи информации различных видов (символьной, графической и т. п.). ——————————— <*> Письмо Банка России от 3 февраля 2004 г. N 16-Т // Вестник Банка России. 2004. N 11.

Одновременно следует отметить, что законодатель наряду с термином «информационные технологии» в некоторых нормативных актах использует иные термины, похожие по содержанию. Так, в Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» <*> наряду с понятиями «автоматизированные системы» и «информационные технологии» (п. 6 ст. 4) используется понятие «комплексы средств автоматизации», под которыми понимается совокупность взаимосвязанных программно-технических средств, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации (п. 6 ст. 2). Первые два понятия в Законе не определены, в связи с этим невозможно судить о позиции законодателя об их содержании и соотношении. ——————————— <*> Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 172.

В Заявлении Правительства РФ, Банка России от 30 декабря 2001 г. «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации» <*> наряду с понятиями «информационные технологии» и «банковские технологии» применяется термин «электронные технологии» (1.2.2). Последний термин используется и в тексте Приказа Банка России от 11 июля 1996 г. N 02-239 «О вводе в действие системы девятизначных банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории Российской Федерации» <**>. В Положении о территориальных учреждениях Банка России от 29 июля 1998 г. N 46-П, утвержденном Советом директоров Банка России от 10 апреля 1998 г. (Протокол N 15) <***>, говорится об «автоматизированных банковских технологиях» и «системах обработки и передачи банковских документов» (п. 6 ст. 20). Все перечисленные термины используются законодателем как синонимы или как близкие по содержанию к рассматриваемому понятию («информационные технологии»). ——————————— <*> Вестник Банка России. 2002. N 5. <**> Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». <***> Там же.

Таким образом, проведенный анализ действующего законодательства, в том числе банковского, позволяет сделать следующие выводы и предложения. Во-первых, у законодателя отсутствует единое понимание содержания «информационные системы», «информационные технологии» и иных смежных с ними понятий (например, «телекоммуникационные системы», «информационно-телекоммуникационные системы», «электронные технологии», «автоматизированные банковские технологии», «система обработки и передачи банковских документов», «комплексы средств автоматизации», «автоматизированные системы» и т. п.). Зачастую эти понятия используются как синонимы (взаимозаменяющие), что не может быть признано правомерным. Во-вторых, наиболее удачным следует считать определение понятия «информационные системы», приведенное в ст. 2 Закона об информации. В-третьих, представляется необходимым систематизировать действующее законодательство путем унификации терминологического аппарата, связанного с информационными системами. В-пятых, информационные банковские системы (ИБС) можно определить как упорядоченную совокупность банковской документации и банковских информационных технологий, которые реализуют банковские информационные процессы. В связи с приведенным определением возможно выделить следующие элементы ИБС: — банковская документация — зафиксированная на материальном носителе банковская информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. При этом совокупность банковской документации должна быть организационно упорядоченная (например, архив, фонд, банки данных и т. п.) и представлять собой банковские информационные ресурсы (например, расчетная (платежная), финансово-аналитическая, служебная, управляющая информация и т. п.) на следующих фазах их жизненного цикла: генерация (создание), обработка, хранение, передача, уничтожение; — банковские информационные технологии — приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники и связи при выполнении функций генерации (создания), сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи и использования банковской информации (финансовой или другой связанной с функционированием кредитной организацией и (или) Банка России); — банковские информационные процессы — процессы генерации (создания), сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи и использования банковской информации при функционировании кредитной организации и (или) Банка России или необходимой для реализации банковских технологий (операций, услуг, продуктов). При этом процессы, связанные с банковской информацией, могут выполняться вручную или быть автоматизированными и требуют указания ролей их участников (исполнителей и лиц, принимающих решения или имеющих полномочия по изменению технологических процессов). В зависимости от направленности банковских информационных процессов их можно дифференцировать на банковские внутренние информационные процессы и банковские внешние информационные процессы. Банковские внутренние информационные процессы — это часть банковского информационного процесса, содержащая операции над информацией, необходимой для функционирования кредитной организации (внутренняя). Внутренняя информация кредитной организации может включать в себя сведения (данные) статистической отчетности и внутрихозяйственной деятельности, аналитическую, финансовую, справочную информацию. Банковские внешние информационные процессы представляют собой часть банковского информационного процесса, содержащую операции над информацией, предназначенной для клиентов кредитной организации (внешняя). Внешняя информация кредитной организации может включать в себя платежные (расчетные) сообщения и информацию, связанную с проведением расчетных, кассовых и иных операций; — средства обеспечения (ресурсы) — программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники, в том числе носители информации, и связи; средства защиты информации, в т. ч. шифровальные (криптографические) средства; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию. Не вдаваясь в предметно-техническую сторону данного вопроса, отметим, что как в целом банковские технологии, так и указанные ее элементы должны быть основаны на положениях законодательства, в том числе Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» (в ред. от 10 января 2003 г.) <*>, действующих нормативных актов Государственной системы обеспечения единства измерений и Банка России. ——————————— <*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 23. Ст. 811; Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 167.

——————————————————————