Законодательство о рекламе как действующая модель регулирования информационных отношений

(Чухутов А. А.) («Финансовое право», 2006, N 6)

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РЕКЛАМЕ КАК ДЕЙСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

А. А. ЧУХУТОВ

Чухутов А. А., старший преподаватель.

С принятием в 1995 г. первого специального Закона, посвященного вопросам рекламы <*>, российское законодательство обрело новую отрасль — законодательство о рекламе, которая в настоящее время переживает свое концептуальное обновление в связи с принятием нового Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе», вступающего в силу с 1 июля 2006 г. <**> (далее — Закон о рекламе или Закон) <***>. ——————————— <*> Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 30. Ст. 2864. <**> Российская газета. 2006. 15 марта. <***> Предметом рассмотрения является Закон о рекламе (2006).

Несмотря на то что правовое регулирование отношений в сфере рекламы традиционно рассматривается с позиций защиты единого экономического пространства и предпринимательской деятельности от недобросовестной конкуренции, нельзя не заметить наличие в нем большого количества норм неэкономического содержания, направленных на защиту от негативного рекламного воздействия социальных (нерыночных) ценностей. Указанное свидетельствует о том, что законодательство о рекламе имеет комплексный предмет регулирования, объединяющим признаком которого является реклама как информационный элемент регулируемых правоотношений. При этом элемент рекламы в данных отношениях не сводится к формальному признаку, а наполняет их новым правовым содержанием. В частности, правоприменительная практика последних лет Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека придерживается позиции, согласно которой реклама является проявлением свободы слова и на нее распространяются гарантии такой свободы, в том числе требование соразмерности (пропорциональности) ее ограничений преследуемым целям защиты <*>. ——————————— <*> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. N 4-П по делу о проверке конституционности ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 11. Ст. 1372; Постановление Европейского Суда по правам человека от 24 февраля 1994 г. «Касадо Кока (Casado Coca) против Испании» // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. Т. 1. М.: Норма, 2000. С. 832 — 839.

В связи с изложенным представляется, что законодательство о рекламе необходимо рассматривать не только в контексте предпринимательских правоотношений, но и как сегмент механизма правового регулирования информационных правоотношений. Можно выделить следующие особенности правового регулирования информационных отношений в сфере рекламы. 1. Определение предмета регулирования по типу информации. Основным признаком, характеризующим предмет регулирования законодательства о рекламе, является собственно реклама как особого рода информация, присутствующая в регулируемых правоотношениях. В связи с этим первостепенное значение для всей отрасли имеет понятие рекламы и разграничение рекламы и иного рода информации. Достигается это путем определения в Законе как самого понятия рекламы (ст. 3), так и перечня специальных случаев, когда информация, имеющая сходство с рекламой по форме или содержанию, не признается таковой (п. 2 ст. 2). На основании данных норм Закона можно выделить следующие юридически значимые признаки рекламной информации: 1) объект рекламирования (товары, работы, услуги, их изготовители или продавцы, мероприятия); 2) предназначение рекламы неопределенному кругу лиц; 3) факт распространения и 4) коммерческое назначение рекламы. Ввиду того что первые три признака могут характеризовать практически любую массовую информацию, в том числе продукцию СМИ, фактически основным критерием разграничения рекламы от такой информации выступает ее назначение — поддерживать продвижение объекта рекламирования на рынке. По этому критерию к предмету регулирования не относятся информационные отношения, преследующие личные, политические, религиозные, научные, социальные и иные некоммерческие цели. Вместе с тем в ст. 3 Закона присутствует определение социальной рекламы, преследующей «общественно полезные цели и обеспечение интересов государства», и по смыслу п. 2 (п. п. 3 и 4) данной статьи Закона социальная реклама также попадает в сферу регулирования законодательства о рекламе. 2. Определение предмета регулирования по этапам оборота информации. Пункт 4 ст. 29 Конституции РФ выделяет следующие этапы оборота информации: искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Несколько шире информационный оборот представлен в ст. 1 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» <*>: создание, сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение и предоставление потребителю документированной информации. ——————————— <*> Собрание законодательства РФ. 1995. N 8. Ст. 609.

