Новый порядок раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг: Приказ ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/ПЗ-Н

(Вавулин Д. А.) («Право и экономика», 2007, N 5)

НОВЫЙ ПОРЯДОК РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ ЭМИТЕНТАМИ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ: ПРИКАЗ ФСФР РОССИИ ОТ 10 ОКТЯБРЯ 2006 Г. N 06-117/ПЗ-Н

Д. А. ВАВУЛИН

Вавулин Денис Александрович Начальник отдела по организации взаимодействия с субъектами Российской Федерации Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России в ЮЗР). Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и финансов Института бизнеса и права ОрелГТУ. Специалист по корпоративному управлению. Родился 5 декабря 1972 г. в г. Орле. В 1995 г. окончил экономический факультет ОрелГТУ. Автор ряда научных статей.

Одним из фундаментальных принципов функционирования современного рынка ценных бумаг является его информационная прозрачность. Это достигается, прежде всего, установлением регулирующими органами обязательных для соблюдения участниками фондового рынка требований по раскрытию общедоступной информации. Раскрытие подобной информации необходимо для того, чтобы участники рынка ценных бумаг были информированы о действиях друг друга, а принимаемые ими инвестиционные решения основывались на оценках реальных фактов, а не опирались на догадки, слухи и домыслы.

Раскрывать информацию на фондовом рынке обязаны различные его участники. Наибольший объем информации, бесспорно, обязаны раскрывать эмитенты эмиссионных ценных бумаг (далее — эмитенты ценных бумаг). Это объясняется тем, что именно они выпускают (производят) ценные бумаги, вокруг которых складываются отношения на фондовом рынке. Полное раскрытие информации эмитентами ценных бумаг важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций, поскольку такое раскрытие выступает одним из средств защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги. Начиная с середины 1996 г. в основе нормативной правовой базы, регламентирующей раскрытие информации эмитентами ценных бумаг, лежит Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон «О рынке ценных бумаг»). Помимо него вопросы раскрытия информации эмитентами ценных бумаг регламентировались нормативными правовыми актами, принимавшимися федеральными органами исполнительной власти, которые были уполномочены государством на регулирование российского фондового рынка, — первоначально ФКЦБ России, а после ее ликвидации — ФСФР России. При этом за последние десять лет правовые основы раскрытия информации эмитентами ценных бумаг не раз претерпевали кардинальные изменения. Если до середины октября 2003 г. эти вопросы регламентировались множеством постановлений и распоряжений ФКЦБ России (более десятка), то с 15 октября 2003 г. ситуация коренным образом изменилась. Все нормы, регулирующие раскрытие информации эмитентами ценных бумаг, были сведены в один нормативный правовой акт — Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс. В частности, этим нормативным правовым актом были установлены новые способы раскрытия информации эмитентами ценных бумаг, в том числе в лентах новостей уполномоченных информационных агентств, а также на страницах в сети Интернет. После ликвидации ФКЦБ России и ревизии ее нормотворческого наследия со стороны ФСФР России новый регулятор российского рынка ценных бумаг издал нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок раскрытия информации эмитентами ценных бумаг. Приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-5/пз-н было утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, вступившее в силу с 12 мая 2005 г. Этот документ ФСФР России во многом оказался аналогичным документу ФКЦБ России, поскольку в него были перенесены основные действовавшие ранее требования ФКЦБ России к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг. Однако в своем первозданном виде это Положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг просуществовало совсем недолго. Уже в ноябре 2005 г. и январе 2006 г. в него был внесен ряд изменений и дополнений, а затем в феврале 2007 г. этот нормативный правовой акт ФСФР России и вовсе был признан утратившим силу, а «многострадальный» порядок раскрытия информации эмитентами ценных бумаг вновь претерпел изменения. Дело в том, что со 2 февраля 2007 г. вступил в силу Приказ ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н <1>, который утвердил новое Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее — Положение о раскрытии информации). При этом ранее действовавший нормативно-правовой акт ФСФР России аналогичного наименования, утвержденный Приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-5/пз-н с внесенными в него изменениями, был признан утратившим силу. ——————————— <1> БНА ФОИВ. 2007. N 4.

