Концептуально-логическое моделирование юридического понятия «тайна»
(Ловцов Д. А.) («Информационное право», 2009, N 2)
КОНЦЕПТУАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ «ТАЙНА»
Д. А. ЛОВЦОВ
Ловцов Д. А., заведующий кафедрой правовой информатики, информационного права и математики Российской академии правосудия, профессор, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук.
Рассматриваются общие и частные характеристики понятия «тайна». Отмечается противоречие в Законе «О коммерческой тайне» в отношении понятия «коммерческая тайна», производится анализ категорий, вовлеченных в данное определение. Произведена классификация таких видов тайны, как «базовая тайна», «производная тайна», а также их разновидностей (служебной, профессиональной и др.). Предполагается, что базовые и производные тайны как объекты информационных правоотношений, возникающих на основе власти и подчинения, носят публично-правовой характер. Составлена табличная модель понятия тайны, согласно которой отдельные привилегированные сведения без изменения их информационного содержания могут одновременно находиться в режимах различных тайн. Обоснована продуктивная концептуально-логическая модель юридического понятия «тайна», позволяющая разработать функционально достаточный, непротиворечивый комплекс охранительных информационно-правовых режимов. В настоящее время основным юридическим способом защиты (правовой охраны) привилегированной содержательной информации от доступа к ней третьих лиц является сокрытие ее в режиме тайны. Причем в российском законодательстве насчитывается уже более тридцати разновидностей последней. Общим для всех разновидностей тайны является то, что защита информации в режиме тайны предусматривает, во-первых, законодательно установленное право субъекта на введение режима ограниченного доступа, а во-вторых, установление и ограничение объемов прав обладателя на охраняемую информацию и его обязанностей по ее охране и предоставлению по запросам компетентных государственных органов, а также ответственности за нарушение установленных прав и обязанностей <1>. ——————————— <1> См.: Волчинская Е. К. Коммерческая тайна в системе конфиденциальной информации // Информационное право. 2005. N 3. С. 17 — 21.
Вместе с тем в законодательстве закреплен частно-прикладной подход, при котором под тайной понимаются главным образом сами сведения, которые для предотвращения ущерба интересам субъектов правоотношений необходимо защищать от несанкционированных доступа и использования. Это приводит к смешению понятий тайна и привилегированная информация, а также к смешению видов тайн. Имеется, в частности, и явный ляпсус: «коммерческая тайна — конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду» <2>. ——————————— <2> Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
Известно, что конфиденциальность — это статус, предоставленный информации (сведениям) и согласованный между юридическими и физическими лицами, ее предоставляющими, и эргасистемой — ее получающей <3>, а не сам объект правовой охраны (поэтому, кстати, конфиденциальная информация, вообще говоря, может находиться в режиме любой тайны и иметь любой гриф секретности). То есть это даже не свойство информации. При этом под секретностью информации понимается право юридических и физических лиц решать, какую информацию (сведения) они желают разделить с другими, а какую — скрыть от других. ——————————— <3> См.: Ловцов Д. А. Информационная теория эргасистем: тезаурус. М.: Наука, 2005. 248 с.
В русском языке тайна — это все сокрытое, неизвестное, неведомое кому-либо; нечто скрытно хранимое, скрываемое от кого-либо с намереньем <4>; нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет <5>. Отсюда в тайне может сохраняться целая канцелярия, вечерняя трапеза, полиция, «ключ от квартиры, где деньги лежат», включая также и достоверные идентификационные сведения о них. Причем в зависимости от степени потенциальной опасности раскрытия для других (всех, многих) конкретного «скрываемого нечто» меры соблюдения тайны, очевидно, должны быть различной степени жесткости, объема и масштаба. ——————————— <4> См.: Даль В. М. Толковый словарь живого русского языка: в 4 т. Т. 4. М.: Терра, 1995. 688 с. <5> См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Госиздат, 1963. 900 с.
Следовательно, атрибутивным аспектом понятия тайна является совокупность мер (условий) обеспечения ее существования как таковой, т. е. правил сокрытия, хранения, доступа и использования «скрываемого нечто», характеризующих в целом конкретный режим сокрытия. В связи с этим в правоведении под тайной рационально понимать особый правовой режим привилегированной информации (информации ограниченного доступа, распространения и др.) как комплекс правовых средств, характеризующих сочетание взаимодействующих запретов, дозволений, обязываний, управомочиваний, стимулов (привилегий) и санкций <6>, т. е. правовой режим сокрытия и/или правовой охраны привилегированной информации. ——————————— <6> См.: Ловцов Д. А. Системология информационных правоотношений. М.: Рос. акад. правосудия, 2008. 233 с.
