Проблема идентификации субъекта и объекта в сети Интернет

(Горшкова Л. В.) («Законодательство и экономика», 2005, N 5)

ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Л. В. ГОРШКОВА

Горшкова Л. В., юрист компании «Роверкомпьютерс».

Развитие правоотношений в сети Интернет обнаружило определенную правовую проблему идентификации субъектов и объектов данных правоотношений, которая проявляется в том, что субъекты могут осуществлять деятельность, а объекты существовать исключительно в сети Интернет без привязки к какой-либо территории. В отношении физических лиц, гражданство и место жительства которых определяется их личным законом, трудностей, связанных с определением места деятельности в сети Интернет, не возникает. Не появляются они и при осуществлении деятельности в сети Интернет юридическим лицом, личный закон которого определяется государством его учреждения. Так, если одна из сторон сделки — продавец — является юридическим лицом, зарегистрированным в России, такая сделка будет полностью регламентироваться нормами законодательства Российской Федерации. Если продавец — иностранная компания, возникает проблема определения государства, законами которого регулируется деятельность такой компании. Как известно, не во всех странах личный закон юридического лица определяется на основе критерия инкорпорации. В некоторых государствах критерием национальности компании является право государства местонахождения или места осуществления деятельности, установление которых вызывает трудности при операциях в сети Интернет без определенной связи с какой-либо территорией. Необходимость определения местонахождения и места осуществления деятельности субъекта в Интернете обусловлена не только законодательной практикой государств, воспринявших указанные критерии для определения национальности юридических лиц, но и в результате применения многочисленных конвенций, квалифицирующим признаком применения которых будет является территориальный критерий «местонахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах». Среди таких конвенций следует назвать Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенцию ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1985 г., Конвенцию о международном финансовом лизинге 1988 г., Конвенцию по международным факторным операциям 1988 г. и др. Сложность применения территориальных критериев к деятельности в сети Интернет заключается в том, что субъект, осуществляющий коммерческую деятельность в Интернете, может не иметь ни торгового помещения, ни офиса, ни склада, ни персонала, и единственными его идентифицирующими признаками будут выступать адрес интернет-сайта и веб-сервера. В связи с этим необходимо проанализировать, является ли физический адрес сервера определяющим для выявления местонахождения юридического лица или места осуществления деятельности. Аналогичной оценки требует вопрос, насколько подходит для этих целей адрес интернет-сайта. Поскольку освещение данных вопросов невозможно без основного понимания специфики организации сети Интернет, следует определиться с некоторыми опорными конструкциями системы адресации в сети. Интернет-сайт представляет собой определенный участок интернет-пространства, содержащий информацию, сгруппированную определенным образом, к которой обращаются пользователи сети Интернет. Веб-сервер — это специальное физическое электронное устройство, которое обеспечивает доступ к сайту и позволяет в нем работать. Пользователь может использовать для веб-сайта любой веб-сервер, в том числе и находящийся за границей. Так, компания, инкорпорированная в американском штате Нью-Йорк, продает программный продукт через интернет-сайт, работу которого обеспечивает веб-сервер, физически находящийся в Италии и принадлежащий итальянской компании. Критерии определения национальности юридических лиц в праве Италии и США различны. В праве США господствующим критерием для определения