В новом Положении, вопреки ожиданиям многих, каких-либо коренных изменений в процедуру раскрытия информации эмитентами ценных бумаг внесено не было, т. е. были сохранены основные формы и способы раскрытия информации эмитентами ценных бумаг. Большинство же изменений, по мнению автора, во многом носят «косметический» характер, хотя имеется ряд принципиальных новелл. Рассмотрим основные и наиболее значимые изменения. Следует отметить, что, как и действовавший ранее нормативный правовой акт ФСФР России, новое Положение о раскрытии информации регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерными обществами, раскрытие информации на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг, раскрытие информации эмитентами облигаций с ипотечным покрытием, раскрытие информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам (п. 1.1). Положение о раскрытии информации распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, включая международные финансовые организации, размещение и/или обращение ценных бумаг которых осуществляются в Российской Федерации. При этом следует отметить, что Положение о раскрытии информации не распространяется на Банк России, а также на эмитентов государственных и муниципальных ценных бумаг (п. 1.2). Раскрытие информации этой группой эмитентов ценных бумаг регламентируется иными нормативно-правовыми актами. Так, в соответствии со ст. 27.5.1 Закона «О рынке ценных бумаг» раскрытие информации о принятии решения о размещении облигаций Банка России, об утверждении решения об их выпуске (дополнительном выпуске), о завершении их размещения и об исполнении обязательств по ним производится Банком России путем опубликования не позднее 5 дней со дня наступления соответствующего события в официальном издании Банка России и (или) на странице Банка России в сети Интернет. Порядок раскрытия информации эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг регулируется Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», а также Стандартами раскрытия информации о ценных бумагах субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг, утвержденными Приказом Минфина России от 6 апреля 2001 г. N 30н. Иными словами, сфера регулирования Положения о раскрытии информации не претерпела каких-либо изменений. Одним из способов раскрытия информации эмитентами ценных бумаг всегда выступало предоставление владельцам ценных бумаг и всем иным заинтересованным лицам копий документов, содержащих информацию, подлежащую раскрытию (копии сообщений, проспекта ценных бумаг, отчета об итогах выпуска, ежеквартального отчета и др.). Данная норма сохранена и в новом Положении о раскрытии информации. Как и ранее, срок предоставления копий документов не должен быть более 7 дней с даты предъявления соответствующего требования. Вместе с тем теперь в п. 1.9 Положения о раскрытии информации включен новый абзац, обязывающий эмитента ценных бумаг опубликовать на странице в сети Интернет банковские реквизиты своего расчетного счета (счетов) для оплаты расходов по изготовлению копий документов и размер (порядок определения размера) таких расходов. При этом установлено, что копии документов, срок хранения которых эмитентом в соответствии с законодательством Российской Федерации не является постоянным, должны предоставляться эмитентом по требованию заинтересованных лиц в течение установленных для таких документов сроков хранения. В частности, для эмитентов ценных бумаг — акционерных обществ сроки хранения документов определены Постановлением ФКЦБ России от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс <2>, утвердившим Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ. Таким образом, теперь Положение о раскрытии информации содержит законное обоснование отказа инвестору в предоставлении информации при выполнении его запроса. ——————————— <2> Российская газета. 2003. N 168.