То есть одни и те же сведения (данные), обладающие определенной потенциальной новизной, т. е. информативностью для определенного круга лиц, могут находиться в различных правовых режимах без изменения их информационного содержания — находиться в тайне соответствующего типа и вида. Поскольку основным условием установления особого правового режима привилегированной информации является соответствующая заинтересованность субъекта — носителя (владельца, обладателя) данной информации, а это, в частности, личность, общество (социальные группы) или государство, к базовым тайнам, которые непосредственно связаны с жизнедеятельностью (функционированием) субъектов, можно отнести следующие: — личную — физического лица, индивида (гражданина и др.); — семейную — семьи; — коммерческую — юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности; — государственную — органов государственной власти. Поскольку перечисленные субъекты — обладатели привилегированной информации имеют права на установление режима ограничения доступа для введения особого правового режима, то базовые тайны можно считать тайнами-объектами <7>, обусловливающими возникновение абсолютных информационных правоотношений, характеризующихся исключительным юридическим господством субъектов над информацией в своих собственных интересах, а также личной непосредственной поддержкой ограничения доступа к ней. Сущность данных абсолютных правоотношений в информационной сфере состоит в правовой защите привилегированной информации от посягательства. ——————————— <7> См.: Огородов Д. В. Правовые отношения в информационной сфере: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002.
К производным логично отнести тайны, обеспечивающие реализацию прав на базовые тайны, а именно: — служебную — охраняемую государственным служащим; — профессиональную — охраняемую субъектом профессиональной деятельности. Причем производные тайны имеют следующие разновидности: — служебная: налоговая, аудиторская, следствия, судопроизводства, совещания судей, военная (устаревшее понятие), переписки (почтовых, телеграфных и иных сообщений, телефонных переговоров и др.), голосования, государственной регистрации, усыновления и др.; — профессиональная: врачебная, банковская, адвокатская, исповеди, страхования, завещания, нотариальная, кредитной истории и др. Поскольку перечисленные субъекты — доверенные носители привилегированной информации несут обязанности по установлению режима ограничения доступа для введения особого правового режима, то производные тайны можно считать тайнами-обязанностями <8>, обусловливающими возникновение относительных информационных правоотношений, характеризующихся ограниченным социальным движением привилегированной информации в интересах лиц, которым она юридически принадлежит, по отношению к субъекту — носителю под страхом его юридической ответственности, а также опосредованной поддержкой ограничения доступа к ней. Сущность данных относительных правоотношений в информационной сфере состоит в правовой защите привилегированной информации от нарушения. ——————————— <8> См.: Там же.
Базовые и производные тайны как объекты информационных правоотношений, возникающих на основе власти и подчинения, одной из сторон которых является орган публичной власти, т. е. публичных информационных правоотношений, носят также публично-правовой характер. В частности, это государственная и служебная тайны (указание в ст. 139 ГК РФ на то, что служебную тайну может составлять информация, имеющая коммерческую ценность, явно является некорректным). С другой стороны, тайны — объекты гражданских (частных) информационных правоотношений, возникающих на основе автономии воли, равенства и имущественной самостоятельности сторон, носят частноправовой характер. В частности, это личная и семейная тайны, коммерческая тайна, банковская тайна, тайна страхования, тайна завещания (которые признаются законодателем в качестве объектов гражданских прав в УК РФ, ст. ст. 150, 139, 857, 946, 1123 ГК РФ соответственно). Причем сама привилегированная содержательная информация («новые» сведения), находящаяся в правовом режиме определенной тайны, является особого рода нематериальным благом и поэтому может быть объектом информационных правоотношений (абсолютных и относительных), имеющих только охранительный характер (но не регулятивный). На основе проведенной классификации видов тайны как правового режима сокрытия привилегированной информации можно составить соответствующую табличную (реляционную) модель понятия тайны. Согласно данной модели отдельные привилегированные сведения без изменения их информационного содержания могут одновременно находиться в режимах различных тайн, например: — сведения о сущности некоторых новых объектов промышленной собственности (изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) могут одновременно находиться в режиме государственной тайны организации — государственного заказчика НИОКР, коммерческой тайны негосударственной организации — разработчика НИОКР, служебной тайны — ведущего сотрудника организации-заказчика по сопровождению НИОКР; — персональные данные граждан могут одновременно находиться в режиме личной тайны, налоговой (служебной) тайны и профессиональной (банковской) тайны; — сведения о закрытом ключе электронно-цифровой подписи (ЭЦП) могут находиться в режиме личной тайны — в случае самостоятельной генерации ключей ЭЦП, а также одновременно в режиме личной тайны и в режиме служебной (профессиональной) тайны — в случае генерации ключей государственным (коммерческим) удостоверяющим центром (центром сертификации ключей) и др. Предлагаемая модель юридического понятия тайны представляет собой основу для обоснования единой непротиворечивой системы взаимно однозначной связи типов возможных информационных правонарушений и видов релевантных санкций. А также для разработки соответствующего взаимосвязанного комплекса информационно-правовых режимов, выполняющих особые охранительные и защитные функции разнородной привилегированной информации и в совокупности позволяющих реализовать принцип сбалансированности интересов личности, общества и государства при совершенствовании и развитии информационного законодательства с целью обеспечения их многоаспектной информационной безопасности. Таким образом, на основе учета правового характера различных тайн (публичные, частные), прав и обязанностей субъектов — носителей тайн (владелец, обладатель), а также определения самой содержательной информации как объекта охранительных (от посягательства, нарушения) информационных правоотношений, возникающих при установлении соответствующих правовых режимов ее сокрытия, обоснована продуктивная концептуально-логическая модель юридического понятия «тайна», позволяющая разработать функционально достаточный непротиворечивый комплекс охранительных информационно-правовых режимов.
——————————————————————