Информационные технологии предварительного расследования преступлений
(Егоров В. А.) («Российский следователь», 2006, N 6)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В. А. ЕГОРОВ
Длительное время тактика и стратегия деятельности следственных подразделений правоохранительных органов в основном были разработаны прицельно к раскрытию и расследованию преступлений, совершенных конкретным лицом (или группой лиц по предварительному сговору) в строго определенных пространственно-временных параметрах. Резко возросший профессионализм преступного мира, приобретающего качественно новые и все более опасные формы межрегионального и международного характера, показал несостоятельность таких систем деятельности правоохранительных органов. В частности, такие системы не позволяют выявить структуру организованной преступной группы, лидер которой не совершает определенных действий, которые можно было бы оценить по конкретной статье Уголовного кодекса, поэтому длительное время к уголовной ответственности привлекались лишь рядовые исполнители, а «мозговой и финансовый центр» преступного мира продолжал наращивать свои усилия по криминализации России. С учетом вышеперечисленных негативных тенденций правоохранительные органы должны противопоставить организованной преступности качественно новые системы и методы выявления и расследования преступлений и тем самым обеспечить право граждан Российской Федерации на безопасность. Одним из направлений повышения качества правоохранительной деятельности является совершенствование информационного обеспечения предварительного расследования преступлений. По существу, деятельность по предварительному расследованию преступлений носит информационный характер и заключается в том, что следователь путем осуществления процессуальных следственных действий, анализа полученной из различных источников информации собирает доказательства о причастности подозреваемого лица к совершению преступления и доказывает умысел в совершении противоправного деяния. Исходя из этого условно деятельность следователя можно разделить на две составляющие: первая — поиск и сбор необходимой информации и вторая — анализ информации и обоснование выводов. На практике жесткого разделения деятельности следователя на две составляющие не происходит, а процесс расследования представляет собой поступательный итерационный процесс, который заключается в том, что следователь осуществляет поиск информации, затем делает выводы, видит, что информации недостаточно, снова осуществляет поиск, затем опять делает выводы и так далее до тех пор, пока не получит неопровержимые доказательства по факту совершенного преступления. В то же время разделение деятельности следователя на две составляющие создает методологическую базу по совершенствованию информационного обеспечения деятельности следователя. Термин «информационное обеспечение» достаточно часто используется в современной научной литературе. В словаре В. Даля указано, что «обеспечение» означает дать что-либо верное, снабжение чем-либо <*>. Информационным обеспечением в целом называется обслуживание специалистов необходимой научной, технической и иной информацией, осуществляемое информационными службами и органами для ее дальнейшего использования <**>. ——————————— <*> См.: Даль В. Толковый словарь. СПб., 1981. Т. 2. С. 577. <**> См.: Большая советская энциклопедия. М., 1972. Т. 10. С. 352.
Фактически аналогичное понимание информационного обеспечения содержится в ст. 2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене» <*>, в которой предоставление информационных услуг рассматривается как деятельность субъектов по обеспечению пользователей информационными продуктами. ——————————— <*> Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.) // СЗ РФ 1996. N 28. Ст. 3347.
Понятие и сущность информационного обеспечения в правоохранительной деятельности определяются характером и видом этой деятельности. В деятельности по раскрытию и расследованию преступлений информационное обеспечение определяется деятельностью субъектов уголовного процесса, органов следствия и дознания, криминальной милиции, экспертно-криминалистических подразделений. Для каждой службы информационное обеспечение имеет свое назначение. Так, информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности подразделений криминальной милиции В. К. Голубовский определяет как «деятельность подразделений и служб органов внутренних дел (оперативных и неоперативных), направленная на получение из гласных и негласных источников оперативно значимых сведений, их хранение, обработку, передачу и использование в целях выявления, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений» <*>. При этом сущность информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности подразделений криминальной милиции определяется как целесообразная деятельность человека, направленная на исходные фактические данные с тем, чтобы, используя соответствующие технические средства, преобразовать их в форму, пригодную для решения управленческих либо конкретных задач выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников, без вести пропавших граждан <**>. ——————————— <*> Голубовский В. К. Теория и практика информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности подразделений криминальной милиции. Автореф. дис. … докт. юрид. наук. СПб., 2001. С. 19. <**> Там же. С. 18.