Относительно новым способом раскрытия информации эмитентами ценных бумаг является опубликование различного рода сообщений (в том числе сообщений на этапах эмиссии ценных бумаг, сообщений о существенных фактах и др.) в ленте новостей уполномоченных информационных агентств. Это наиболее оперативный способ раскрытия информации эмитентами ценных бумаг, охватывающий наиболее широкий круг целевой аудитории. Через ленту новостей инвесторы получают раскрываемую информацию одновременно, что не позволяет использовать такую информацию узкой группе лиц в качестве инсайдерской. Этот способ раскрытия информации имеет приоритет по сравнению с другими способами раскрытия информации. До опубликования информации в ленте новостей ее раскрытие другими способами не допускается. Данная норма, существовавшая и прежде, содержится в новом Положении о раскрытии информации. При этом в новом Положении о раскрытии информации п. 1.10 дополнен абзацем, определяющим следующее: в случае если работники или должностные лица эмитента, в том числе члены совета директоров (наблюдательного совета) эмитента, до опубликования в ленте новостей соответствующего сообщения комментируют в средствах массовой информации, в том числе в форме интервью, решения, принятые органами управления эмитента и подлежащие раскрытию путем опубликования сообщения, в том числе сообщения о существенном факте, в ленте новостей, эмитент обязан в срок не позднее следующего дня опубликовать в ленте новостей сообщение о принятом органом управления решении независимо от наступления срока, предусмотренного для опубликования такого сообщения в ленте новостей. В пункте 1.11 нового Положения о раскрытии информации установлено, что эмитенты, ценные бумаги которых включены фондовой биржей в котировальный список, обязаны публиковать в ленте новостей пресс-релизы о решениях, принятых органами управления и подлежащих раскрытию. Указанные пресс-релизы должны публиковаться в срок не позднее 1 дня с даты проведения собрания (заседания) органа управления, на котором принимается соответствующее решение, а если такое решение принимается лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа эмитента, — в срок не позднее 1 дня с даты принятия такого решения. Рассматривая вопрос о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг в ленте новостей информационных агентств, необходимо отметить, что ФСФР России по результатам открытого конкурса были отобраны пять информационных агентств (ранее только два), уполномоченных на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг (см. табл.).

Информационные агентства, уполномоченные на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг

Полное и Адрес (место Адрес страницы в сети сокращенное нахождения) Интернет фирменные наименования

Закрытое акцио — 119333, г. Москва, http://www. disclosure. ru нерное общество ул. Губкина, д. 3, «Анализ, Кон — корп. «Г» сультации и Мар — кетинг», ЗАО «АК&М»

Автономная 101000, г. Москва, http://e-disclosure. azipi. ru некоммерческая ул. Маросейка, организация д. 6/8, стр. 1, «Ассоциация за — офис 319 щиты информа — ционных прав инвесторов», АНО «АЗИПИ»

Закрытое акцио — 127006, г. Москва, http://www. e-disclosure. ru нерное общество ул. 1-я Тверская «Интерфакс», ЗАО Ямская, д. 2 «Интерфакс»

Закрытое акцио — 125009, г. Москва, http://disclosure. prime — нерное общество Тверской бульвар, tass. ru «Агентство эко — д. 2 номической информации «ПРАЙМ-ТАСС», ЗАО «АЭИ «ПРАЙМ — ТАСС»

Закрытое акцио — 125190, г. Москва, http://disclosure. skrin. ru нерное общество Ленинградский «Система комп — проспект, д. 80, лексного раскры — корп. «Е» тия информации и новостей», ЗАО «СКРИН»

