О прессе замолвили слово

(Бодрягина О., Терешко Ю., Фетисов А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 46)

О ПРЕССЕ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО

О. БОДРЯГИНА, Ю. ТЕРЕШКО, А. ФЕТИСОВ

Оксана Бодрягина, газета «ЭЖ-Юрист».

Юлия Терешко, газета «ЭЖ-Юрист».

Алексей Фетисов, газета «ЭЖ-Юрист».

Жизнь простого журналиста, которая, как известно, тяжела и неказиста, похоже, начинает налаживаться. Большое человеческое спасибо за это нужно сказать единороссам, которые предложили существенно улучшить (практически переписав при этом) главный закон для журналистского сообщества — Закон о СМИ.

За все 16 лет своего существования Закон РФ от 27.12.91 N 2124-1 «О средствах массовой информации» корректировался десятки раз, но такой массированной атаке подвергается впервые. Результатом усердного труда рабочей группы от «Единой России» стал пакет поправок в 57 статей Закона N 2124-1. Учитывая, что их всего 62, впору говорить о новой редакции свода правил для СМИ.

Сейчас поправки находятся на согласовании и ждут вердикта от думского профильного комитета — Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, а также от профильного министерства — Министерства связи и массовых коммуникаций России. Завершить работу над обновленной редакцией Закона о СМИ планируется уже в рамках весенней сессии.

Итак, коротко о главном.

Предлагается расширить права журналистов на доступ к информации: им позволяется интересоваться деятельностью и направлять соответствующие запросы не только чиновникам (как федеральным, так и местным), но и в коммерческие фирмы. Отказ принимается только в случае, если информация содержит сведения, относящиеся к государственной или коммерческой тайне.

В принципе журналистская братия и сейчас может обратиться к руководству интересующей компании или в ее пресс-службу за комментарием, но вот ответят им или нет, зависит от решения компании. И повлиять на это решение служители пера не могут. Благодаря поправкам игнорирование журналистского запроса может быть обжаловано в суде и, кроме того, будет рассматриваться как ущемление свободы СМИ, за что предусмотрена ответственность вплоть до уголовной. Напомним забывчивым, что в Уголовном кодексе есть специальная статья 144 о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов.

Еще одна важная поправка касается расширения закрепленных ст. 47 Закона о СМИ прав журналиста. Последний, например, вправе потребовать, чтобы редакция обеспечила его спецснаряжением и дополнительной страховкой, если задание выполняется в местах и при условиях повышенной опасности (природные и техногенные катастрофы, вооруженные конфликты и боевые действия, митинги, демонстрации и т. п.). Дополнительные меры безопасности и социальные гарантии тем, кто выполняет редакционное поручение, что называется, на передовой, безусловно, не помешают.

Ограничения, конечно, тоже имеются, но вводятся они все под девизом борьбы с терроризмом и экстремизмом. Главное, чтобы чиновники не увлеклись антиэкстремистской кампанией и не начали махать шашкой направо и налево.

Помимо базового Закона о СМИ, изменения предлагается внести в ст. 129 Уголовного кодекса РФ, исключив такие виды наказания, которые сейчас предусмотрены за клевету в СМИ, как арест (от 3 до 6 месяцев) и лишение свободы (до 3 лет). Другие предложения: поправить ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ с тем, чтобы свидетельским иммунитетом могли воспользоваться журналисты и редакторы (сейчас им обладают только судьи, присяжные, адвокаты, священники, а также сенаторы и народные избранники), и внести изменения в ст. 208 Гражданского кодекса РФ о распространении трехлетнего срока исковой давности на требования к СМИ о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Хочется верить, что на волне либерального отношения к прессе, которое активно демонстрируется наверху (вспомним хотя бы недавнее президентское Послание Федеральному Собранию или встречу главы государства с региональными СМИ), все предложенные в поправках послабления в процессе их доработки останутся. Репортеров и журналистов прекратят наконец обвинять во всех смертных грехах (например, в разжигании финансового кризиса), а эта профессия перестанет числиться в группе риска для здоровья и даже для жизни.

——————————————————————