Иное понимание информационного обеспечения содержится в ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» <*>, сущность которого увязывается с документированием в ОРД. При этом информационное обеспечение и документирование понимаются как деятельность по созданию и ведению оперативного учета и заведению соответствующих дел в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов ОРД, а также принятию на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими ОРД. Однако формирование указанного учета и ведение его дел являются всего лишь частью содержания информационной деятельности, которая включает в себя процессы создания информационного продукта, документального оформления результатов ОРД, формирование информационных систем, к числу которых помимо оперативного учета и его дел относятся другие информационные системы. В частности, имеются в виду системы оперативно-розыскной регистрации, проверочного производства, картотечных учетов <**>, включая коллекции, видеоальбомы, автоматизированные банки данных интегрированной оперативно-розыскной информации и систему делопроизводства. ——————————— <*> Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп. от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1 999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ 1995. N 33. Ст. 3349. <**> Родионов В. А., Лебедев С. В. Специальные учеты подследственных и осужденных в качестве источников данных для проведения ОРД // Сборник трудов XI Международной научной конференции «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов». М., 2001. С. 125.
Е. Е. Степанова и Н. В. Хмелевская считают, что информационное обеспечение — это осуществление действий по предоставлению своевременной, достоверной и полной информации руководителю с заданной периодичностью <*>. А. Л. Ковалев полагает, что информационным обеспечением деятельности аппаратов по борьбе с преступлениями в сфере экономики следует считать комплекс мер, направленных на создание системы информации, необходимой и доступной для успешного решения задач по оперативному обслуживанию объектов. Ю. В. Уваров предлагает следующую формулировку: «Информационное обеспечение деятельности аппаратов уголовного розыска — это организация специально уполномоченными субъектами органов внутренних дел непрерывного информационного процесса для выполнения конкретных задач раскрытия преступлений». ——————————— <*> Степанова Е. Е., Хмелевская Н. В. Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учебное пособие. М: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2004. С. 11.
С учетом того что раскрытие и расследование преступлений является основной задачей, возложенной на органы, осуществляющие предварительное следствие, А. М. Ишин предлагает следующую дефиницию: «С управленческих и криминалистических позиций информационное обеспечение предварительного расследования — это деятельность ряда подразделений и служб ОВД (следственных, оперативных и неоперативных аппаратов), направленная на получение из гласных и негласных источников криминалистически значимой информации, ее хранение, обработка, передача и использование в целях раскрытия и расследования преступлений» <*>. ——————————— <*> См.: Ишин А. М. Некоторые подходы к информационному обеспечению предварительного расследования преступлений // Сборник трудов XIV Международной научной конференции «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов». М., 2004. С. 217.
Таким образом, в системе МВД России сложилась практика, что для успешного раскрытия и расследования преступлений достаточно только криминалистически значимой информации, которая и концентрируется в базах данных информационных сетей МВД России. Концепцией развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России была поставлена задача активизации работы по развитию единой информационной вычислительной сети органов внутренних дел с обеспечением прочного доступа пользователей, в первую очередь горрайлинорганов, к информационным массивам интегрированных банков данных. В свою очередь, решением Коллегии МВД России от 2 февраля 2001 г. предписано всем органам внутренних дел, включая органы предварительного следствия и подразделения криминальной милиции, повысить эффективность использования оперативно-справочных, криминалистических, розыскных и оперативных учетов в раскрытии и расследовании преступлений. Выполнение этих задач рассматривается МВД России в качестве приоритетных направлений развития структур, задействованных в раскрытии и расследовании преступлений. В этой связи следует особо подчеркнуть, что информационная политика МВД России в последние годы ограничивалась рамками создания в отраслевых службах и подразделениях собственных информационно-поисковых систем. Отраслевой подход и организационная разобщенность локальных баз данных, стремление сохранить имеющуюся информацию в тайне от других субъектов оперативно-розыскной деятельности не создавали предпосылок для эффективного использования всей оперативно значимой информации в борьбе с преступностью и организации должного взаимодействия между подразделениями и службами милиции. Нормативные акты МВД России регламентировали только порядок регистрации различных видов дел оперативного учета, призванных обеспечить решение задач оперативно-розыскной деятельности. Остальная информация оседает в оперативных материалах и делах, не систематизируется, не обобщается и нередко остается невостребованной. При такой организации практически невозможно интегрировать оперативные данные с иной оперативно значимой информацией и тем более анализировать накапливаемые сведения. Затрачивая значительные силы и средства на добывание оперативной информации, криминальная милиция в то же время не имеет отлаженного механизма ее использования в раскрытии и расследовании преступлений. Оперативные данные, получаемые отдельными структурными подразделениями милиции общественной безопасности, также не систематизируются и не интегрируются с информацией, используемой органами предварительного следствия. К тому же ситуация осложнилась в связи с принятием нормативно-правовых актов о создании в структуре МВД России федеральной криминальной милиции и ее подразделений в федеральных округах и субъектах Российской Федерации <*> и изданием Приказа Министра внутренних дел Российской Федерации о разграничении их компетенции <**>. Эти нормативные документы поставили ряд вопросов, требующих оперативного разрешения в части, касающейся их информационного обеспечения и взаимодействия служб. ——————————— <*> См.: Указ Президента РФ от 31 июля 2000 г. N 1415 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ», Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 «О подразделениях криминальной милиции». <**> См.: Приказ МВД России от 16 декабря 2000 г. N 1268.