Еще одним относительно новым способом раскрытия информации эмитентами ценных бумаг является опубликование различного рода сообщений и документов на странице в сети Интернет. Для этих целей эмитент ценных бумаг может использовать как свою собственную страницу, так и иной сайт в сети Интернет. В новом Положении о раскрытии информации установлено, что при опубликовании информации на странице в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации. При этом определяется, что вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет (п. 1.6). Ранее такого условия опубликования информации в Интернете не было установлено. Это позволяло некоторым недобросовестным эмитентам, открывая новые и закрывая старые страницы в сети Интернет, по сути, скрывать от инвесторов информацию, подлежащую обязательному раскрытию. Также следует отметить, что новым Положением о раскрытии информации изменены сроки, в течение которых эмитенты обязаны раскрывать сообщения всех видов на странице в сети Интернет. Если ранее на странице в сети Интернет соответствующее сообщение должно было быть опубликовано не позднее 3 дней, то теперь — не позднее 2 дней с даты наступления того или иного события, предусмотренного Положением о раскрытии информации. Тем самым повышается оперативность доведения до неограниченного круга инвесторов информации о финансово-хозяйственной деятельности объекта их инвестиций. Новым Положением о раскрытии информации отменяется требование о необходимости публикации раскрываемых эмитентами сообщений, в том числе сообщений о существенных фактах, в периодическом печатном издании, включая информационный бюллетень «Приложение к Вестнику ФСФР России». Отказ от необходимости раскрытия в периодическом печатном издании сообщений о существенных фактах, сообщений на этапах эмиссии (кроме одного) и других является следствием реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 — 2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2006 г. N 793-р, а также ст. 23 Закона «О рынке ценных бумаг». Раскрытие информации в сети Интернет позволяет сократить сроки предоставления информации, издержки эмитентов ценных бумаг на оплату периодического печатного издания, а также является способом снижения стоимости эмиссии. При этом соблюдаются международные принципы незатратного доступа заинтересованных лиц к раскрываемой информации. Вместе с тем следует отметить, что в новом Положении о раскрытии информации сохранена обязанность эмитентов ценных бумаг по опубликованию в печатном издании только одного вида сообщения. Это сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещаемых путем открытой подписки или закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, а также в иных случаях, когда регистрация проспекта ценных бумаг осуществляется по усмотрению эмитента (п. 2.4.1). Опубликование должно состояться не позднее 10 дней (п. 2.4.2). Ранее было установлено, что раскрытие информации через указанный информационный ресурс должно состояться не позднее 5 дней. Новое Положение о раскрытии информации дополнено п. 1.16, который определяет, что эмитенты, приобретающие эмиссионные ценные бумаги открытых акционерных обществ, обращающиеся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, на основании добровольного предложения, предусмотренного ст. 84.1 Закона «Об акционерных обществах», или обязательного предложения, предусмотренного ст. 84.2 этого же Закона, помимо иной информации обязаны также раскрывать информацию о направлении добровольного или обязательного предложения в ФСФР России, содержание добровольного или обязательного предложения. При этом определено, что порядок раскрытия данной информации регулируется иными нормативными правовыми актами ФСФР России. В настоящее время порядок раскрытия информации о направлении добровольного или обязательного предложения в ФСФР России и содержание добровольного или обязательного предложения определены Приказом ФСФР России от 13 июля 2006 г. N 06-76/пз-н «Об утверждении Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30% акций открытых акционерных обществ». В новом Положении о раскрытии информации перечень сообщений о существенных фактах приведен в соответствие с изменениями, внесенными в ст. 30 Закона «О рынке ценных бумаг» Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 138-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». Так, перечень сообщений о существенных фактах дополняется следующими новыми существенными