национальности юридического лица является место его учреждения, т. е. закон того государства, где юридическое лицо создано и утвержден его устав. Поскольку в праве Италии в качестве такого критерия используется место деятельности, американская компания вполне может оказаться под юрисдикцией Италии — государства местонахождения веб-сервера. Таким образом, факт местонахождения сервера в пределах границ иностранного государства может привести к выводу, что сервер действует как продавец, распространяющий товары. В литературе было высказано предложение использовать критерий «место нахождения сервера» для определения места осуществления деятельности в сети Интернет. Но, как представляется, данный критерий не должен приобретать такое значение хотя бы потому, что в настоящее время веб-сайты многих российских организаций и физических лиц размещены на серверах, физически расположенных в различных зарубежных странах (в основном в США). Кроме того, критерий «место нахождения сервера» содержит также недостатки, обусловленные возможностью собственника веб-сайта размещать его на интернет-серверах, расположенных в странах с наиболее благоприятным законодательством и, соответственно, искусственно подчинять отношение правопорядку другого государства. Таким образом, местонахождение сервера не представляет собой удовлетворительный критерий для определения места нахождения или места осуществления деятельности субъектом в сети Интернет. Адрес интернет-сайта несет в себе определенные признаки, идентифицирующие субъекта. Каждый сайт в сети Интернет имеет определенное буквенное обозначение, которое называется доменом или доменным именем. Доменное имя (домен) — необходимый элемент адресации в сети Интернет, позволяющий идентифицировать веб-сайт или адрес электронной почты в Интернете с конкретным лицом и компьютером. Потенциально каждый домен может содержать неограниченное количество доменных имен и подразделяться на поддомены (sub-domains), которые, в свою очередь, тоже могут быть разделены на поддомены. Каждый домен имеет свое наименование; наименования всех доменов последовательно указываются в доменном имени с разделением их точками, и требуемая информация может быть обнаружена подобно иным используемым в жизни системам адресации: «город — улица — номер дома». Доменное имя (домен) веб-сайта помимо указания адреса веб-сайта в сети в некоторых случаях позволяет идентифицировать веб-сайт с конкретным государством. В настоящее время существует множество национальных доменов с двухбуквенным обозначением (ru (Россия), ua (Украина), jp (Япония), au (Австралия), ch (Китай) и т. п.), свидетельствующих о принадлежности определенного адресного пространства Интернета тому или иному государству. Например, крайне правое поле «ru» домена www. rovercomputers. ru свидетельствует о том, что данный домен закреплен за Российской Федерацией. Данное поле называется доменным именем верхнего уровня. Доменные имена верхнего уровня выдаются Международным сетевым координационным комитетом (INTERNIC) и не всегда могут свидетельствовать о связи веб-сайта с конкретным государством, поскольку помимо национальных доменов существуют функциональные домены верхнего уровня. Функциональные домены верхнего уровня созданы для всего интернет-сообщества и предназначены для использования с определенной целью или определенными лицами. Так, функциональный домен «.org» свидетельствует о том, что владельцами доменного имени являются некоммерческие организации, доменом «.com» владеют коммерческие организации, доменом «.int» — международные организации и т. д. Таким образом, наименование функциональных доменов верхнего уровня не позволяют установить связь с тем или иным государством <*>. ——————————— <*> Первоначально было создано семь доменов (COM, NET, ORG, INT, EDU, GOV, MIL). В 2001 г. было принято решение о введении еще семи новых доменов: INFO, BIZ, NAME, COOP, MUSEUM, AERO и PRO.

