Проблемы ответственности изготовителя рекламы и пути их решения

(Гальчева У. А.) («Юрист», 2008, N 5)

ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ РЕКЛАМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

У. А. ГАЛЬЧЕВА

Гальчева У. А., ведущий юрист ООО «Студия Амбер».

Из года в год в нашей стране создается все больше агентств, занимающихся производством рекламы. Это доходный, прибыльный бизнес, сопряженный, однако, с трудностями, связанными с тем, что производство рекламного ролика, как и любого другого аудиовизуального произведения, — процесс сложный и трудоемкий, в связи с чем каждый из его этапов характеризуется определенным набором специфических особенностей. Вопрос ответственности в сфере производства аудиовизуальных произведений в целом определяется общими нормами гражданского законодательства, однако в связи с особенностями предмета эта тема имеет определенную специфику. В рамках настоящей статьи автор постаралась дать свое видение двух проблем, возникающих при определении ответственности изготовителя рекламного ролика. Первая проблема касается ответственности за нарушение требований о сроке сдачи рекламного ролика. Срок представления результата работ рекламодателю является существенным условием договора. Как правило, каждый договор на производство рекламного ролика предусматривает серьезную ответственность за неисполнение его условий в срок. Однако этот жесткий срок выполнения работ не всегда может быть соблюден в связи с тем, что изготовление рекламного ролика — это процесс, включающий в себя помимо технической части огромную творческую составляющую и объединяющий в себе большое количество так называемых рекламных результатов интеллектуальной деятельности субъектов авторских и смежных прав, таких, как режиссеры, композиторы, актеры, художники-постановщики и т. д. Понятие творчества не определяется ни в одном законе. В литературе указывается, что показателем творческого характера является новизна либо оригинальность произведения <1>. Творческой также является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием самостоятельного результата науки, литературы или искусства <2>. При этом возможны ситуации, когда возникает так называемая творческая неудача — недостижение поставленной цели по обстоятельствам, не зависящим от исполнителя. От этого не застрахован никто. ——————————— <1> Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2001. С. 110 — 111; Судариков С. А. Основы авторского права. Мн.: Амалфея, 2000. С. 104. <2> Карпычев М. В., Хужин А. М. Правовые проблемы использования объектов интеллектуальной собственности в рекламе // Реклама и право. 2005. N 2.

Также на производство рекламного ролика могут оказывать влияние такие факторы, как, например, неблагоприятные погодные условия, влияющие на конкретный срок проведения съемок соответствующего рекламного ролика или вообще делающие съемки невозможными. Многие компании идут по пути увеличения ответственности изготовителя рекламного ролика за просрочку исполнения обязательств, в связи с чем, помимо общей, предусмотренной Гражданским кодексом, ответственности в виде расторжения договора в одностороннем порядке и возврата всех выплаченных рекламодателем по договору сумм или/и уплаты неустойки в размере определенного, фиксированного процента от цены договора за каждый календарный день просрочки, ими предусматривается возмещение убытков, понесенных рекламодателем в связи с оплатой стоимости размещения материалов на телевизионных каналах и у иных третьих лиц, в том числе расходов, понесенных рекламодателем в связи с несвоевременным представлением материалов для такого размещения. Такие расходы могут быть выражены, например, в затратах на дополнительный монтаж в сетку программ. Но в связи с тем что, как уже было сказано выше, аудиовизуальное произведение — это результат творческого труда, который может понравиться или не понравиться заказчику, который может требовать дополнительных доработок в направлении, соответствующем точным характеристикам и параметрам рекламодателя, соответственно и сроки, в соответствии с этим, могут быть пролонгированы по чисто техническим причинам, и соотносить их с отношениями рекламодателя с телевизионными каналами практически невозможно, так как невозможно отвечать за то, чего нельзя гарантировать. Еще одним аспектом ответственности по договору на изготовление аудиовизуального произведения является ответственность изготовителя за нарушение им условий о передаче и отчуждении прав на результаты интеллектуальной деятельности рекламодателю. При этом, как правило, изготовитель обязан уплатить все суммы, предъявленные рекламодателю в результате нарушения последним интеллектуальных прав третьих лиц, связанного с нарушением изготовителем своих обязательств по передаче таких прав. Это связано с тем, что при заключении договора на изготовление рекламного ролика производитель гарантирует рекламодателю, что он заключит все необходимые договоры с авторами произведений и субъектами смежных прав, включая авторов и исполнителей служебных произведений. Соответственно в случае предъявления рекламодателю каких-либо претензий либо исков со стороны третьих лиц в отношении правомерности использования объектов авторских и смежных прав, использованных в произведениях в течение срока действия авторских и смежных прав на соответствующие объекты, изготовитель должен самостоятельно улаживать их. Следовательно, и уплата всех штрафных санкций в случае выявления нарушений прав третьих лиц ложится на изготовителя. В этом случае рекламопроизводителю следует также обезопасить себя, но уже в отношениях с соответствующим автором, конкретизировав этот вопрос в авторском договоре. Автор, подписывая договор, должен гарантировать отсутствие в создаваемом им произведении элементов авторских, смежных или иных прав, принадлежащих третьим лицам, препятствующих исполнению автором своих обязательств. Но авторство конкретного лица не всегда удается проверить и доказать в связи с тем, что изготовитель рекламного ролика заключает с автором договор авторского заказа, как это предусмотрено в ст. 1288 ГК РФ <3>, например, на создание музыкального сопровождения для рекламного ролика. Определить, являются ли какие-либо фрагменты созданного композитором произведения плагиатом, практически невозможно. И в такой ситуации в договоре логично прописать положение о том, что заказчик не несет ответственности за правомерность использования произведения в части наличия элементов, авторские или смежные права на которые принадлежат третьим лицам. При этом автор должен своими силами и за свой счет нести ответственность в случае предъявления третьими лицами каких-либо требований или претензий к заказчику. ——————————— <3> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. N 5 (1 ч.). Ст. 5496.

——————————————————————