фактами: сведения об этапах процедуры эмиссии ценных бумаг; сведения о приостановлении и возобновлении эмиссии ценных бумаг; сведения о признании выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся или недействительным; сведения о включении в реестр акционеров эмитента акционера, владеющего не менее чем 5% обыкновенных акций эмитента, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих этому акционеру таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% размещенных обыкновенных акций; сведения о поступившем эмитенту — открытому акционерному обществу в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» добровольном или обязательном предложении (в том числе о конкурирующем предложении); сведения о поступившем эмитенту — открытому акционерному обществу в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» уведомлении о праве требовать выкупа ценных бумаг или требовании о выкупе ценных бумаг, направленных лицом, которое приобрело более чем 95% общего числа обыкновенных акций и привилегированных акций открытого акционерного общества, предоставляющих право голоса в соответствии с п. 5 ст. 32 Федерального закона «Об акционерных обществах», с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам (п. 6.2.1). Также новым Положением о раскрытии информации перечень сообщений о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, дополнен сообщением об объявлении несостоявшимся общего собрания акционеров акционерного общества (п. 8.6.1). В новом Положении о раскрытии информации содержатся нормы, ликвидирующие информационную асимметрию в части обеспечения российским инвесторам доступа к информации, раскрываемой эмитентом для иностранных инвесторов. Отныне российские эмитенты, ценные бумаги которых обращаются за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения и/или обращения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении ценных бумаг российских эмитентов <3>, обязаны раскрывать информацию, направляемую (представляемую) ими соответствующему органу (организации), регулирующему рынок иностранных ценных бумаг, иностранному организатору торговли на рынке ценных бумаг и/или иным организациям в соответствии с иностранным правом для целей ее раскрытия среди иностранных инвесторов. После вступления в силу нового Положения о раскрытии информации указанная информация должна раскрываться российскими эмитентами и для российских инвесторов. При этом раскрытие информации должно осуществляться таким способом, для которого установлен наименьший срок раскрытия, а если способы раскрытия для такой информации не предусмотрены, — путем опубликования в сети Интернет текста документа, содержащего такую информацию, в срок не позднее даты раскрытия такой информации среди иностранных инвесторов. Также для российских инвесторов должна раскрываться информация, которая раскрывается всем иностранным инвесторам. Положением, утратившим силу, предусматривалось раскрытие российским инвесторам только той информации, которая подлежала раскрытию среди неограниченного круга лиц. Требование о раскрытии одной и той же информации в одни и те же сроки для российских и иностранных инвесторов обеспечивает соблюдение принципа предоставления информации всем инвесторам на равных условиях. Однако раскрытие информации российским инвесторам наряду с иностранными инвесторами необходимо не только с целью соблюдения принципов раскрытия информации, но и в связи с тем, что законодательство Российской Федерации на данном этапе позволяет российским инвесторам приобретать ценные бумаги, размещаемые российскими эмитентами за рубежом, также и в России, поскольку в случае размещения ценных бумаг за рубежом эмитент обязан разместить часть эмиссионных ценных бумаг (того же вида, категории) также и в России. Нормативы предусмотрены Положением о порядке выдачи Федеральной службой по финансовым рынкам разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации, утвержденным Приказом ФСФР России от 12 января 2006 г. N 06-5/пз-н. Также рассматриваемая норма позволяет получить информацию о бенефициарах (лицах, получающих доходы по ценным бумагам), что позволяет реализовать положения ст. 22 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», а также аспекты Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 — 2008 годы в части обязательности раскрытия информации о крупных собственниках акций и бенефициарных владельцах российских эмитентов. ——————————— <3> Депозитарных расписок.

