О рекламе ценных бумаг
(Вавулин Д. А.) («Право и экономика», 2007, N 5)
О РЕКЛАМЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
Д. А. ВАВУЛИН
Вавулин Денис Александрович Начальник отдела по организации взаимодействия с субъектами Российской Федерации Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России в ЮЗР). Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и финансов Института бизнеса и права ОрелГТУ. Специалист по корпоративному управлению. Родился 5 декабря 1972 г. в г. Орле. В 1995 г. окончил экономический факультет ОрелГТУ. Автор ряда научных статей.
Сегодня, пожалуй, ни одна сфера хозяйственной деятельности рыночной экономики немыслима без рекламы. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» <1> (далее — Закон N 38-ФЗ) определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Иными словами, реклама — это вид деятельности либо произведенная в ее результате продукция, целью которых является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории. При помощи рекламы предприниматели доводят до широкого круга потребителей информацию о производимых или реализуемых ими товарах и услугах. ——————————— <1> Российская газета. 2006. N 51; Парламентская газета. 2006. N 37, N 41; СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.
Не менее важное место занимает реклама и на рынке ценных бумаг. Посредством рекламы до инвесторов доводится информация о публично размещаемых ценных бумагах и их эмитентах, а профессиональные участники рынка ценных бумаг предлагают широкому кругу лиц свои услуги. Реклама на рынке ценных бумаг, содержащая недостоверную информацию, вводит в заблуждение инвесторов и способна привести к крайне неблагоприятным социальным последствиям. В начале 90-х годов XX в. под влиянием агрессивной рекламы, распространяемой в СМИ, россияне вкладывали свои сбережения в суррогаты ценных бумаг и иные финансовые инструменты. Они выпускались серийно, в массовом порядке и были предназначены для широкомасштабного привлечения денежных средств населения страны в различные фонды и финансовые компании, которые не имели реальных активов и, следовательно, были не способны удовлетворить имущественные требования кредиторов. В стране действовали крупнейшие финансовые «пирамиды»: МММ, АОЗТ «Русский дом Селенга», АОЗТ «ФК Русская недвижимость», «Хопер-инвест» и др., активно заявлявшие о себе с помощью рекламы. Как результат — на сегодняшний день более 3 млн. граждан Российской Федерации являются обманутыми вкладчиками, т. е. произошло самое худшее для фондового рынка любой страны и экономики в целом: дискредитация фондового рынка, его инструментов и институтов. В этой связи вопросы государственного регулирования рекламы в сфере рынка ценных бумаг приобретают особое значение. Помимо названного Закона N 38-ФЗ реклама на рынке ценных бумаг регламентируется Федеральным законом от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее — Закон N 46-ФЗ). До недавнего времени различным аспектам рекламы на рынке ценных бумаг также были посвящены гл. 9 и п. 7 ст. 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Однако после вступления в силу с 1 февраля 2007 г. п. 3 ст. 15 Федерального закона от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ <2> нормы Закона «О рынке ценных бумаг», ранее регламентировавшие вопросы рекламы на рынке ценных бумаг (гл. 9 и п. 7 ст. 51), утратили силу. Таким образом, реклама на рынке ценных бумаг регулируется Федеральными законами N 38-ФЗ и N 46-ФЗ. Рассмотрим их нормы в части рекламы на рынке ценных бумаг более подробно. ——————————— <2> Российская газета. 2006. N 233; Парламентская газета. 2006. N 172; СЗ РФ. 2006. N 43. Ст. 4412.
Следует отметить, что Законом N 38-ФЗ установлен ряд ограничений на рекламу ценных бумаг. В частности, не допускается реклама: ценных бумаг, предложение которых неограниченному кругу лиц не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 29); имущественных прав, не удостоверенных ценными бумагами, под видом рекламы ценных бумаг (п. 2 ст. 29); эмиссионных ценных бумаг до осуществления регистрации их проспекта, за исключением случая, если в соответствии с федеральным законом для публичного размещения или публичного обращения эмиссионных ценных бумаг осуществление регистрации их проспекта не требуется (п. 6 ст. 29). Нормы Закона N 46-ФЗ несколько расширяют эти ограничения, запрещая на рынке ценных бумаг также и рекламу ценных бумаг, публичное размещение которых запрещено (п. 1 ст. 5). Также Законом N 38-ФЗ установлены следующие требования к рекламе ценных бумаг. Реклама ценных бумаг должна содержать сведения о лицах, обязавшихся по рекламируемым ценным бумагам. Реклама эмиссионных ценных бумаг должна содержать: наименование эмитента; источник информации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (п. 4 ст. 29). При этом реклама ценных бумаг не должна содержать: обещание выплаты дивидендов по акциям, а также дохода по иным ценным бумагам, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске или дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг, правилами доверительного управления паевыми инвестиционными фондами или правилами доверительного управления ипотечным покрытием либо зафиксирована в ценных бумагах; прогнозы роста курсовой стоимости ценных бумаг (п. 5 ст. 29). На рекламу сберегательных сертификатов, инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов и ипотечных сертификатов участия распространяются также требования, предъявляемые ст. 28 Закона N 38-ФЗ к рекламе финансовых услуг (п. 7 ст. 29). Рассматривая вопрос о рекламе ценных бумаг, следует отметить, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 4. ст. 38). В КоАП РФ установлены два состава правонарушений в сфере рынка ценных бумаг. Во-первых, в ст. 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение со стороны рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы). Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от 40 до 200 минимальных размеров оплаты труда, а на юридических лиц — от 400 до 5000 минимальных размеров оплаты труда. Во-вторых, в ст. 15.24 КоАП РФ установлена административная ответственность за рекламу под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, не являющиеся в соответствии с законом ценными бумагами. Такое правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.
——————————————————————