Проблема информатизации приоритетных национальных проектов в системе модернизации российского общества
(Чебоньян Т. Г.) («Правовые вопросы связи», 2007, N 1)
ПРОБЛЕМА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Т. Г. ЧЕБОНЬЯН
Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами.
Честертон Гилберт Кит
Чебоньян Т. Г., Ростовский государственный университет путей сообщения, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, кандидат юридических наук.
Теоретико-правовой анализ экономических и политических преобразований в современной России показал особую роль информации в жизни мирового сообщества и закономерности развития информационного общества <1>. Для мирового сообщества очевидна и общепризнанна тенденция к интернационализации (глобализации) и информатизации всех сфер жизнедеятельности общества. Так, «информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века… становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики… открывают огромные возможности и… позволяют людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления» <2>. Исходя из этого, вытекает, что система торговли, финансов и производства связывают воедино многогранные факторы общественных отношений, где главным элементом выступают трансграничные связи, которые становятся все более динамичными, интенсивными и разнообразными. ——————————— <1> «Информационное общество отличается тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии». См.: Мелюхин И. С. Информационное общество и государство // http://www. relcom. ru/Archive/1997/ComputerLaw/State. htm#3. <2> См.: Окинавская хартия глобального информационного общества (22 июля 2000 г.) // Дипломатический вестник. 2000. N 8. С. 51 — 56.
Следует отметить, что американские проекты создания информационной супермагистрали <3> направлены на формирование национальной информационной инфраструктуры (НИИ) и глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ) как приоритетной национальной политики и эффективной международной стратегии <4>. Соответственно подобный подход сориентирован на исследование и разработку концепций развития информационно-телекоммуникационных технологий. Это, в свою очередь, позволяет осознать и уяснить сущность, характер и смысл современных проблем правового обеспечения процесса информатизации в системе модернизации общества. ——————————— <3> В качестве принципов американских проектов создания информационной супермагистрали предложены: поощрение частных инвестиций; концепция универсального доступа; помощь в технологических инновациях; обеспечение интерактивного доступа; защита личной жизни, безопасности и надежности сетей; улучшенное управление спектром радиочастот; защита прав интеллектуальной собственности; координация государственных усилий и обеспечение доступа к государственной информации. См.: Information Superhighway: An Overview of Technology Challenges. Report to the USA Congress. 1995. <4> Обеспечение устойчивого экономического роста, повышение общественного благосостояния, стимулирование социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления, прав человека, развития культурного многообразия и укрепления международного мира и стабильности.
Информатизация открывает новые перспективы в системе международных экономических отношений и развивает научно-технический комплекс по приоритетным национальным программам. Это, в свою очередь, дает возможность глубже понять и раскрыть государственно-правовые реалии современности, прогнозировать дальнейший характер развития программ глубоких правовых реформ по реализации идей информационного общества в России. Вследствие чего в условиях прозрачности геополитических границ информационного общества стратегический подход к управлению информационными ресурсами приобретает принципиальный характер и нацелен на выработку и реализацию стратегии долговременного развития науки и инноваций по отдельным направлениям деятельности. Следует отметить, что сложности правового обеспечения процесса информатизации обусловлены проблемами регулирования сети Интернет, нарушением прав интеллектуальной собственности, прав на неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных в Интернете, заключением сделок (электронная торговля), расчетно-кассового обслуживания клиентов с помощью электронной почты, межбанковскими расчетами в глобальной компьютерной сети (услуги сети S. W.I. F.T.) <5>. ——————————— <5> В 1973 г. создано общество Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunikation — SWIFT, в состав которого входило 239 евро-американских банков, подключенных в глобальную систему, где информационный поток достигает 5 млн. сообщений ежедневно.
Исходя из этого, основной социальной ценностью, главным продуктом производства и товаром в информационном обществе выступает информация. Следует отметить существование различных дефиниций <6> информации. К сожалению, не выработано единого общепринятого теоретического определения понятия «информация» <7>. Так, информация как философская категория <8> — не энергия и не материя. В технике информация понимается как «сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов» <9>; «сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо» <10>; «сообщения и сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом» <11>. Н. Г. Беляева, В. И. Иванов <12> рассматривают информацию как совокупность сведений. Другие ученые информацией признают «некоторую совокупность различных сообщений» <13>, что представляется более правильной, поскольку феномен «сведения» в сфере человеческих коммуникаций неприемлем. Действительно, затруднительно представляется наличие тех или иных сведений, не используемых кем-либо, тем самым не являющихся информацией. ——————————— <6> Эшби — «мера определенности в переданном сообщении, мера разнообразия»; Кадомцев Б. — «определенная порция порядка»; Моль — «мера сложности структур»; Мелик-Гайказян И. — «мера выбора самоорганизующейся системы»; Толстой В. С. — «сведения о лицах, предметах, фактах, явлениях и процессах, которые не зависят от формы их представления». <7> Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает разъяснение, сообщение, осведомленность. <8> Международное информационное право: Методические материалы к междисциплинарному спецкурсу / Сост. Т. М. Смыслова. М.: СТЭНСИ, 2002. С. 26. <9> Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: Учебник. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 37. <10> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 438. <11> Копылов В. А. Указ. раб. С. 22. <12> Беляева Н. Г., Иванов В. И. Информационное обслуживание в области права // Советское государство и право. 1969. N 12. С. 21. <13> Рассолов М. М., Элькин В. Д., Рассолов И. М. Правовая информатика в сфере предпринимательства: Учебное пособие. М., 1996. С. 78.