В то же время в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона рекламой информация становится лишь в момент ее распространения. Соответственно, действие Закона не охватывает иные этапы информационного оборота, предшествующие распространению информации. Соответственно, нарушение требований законодательства о рекламе происходит и фиксируется компетентным органом не ранее обнародования соответствующих сведений <*>. ——————————— <*> См.: п. 8 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 // Вестник ВАС РФ. 1999. N 2. 1999).

3. Определение предмета регулирования по объекту информационного воздействия. В Законе о рекламе (1995) предмет регулирования был определен чрезмерно широко, как «отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы» (см. ст. ст. 1 и 3). В Законе о рекламе (2006) предмет регулирования определен еще шире, как «отношения в сфере рекламы» (см. п. 1 ст. 2). Однако из текста обоих Законов с очевидностью следует, что предметом их регулирования являются не столько отношения между участниками рекламной деятельности по производству, размещению и распространению рекламы, которые составляют предмет регулирования гражданского права, сколько отношения, возникающие уже после распространения рекламы, а точнее — в связи с сообщением рекламы неопределенному кругу лиц и последующим ее воздействием на объекты личных и публичных прав и интересов. Таким образом, правовому регулированию фактически подвергаются отношения в тех сферах общественной жизни, на которые оказывается информационное воздействие рекламы. К таким отношениям в первую очередь относятся конкурентные отношения, возникающие между участниками предпринимательской деятельности в процессе реализации ими своих прав на свободу экономической деятельности, которые регулируются конкурентным (по прежней терминологии — антимонопольным) законодательством. Регулирование данных отношений проявляется в пресечении недобросовестной рекламы, которая оказывает негативное влияние на конкуренцию, ограничивая ее. Кроме того, Закон регламентирует воздействие рекламы на собственно информационные отношения, возникающие между участниками информационных процессов в связи с реализацией права на свободное распространение и получение информации. Регулирование данных отношений проявляется в пресечении навязываемой рекламы в виде скрытой рекламы (п. 9 ст. 5 Закона) или несогласованной рекламы по сетям электросвязи (п. 1 ст. 18 Закона), которая ограничивает право на свободу получения информации. Наконец, Закон регламентирует воздействие рекламы на так называемые гуманитарные <*> (социальные) отношения, складывающиеся по поводу таких нематериальных объектов личных и общественных прав и интересов, как общественная и личная безопасность, включая безопасность дорожного движения (п. 4 ст. 5), физическое и психическое здоровье населения (ст. ст. 21 — 25), семья и детство (ст. 6), культурные ценности, социальная терпимость (п. 6 ст. 5) и др. Регулирование данных отношений заключается в пресечении негативного воздействия на перечисленные объекты гуманитарных отношений. ——————————— <*> Термин заимствован с некоторыми уточнениями из: Информационное право: Учебник. М., 2005. С. 49.

4. Преобладание статического (запрещающего) регулирования. В приведенных выше примерах правоотношений в сфере рекламы отчетливо прослеживается, что основным способом регулирования их отношений является запрет на распространение ненадлежащей рекламы, а в тексте Закона преобладают запрещающие нормы. Количество обязывающих норм очень невелико и включает в себя, например, требования сопровождать рекламу информацией о потенциальном вреде некоторых рекламируемых товаров (табачных изделий, алкогольных напитков и пива). Что же касается норм управомочивающего характера, закрепляющих определенные права участников регулируемых отношений, то они ограничиваются лишь нормами о праве на защиту от ненадлежащей рекламы (п. 2 ст. 38). Данное обстоятельство объясняется тем, что предметом регулирования законодательства о рекламе являются абсолютные правоотношения нематериального характера, объектом которых являются жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданам. Реализация прав в отношении данных объектов осуществляется управомоченным лицом по собственному усмотрению, а все иные лица обязаны воздерживаться от нарушения данного конкретного субъективного права <*>. ——————————— <*> Алексеев С. С. Общая теория права: В 2 т. Т. 2. М.: Юридическая литература, 1981. С. 106.

——————————————————————