Внешняя логичность данной системы во многом обесценивается практикой управления доменами. Разделение доменов по территориальному и функциональному признакам зачастую остается лишь формальным, без установления реальных ограничений в регистрации доменных имен в рамках того или иного домена. Как правило, возможность регистрации в доменах географического типа никак не связана с нахождением заявителя в данном географическом регионе. Например, заключая договор, расположенный на сайте с именем домена «.ru», необязательно местом нахождения контрагента или местом осуществления деятельности будет Россия. Пользователь может иметь веб-серверы и регистрировать доменные имена интернет-сайтов в странах, в которых он не имеет «коммерческого предприятия» в традиционном смысле этого слова. Таким образом, как и в случае с веб-сервером, следует заключить, что хотя адрес интернет-сайта отражает принадлежность доменного пространства определенному государству, он не может определять местонахождение лица или место осуществления его деятельности в сети Интернет. В связи с этим приходится констатировать проблематичность определения понятий «место осуществления деятельности», а также «местонахождение коммерческих предприятий» в том виде, в каком они закреплены в международных договорах и конвенциях, внутренних законах различных государств применительно к отношениям в сети Интернет. Основная трудность данных критериев видится в отсутствии физически осязаемой связи субъекта правоотношения в Интернете с определенной территорией (местонахождение, место осуществления деятельности). Представляется, что вопрос идентификации субъекта в сети Интернет должен быть предварен вопросом обозначения границ сети, сегменты которой должны подпадать под юрисдикцию того или иного государства. В литературе вопрос государственного регулирования сети Интернет поднимался многими специалистами. В частности, одно из решений юрисдикции государств в отношении соответствующих сегментов сети Интернет предложено в проекте положения Министерства связи и информатизации РФ «О порядке выделения и использования доменных имен в российском сегменте сети Интернет». Данный проект регламентирует расположение официальных сайтов российских юридических лиц только в российском сегменте сети (зоне RU.) и только на серверах интернет-провайдеров, имеющих надлежащую лицензию. Подобным образом юрисдикционный вопрос решает проект Федерального закона «О регулировании российского сегмента сети Интернет (об использовании глобальных общедоступных информационно-телекоммуникационных сетей)», в котором российский сегмент Интернета определяется как совокупность адресов в сети, подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации. Отечественные авторы предлагают закрепить принцип, согласно которому суверенитет над национальным сегментом Интернета принадлежит той стране, на территории которой данный сегмент размещается. Уязвимость данной позиции проявляется в том, что указанные документы предусматривают границы юрисдикции Российской Федерации определенным адресным пространством в сети Интернет, что вызывает сложности, поскольку вопрос юрисдикции вытекает из суверенитета государства и означает его законодательную, судебную, административную власть в пределах его территории. О юрисдикции государства преимущественно говорят как о территориальной юрисдикции, поскольку именно физически осязаемая территория является необходимым условием наличия суверенного государства и сферой распространения национального правового порядка. Тем не менее следует отметить, что в определенных случаях юрисдикция государства может носить экстерриториальный характер. Специфика сети Интернет проявляется в том, что каждый интернет-ресурс может быть «привязан» к определенной территории исключительно за счет регистрации доменного имени в определенном сегменте сети. Регистрация соответствующего доменного имени осуществляется в регистрирующем органе того или иного государства. В этой связи факт регистрации интернет-ресурса позволяет сделать предположение, что отношения, возникающие в связи с его использованием, будут регулироваться законодательством государства регистрации интернет-ресурса в полном объеме с учетом специфики компьютерных коммуникаций. Таким образом, государственная юрисдикция должна быть распространена на пространство сети Интернет, зарегистрированное в органах соответствующего государства. В каждом государстве существует компания, регистрирующая доменные имена в национальном домене соответствующего государства (регистратор). Например, в Австралии данные функции выполняет частная компания из Мельбурна AusRegistry, в Великобритании — Nominet, в Болгарии — Digial Systems Ltd. Поскольку любой владелец веб-сайта в сети Интернет предварительно осуществляет его регистрацию в соответствующих органах, представляется, что единственным критерием для идентифицирования субъекта в сети будет страна, где осуществлена такая регистрация. Соответственно местом осуществления деятельности или местом нахождения субъекта в сети Интернет должно быть государство регистрации доменного имени. При этом соответствующий орган каждого государства должен предварительно сверять идентифицирующие признаки субъекта, такие, как осуществление деятельности, инкорпорация или местонахождение на территории данного государства. В настоящее время во многих странах уже существует практика регистрации доменного имени в интернет-пространстве государства, где лицо традиционно осуществляет деятельность, инкорпорировано или является гражданином данного государства. Например, в Болгарии физическими лицами и организациями, уполномоченными на регистрацию доменов (регистрантами) в данной зоне, могут быть только дееспособные физические лица, граждане Болгарии, зарегистрированные в Болгарии или имеющие там филиал или торговое представительство. Если незарегистрированная в Болгарии организация хочет получить доменное имя, она может зарегистрировать его на третье лицо, отвечающее одному из вышеперечисленных признаков. В Албании предусмотрены аналогичные требования: регистрантами могут быть организации, имеющие официальное представительство на территории страны, при этом на одну организацию может быть зарегистрировано одно имя. В Российской Федерации домен «RU» является открытым, т. е. в домене «RU» разрешается регистрация доменов как юридических, так и физических лиц. Нерезиденты также могут зарегистрировать доменное имя в зоне «RU». Регистрация осуществляется в заявительном порядке. В этой связи в законодательстве Российской Федерации необходимо предусмотреть положение, используемое в практике большинства стран, о правиле регистрации доменных имен в интернет-пространстве того государства, где лицо традиционно осуществляет деятельность, инкорпорировано или является гражданином данного государства. В отношении функциональных доменных имен верхнего уровня следует поступить аналогичным образом, определяя «национальность» компании, осуществляющей регистрацию функциональных доменов. Логика данного предложения состоит в том, что субъект в сети Интернет не может находиться вне правового поля того или иного государства. Установить связь субъекта в сети Интернет с государством можно лишь на основе принципа страны регистрации доменного имени интернет-сайта. По критерию определения страны, где была осуществлена регистрация доменного имени соответствующего интернет-сайта, может осуществляться идентификация объектов сети Интернет. Таким образом, в силу разобщенности физической территории и виртуального пространства сети Интернет традиционные критерии, идентифицирующие местонахождение субъектов и объектов, не являются адекватными. В связи с этим необходимо разработать новые правила установления связи субъекта и объекта в Интернете с государством на основе принципа страны регистрации доменного имени, который более точно отвечает реалиям правоотношений в сети Интернет.

——————————————————————