В новом Положении о раскрытии информации увеличено число способов доведения регистрирующим органом информации до эмитентов на этапах эмиссии и соответственно изменен порядок определения даты отсчета начала течения срока, предоставляемого эмитентам для раскрытия сообщений о решениях, принимаемых регистрирующими органами. Ранее был установлен только один способ информирования регистрирующим органом эмитента, например, о регистрации выпуска ценных бумаг — направление письменного уведомления. Срок раскрытия эмитентом информации был привязан к дате получения такого уведомления. Теперь же регистрирующий орган публикует информацию о принятии того или иного решения на своей странице в сети Интернет, направляет письменное уведомление эмитенту почтовой, факсимильной, электронной связью или же вручает под роспись. Соответственно, эмитент ценных бумаг обязан раскрыть информацию о решении регистрирующего органа с даты опубликования информации о принятии решения регистрирующим органом в сети Интернет или получения эмитентом письменного уведомления регистрирующего органа почтовой, факсимильной, электронной связью, вручения под роспись в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше. В новом Положении о раскрытии информации скорректированы нормы, связанные с государственной и коммерческой тайной. В случае если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о раскрытии информации и иными нормативными правовыми актами ФСФР России, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с Положением о раскрытии информации, и/или в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Положением о раскрытии информации, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФСФР России. Следует отметить, что ответственность за нераскрытие информации эмитентом ценных бумаг предусмотрена ст. 15.19 «Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг» и ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ, а также ст. 185.1 «Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах» УК РФ. В новое Положение о раскрытии информации включены разделы об особенностях раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии биржевых облигаций. Так, в случае, если по решению эмитента эмиссия биржевых облигаций осуществляется без государственной регистрации их выпуска, проспекта и отчета об итогах выпуска, информация должна раскрываться на этапах эмиссии в форме сообщения о существенном факте «сведения об этапах процедуры эмиссии ценных бумаг». Доступ к проспекту биржевых облигаций должен обеспечиваться любым заинтересованным лицам. Информация о допуске к торгам должна раскрываться по правилам биржи (в форме сообщения о приостановлении размещения по правилам и в форме сообщения о возобновлении размещения по правилам). Раскрытие иной информации осуществляется по правилам допуска биржевых облигаций к торгам, утвержденным биржей. Доступ к проспекту биржевых облигаций обеспечивается эмитентом для заинтересованных лиц согласно требованиям Положения, а также биржей — по ее правилам. Проспект подлежит публикации в сети Интернет в срок не более 2 дней с даты принятия уполномоченным органом биржи решения о допуске к торгам и не позднее чем за 7 дней до даты начала размещения. Важной особенностью является то, что установлены исключения из содержания состава информации, раскрываемой в проспекте ценных бумаг для биржевых облигаций. В результате в проспект биржевых облигаций может не включаться значительный перечень информации, который подлежит включению в проспект иных ценных бумаг (п. 3.12). Новое Положение о раскрытии информации обязывает эмитентов ценных бумаг раскрывать в ленте новостей сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете эмитента. Такое сообщение должно быть опубликовано в ленте новостей не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста ежеквартального отчета с указанием места нахождения эмитента, его адреса в Интернете и т. д. (п. 5.8). Положением о раскрытии информации вносятся изменения в части объема информации, раскрываемой эмитентом инвестору на странице в сети Интернет на этапе государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан раскрывать такую информацию также и в форме решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг. Эмитент обязан опубликовать текст зарегистрированного решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг на странице в сети Интернет в срок не более 2 дней с даты опубликования информации о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитента на странице регистрирующего органа в сети Интернет или получения эмитентом письменного уведомления регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг посредством почтовой, факсимильной, электронной связи, вручения под роспись в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше. При опубликовании текста решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг на странице в сети Интернет должны быть указаны государственный регистрационный номер выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, дата его государственной регистрации и наименование регистрирующего органа, осуществившего государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Текст зарегистрированного решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг должен быть доступен в сети Интернет с даты его опубликования в сети Интернет и до погашения (аннулирования) всех ценных бумаг этого выпуска (дополнительного выпуска) (п. 2.4.3). Положение о раскрытии информации изменяет нормы, связанные с раскрытием сообщения о дате начала размещения ценных бумаг. Такое сообщение должно быть раскрыто, даже если такая дата раскрывалась эмитентом ранее в сообщении о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (п. 2.5.2). Положением, утратившим силу, предусматривалось, что сообщение о дате начала размещения ценных бумаг должно было быть опубликовано эмитентом в ленте новостей и в Интернете в случае, если дата начала размещения ценных бумаг не была раскрыта в сообщении о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В новом Положении о раскрытии информации нашли отражение нормы законодательства Российской Федерации в области персональных данных. В частности, установлено, что информация о членах совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, лице, занимающем должность (осуществляющем функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества, членах коллегиального исполнительного органа акционерного общества включается в годовой отчет акционерного общества с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных, и прежде всего Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (п. 8.2.3). В заключение необходимо отметить, что практически сразу же после вступления в силу нового Положения о раскрытии информации этот документ подвергся технической правке. Приказом ФСФР России от 14 декабря 2006 г. N 06-148/пз-н <4>, вступившим в силу с 25 февраля 2007 г., в Положение о раскрытии информации были внесены изменения, касающиеся уточнения перечня ценных бумаг, на которые распространяется проспект, регистрация которого осуществляется одновременно с государст венной регистрацией дополнительного выпуска ценных бумаг. Согласно изменению проспект ценных бумаг, регистрация которого осуществляется одновременно с государственной регистрацией дополнительного выпуска ценных бумаг, распространяется не только на ценные бумаги указанного дополнительного выпуска, но и на ценные бумаги выпуска, к которому он является дополнительным (абз. 3 п. 3.10). ——————————— <4> Российская газета. 2007. N 31.

——————————————————————