Необходимость разрешения этих проблем обусловлена также и тем, что значительная часть информации о готовящихся и совершенных преступлениях поступает несвоевременно, а имеющаяся используется недостаточно эффективно. На наш взгляд, в целях совершенствования деятельности следственных аппаратов необходимо создавать базы данных не только криминалистически значимой информации, но и доступные базы данных о деятельности юридических и физических лиц в зоне обслуживания. Эта идея не нова, поскольку уже несколько лет в США действует Информационная система по борьбе с организованной преступностью, которая содержит информацию о динамике деятельности различных объектов и физических лиц и позволяет проводить анализ, определять тенденции, сопоставлять оперативную информацию, направленную на расследование организованной преступности, того, какое влияние она оказывает на общество <*>. ——————————— <*> См.: Ахмедов А. Г. Вклад компьютерных технологий в борьбу с насильственными преступлениями в США // Компьютерная преступность: Состояние, тенденции и превентивные меры ее профилактики. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 12 — 13 февраля 1999 г. Ч. 1. СПб., 1999. С. 82.
Здесь же следует отметить, что Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г. <*> рекомендовано повысить эффективность взаимодействия федеральных органов государственной власти как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных информационных технологий. То есть следственные аппараты в своей работе должны пользоваться не только криминалистически значимой информацией, но и общегосударственными информационными ресурсами, поскольку, как показывает практика, оперативные работники и следователи нередко плохо представляют, где следует организовывать работу по сбору необходимых сведений, с помощью каких сил, средств и методов обеспечивается поиск информации, представляющей оперативный интерес, на какие факты, события, признаки поведения граждан следует обращать особое внимание для выявления различных преступлений. Многие сотрудники, особенно молодые, не всегда в состоянии объективно оценить собранную или полученную информацию, ее оперативную значимость, что приводит к принятию неверных тактических решений. ——————————— <*> Российская газета. 2004. 7 окт.
Также следует отметить, что в работе органов следствия, дознания, прокуратуры и суда значительное место отводится составлению процессуальных документов. Без письменных процессуальных документов профессиональная деятельность указанных субъектов невозможна, поскольку они составляют материальную сторону мыслительной, волевой, психологической деятельности. Уголовно-процессуальный кодекс России предусматривает составление около 130 постановлений, 80 протоколов, 40 протестов и других видов актов <*>. При этом каждый вид документа имеет свое отличие как по содержанию, так и по форме. Составление указанных документов вручную занимает много времени и не позволяет указанным субъектам эффективно использовать свое время. Использование информационных технологий позволяет в значительной степени ускорить работу органов следствия и дознания и повысить их эффективность. ——————————— <*> Зацерклянный Н. М., Кольченко А. В. Система автоматизации составления процессуальных документов // Сборник трудов X Международной научной конференции «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов». М., 2001. С. 213.