«Н. Винер под информацией понимает не просто сведения, а лишь те новые и полезные для принятия решения, обеспечивающие достижение цели управления, — сигналы, сообщения, сведения. Остальные сведения не считались информацией» <14>. К. Шенноном, У. Уивером предложены вероятностно-статистические методы определения количества передаваемой информации: «Аспект человеческого общения, представляет собой сообщение, сведение, передаваемое от одного субъекта к другому посредством не столько языка, сколько техники» <15>. Тем самым, по определению К. Шеннона, информация — знаковая структура, описывающая снятую неопределенность. Анализ концепций К. Э. Шеннона и Н. Винера <16> показывает, что информация изначально представлялась как некие сообщения, состоящие из определенных знаков, сигналов, символов. ——————————— <14> Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М., 1983. С. 57. <15> Шеннон К. Э. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963. С. 253. <16> См.: Копылов В. А. Информационное право: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1997. С. 22.
Согласно другим позициям неотъемлемым признаком информации признается семантическая (смысловая) и синтаксическая адекватность информации <17>. Информация в семантической теории информации представлена в форме некоторого текста (сообщения), алфавитного отображения совокупности слов (текст научной статьи, программа для вычислительной машины). Синтаксический уровень, напротив, учитывает тип носителя и способ представления информации, скорость передачи и обработки, размеры представленной информации. Соответственно информация представлена в виде данных, не имеющих смыслового значения. Иными словами, изучается смысл сообщения, полезность и ценность для потребителя. ——————————— <17> Берг А. И. Информатика и научный прогресс: Сборник статей. М., 1968. С. 21.
Сторонники третьей позиции <18>, размышляя об информации, полагают, что это «сведения о состоянии, природе, тенденциях развития того или иного объекта». В. А. Острейковский в узком смысле слова под информацией понимал любые сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования <19>. ——————————— <18> Кудрявцев Ю. В. Нормы права как социальная информация. М., 1981. С. 26. <19> Острейковский В. А. Информатика: Учебник для вузов. М., 2000. С. 14.
Ввиду отсутствия единой позиции по правовому содержанию термина «информация» следует обратиться к понятию информации как объекту правового регулирования. В частности, информация — это «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» <20>. Однако информация, воплощенная в книгу, статью журнала, сборник статей, фонд документов, банк данных или иной массив документов (данных) на бумажном, машиночитаемом или иных носителях является документированной <21>, т. е. «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» <22>. Исходя из этого признаком документа является «письменная форма, способность удостоверять события или факты, имеющие юридическое значение и наличие материального предмета» <23>. ——————————— <20> Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 8. Ст. 609. <21> Копылов В. А. Информационное право: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1997. С. 23 — 24. <22> Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 28. Ст. 3347. <23> Пинхасов Б. И. Защита документов по советскому праву. Ташкент, 1974. С. 21.
Интересна позиция С. В. Максимова, который понимает документ как всякую информацию, отраженную на бумаге, фото-, кино-, аудио — или видеопленке, пластмассе, существующую в виде компьютерной записи или в иной воспринимаемой человеком материальной форме <24>. Схожей позиции придерживаются Е. Львова, А. Макаров: «…надлежащим образом оформленный материальный носитель с зафиксированной на нем информацией… независимо от ее характера» <25>. Отсюда следует, что признаками документа выступает специфическая форма существования информации (сведения) в качестве фиксации символов, знаков, букв, волн или других способов отображения на материальном носителе и наличие реквизитов. ——————————— <24> См.: Клепицкий И. А. Документ как предмет подлога в уголовном праве // Государство и право. 1998. N 5. С. 17. <25> Львова Е., Макаров А. Официальный документ как предмет преступлений // Российская юстиция. 2000. N 10. С. 11.
Известны и законодательные определения понятия документ. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» документ представлен как «материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения» <26>. Исходя из этого, среди критериев охраноспособности документа установлены ограничения по знаковой системе (текст) и по целям использования, тем самым установлено ограничение на владение и распоряжение информацией. ——————————— <26> Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» // СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.
С внедрением новых информационных технологий вместо бумаги в качестве материальных носителей стали использоваться машиночитаемые носители — магнитные и оптические диски, память ЭВМ, электрические колебания, электромагнитные волны. Однако возникла проблема установления доказательственной силы машиночитаемого документа. Специфическая форма существования информации в качестве фиксации символов, знаков, букв, волн или других способов отображения на материальном носителе и наличие реквизитов оставляет без надлежащей правовой защиты сведения, находящиеся на технических носителях (лазерный диск, карта flash-памяти и иной подобный носитель). В связи с этим объективной необходимостью является формирование специальных норм, регулирующих отношения по поводу передачи (отправления и получения) информации по электронной почте. Представляется важным регулирование сети Интернет <27>, в частности, вопросов авторского права и защиты прав человека на неприкосновенность частной жизни и персональных данных. Кроме того, создание механизма записи информации исключило возможность несанкционированного доступа постороннего лица к информации с целью ее искажения или фальсификации, что позволило конкретному лицу наносить специальные отметки, аналогичные его подписи на бумаге или электронной цифровой подписи. Данный механизм требует разработку стратегии управления отдельными документами и массивами документов в информационных системах (архивах, банках данных, фондах, библиотеках) с назначением экспертиз, подтверждающих принадлежность специальной отметки. ——————————— <27> Глобальная сеть, работающая по «единым правилам» и объединяющая множество компьютеров и компьютерных сетей во всем мире.
——————————————————————