Другой важной стороной информационного обеспечения деятельности следователей является организация помощи в аналитической работе по формированию решений и заключений на основе анализа имеющейся информации. Очень часто молодые следователи не владеют достаточным опытом в раскрытии и расследовании сложных многоэпизодных преступлений, и в этом им могут оказать помощь информационные системы, способные накапливать опыт и генерировать новые знания, то есть системы искусственного интеллекта. Методология использования систем искусственного интеллекта в настоящее время достаточно разработана в отечественной науке, и применить эту методологию в правоохранительной деятельности является актуальной задачей. Интеллектуальные системы формируют и предлагают решения на основе знания предметной области, умения обобщать, накапливать, приобретать, применять и воспроизводить новые знания. Основу интеллектуальных систем составляют база знаний, машина вывода, блок объяснения решений и интеллектуальный интерфейс, позволяющий общаться человеку с компьютером в интерактивном режиме. База знаний представляет собой описание предметной области в виде совокупности правил и данных. Источником знаний являются: результаты математического моделирования, опыт специалистов, нормативные акты и литература, реализованные ранее следственные действия, генерируемые системой новые знания и выводы. Источником знаний может быть и интуиция, которая основывается на осознании закономерностей между явлениями и процессами. Знания подразделяются на декларативные и процедурные. Декларативные знания содержат информацию об объектах, их характеристиках, значениях параметров, взаимосвязи между ними. Процедурные знания содержат правила манипулирования данными, характерными для данной предметной области, и правила вывода новых знаний. Блок объяснений составляет систему доказательств и способен объяснять порядок принятия решений. Если следователь не согласен с предложенными доказательствами, то он может изменить формулировку задачи или ввести новую, уточняющую, информацию. Таким образом, мы имеем не просто компьютер как источник информации в руках следователя, а новые информационные технологии его деятельности. Таким образом, информационные технологии, по мнению автора, могут быть определены как совокупность методов, способов и приемов автоматизированного сбора и обработки сообщений, формирования новых сообщений, хранения, передачи и распространения сообщений, осуществляемых с использованием средств вычислительной и телекоммуникационной техники. Базовыми элементами современных информационных технологий являются математическое, техническое, программное и правовое обеспечение этих технологий. Современные информационные технологии выступают в качестве технологической среды информационного взаимодействия между субъектами информационной сферы. В процессе этого взаимодействия субъекты преобразовывают информацию и знания в сообщения, вводят их в средства автоматизированной обработки, а другие — получают сообщения от этих средств и преобразовывают в информацию или знания соответственно. При этом третьи субъекты создают средства автоматизированной обработки сообщений, разрабатывают программы этой обработки и обеспечивают функционирование данных средств. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что органы предварительного следствия и информационные технологии поддержки, их деятельность можно рассматривать как информационную систему. Под системой понимается любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационная система предварительного расследования обеспечивает сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений по уголовному делу. Она помогает анализировать процесс раскрытия и расследования преступления и получать информацию с последующим процессуальным закреплением ее в виде доказательств. Несмотря на значительное число исследований, далеко не все проблемные вопросы использования информационных технологий органами предварительного следствия изучены, а многие интересные идеи не получили соответствующей реализации. В частности, к ним можно отнести социальные и правовые предпосылки развития информационных технологий, выявление особенностей его организации и места в деятельности следственных аппаратов, вопросы кадрового обеспечения. Вместе с тем следует обратить внимание и на проблемы, сохраняющиеся в законодательном и ведомственном нормативном регулировании правового и организационного обеспечения использования информационных технологий в деятельности органов предварительного следствия и дознания. Не менее важным фактором, обусловливающим необходимость исследования понятийного аппарата нормативно-правовых и теоретико-прикладных проблем использования информационных технологий следственными аппаратами, является то обстоятельство, что изменились условия функционирования самих подразделений, входящих в настоящее время в структуру правоохранительных органов. Социально-политические и экономические факторы, в целом влияющие на организацию работы правоохранительных органов, объективно предопределяют необходимость комплексного исследования использования информационных технологий в правоохранительной деятельности, поскольку защита граждан и общества от преступных посягательств на их права, законные интересы и имущество со стороны уголовных преступников сегодня немыслима без широкого и активного использования в деятельности правоохранительных органов достижений современной науки и техники. Использование информационных технологий предварительного расследования может способствовать: — получению более рациональных вариантов решения задач расследования за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем; — освобождению следователей, оперативных работников, экспертов и иных субъектов расследования от рутинной работы за счет ее автоматизации; — обеспечению достоверности информации; — замене бумажных носителей данных на магнитные и оптические носители информации, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге; — совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в органах предварительного следствия; — уменьшению затрат на производство расследования по уголовному делу.
——————————————————————