Информационное обеспечение административной деятельности органов внутренних дел

(Чмырев С. Н.) («Административное право и процесс», 2008, N 6)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

С. Н. ЧМЫРЕВ

Чмырев С. Н., начальник кафедры Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, доцент, кандидат юридических наук.

Информационное обеспечение административной деятельности органов внутренних дел осуществляется на основе Конституции Российской Федерации и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России. В административной деятельности органов внутренних дел преломляется информация социального характера, что обусловлено областью и спецификой самой правоохранительной деятельности. Информация состоит, прежде всего, в содержательной характеристике различного рода сведений о явлениях, фактах, событиях, значимых в общественной жизни.

The press coverage of the administrative activity of the bodies of internal affairs is carrying out on base of the Constitution of the Russian Federation and in accordance with the universally recognized principles and standards of international law, international treaties of the Russian Federation, federal constitutional laws, federal laws, decrees and orders of the President of the Russian Federation, decrees and orders of the Government of the Russian Federation, normative legal acts of the Ministry of Internal Affairs. The information of social nature is interpreted in the administrative activity of the bodies of internal affairs that was provided with the sphere and specificity of the law enforcement activity. First of all the information consists in substantial description of the different intelligence about the phenomena, facts, events that are of great importance in a public life <*>. ——————————— <*> Chmyrjov S. N. Press coverage of the administrative activity of the bodies of internal affairs.

На сегодняшний день новейшие информационные технологии, средства массовой информации многократно усилили возможности информационного воздействия на человека, население государства в целом. В результате информация превратилась в важнейший ресурс государства наряду с его другими основными ресурсами. Некоторые психологи утверждают, что человек разумный постепенно превращается в человека информационного. Наряду с традиционными методами управления обществом (административно-организационными, экономическими, социально-психологическими, правовыми) и отдельными личностями все большее распространение получает специальный метод централизованного воздействия на широкие слои населения — метод информационного управления. Информация в переводе с латинского (information) означает «ознакомление, разъяснение, изложение». В философской литературе сложилась устойчивая традиция рассмотрения информации на основе философских категорий отражения и различия (разнообразия). Информация не существует без отражения, как и отражение без информации. Свойство отражения заключается в способности любого объекта воспроизводить некоторые особенности воздействующих на него объектов. Однако для определения понятия информации одной категории отражения недостаточно. Информация имеет место только там, где среди некоторого тождества существует определенное различие. Единицей измерения информации может считаться элементарное различие, т. е. различие между двумя объектами в каком-либо одном фиксированном свойстве. Чем больше в совокупности отличных друг от друга элементов, тем больше эта совокупность содержит информации. Таким образом, информация в философии определяется как отраженное разнообразие, именно разнообразие, которое отражающий объект содержит об отражаемом. Как отмечает И. А. Юрченко, особенностью информации является то, что ее невозможно представить без какой-либо материальной основы, она является атрибутом (свойством) материи и неотделима от нее. Даже тогда, когда информация отражается сознанием человека, она существует лишь в единстве с определенными нейрофизиологическими процессами, т. е. имеет свой материальный носитель <1>. Следует отметить, что в идеалистическом представлении допускается существование информации самостоятельно без носителя, например душа человека, информационное поле Земли и т. п. ——————————— <1> Юрченко И. А. Информация конфиденциального характера как предмет уголовно-правовой охраны. М., 2000. С. 15.

До принятия федерального закона понятие «информация» применялось лишь к определенным сторонам человеческой деятельности, чаще употреблялось по отношению к некоторой совокупности справочных данных и не требовало особой расшифровки. Основное понятие информации дается в ст. 2 ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления <2>. ——————————— <2> ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

Правовое понятие информации несколько уже, чем философское. В приведенном контексте Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» термин «информация» становится универсальным, он обозначает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т. п. В данном определении сведения понимаются как реальные объекты социальной жизни: лица, предметы, факты, события, явления, процессы. Эти сведения могут служить и объектом познания, и ресурсом пополнения информационной базы: с одной стороны, сведения могут быть получены в результате исследования окружающей действительности и приобщены к уже существующей объективной системе знаний об оперативной обстановке территории обслуживаемое ОВД, а с другой — быть объектом поиска, производимого конкретным ОВД для достижения его целей. Информационное обеспечение административной деятельности органов внутренних дел осуществляется на основе Конституции Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента страны, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами МВД России. В административной деятельности органов внутренних дел преломляется информация социального характера, что обусловлено областью и спецификой самой правоохранительной деятельности. Информация состоит, прежде всего, в содержательной характеристике различного рода сведений о явлениях, фактах, событиях, значимых в общественной жизни. В органах внутренних дел информация выступает в качестве основного предмета деятельности и, по сути дела, характеризует ее результаты. 21 марта 2007 г. Указом Президента Российской Федерации N 403 были внесены изменения и дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» <3> следующего содержания: «…осуществляет информационно-правовое обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск, ведение баз данных правовой информации в установленной сфере деятельности» <4>. ——————————— <3> Указ Президента Российской Федерации от 19.07.2004 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 30. Ст. 3149. <4> Указ Президента РФ от 21.03.2007 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам государственного управления в области миграционной политики» // СЗ РФ. 2007. N 13. Ст. 1540.

29 января 2008 г. был принят Приказ МВД России N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности», который вступил в силу 1 июля 2008 г. Приказ МВД России при планировании работы подразделений ППСМ содержит п. 39, который предусматривает, что «источниками информации при изучении оперативной обстановки являются: статистическая отчетность, аналитические материалы, оперативные и рабочие карты (схемы) и другие документы, отражающие состояние обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, ориентировки о совершенных преступлениях и розыске преступников; оперативные данные, сведения, поступающие от сотрудников подразделений милиции; доклады нарядов ППСМ и других нарядов комплексных сил; сообщения органов внутренних дел и других правоохранительных органов, воинских частей внутренних войск МВД России, подразделений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации; сообщения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных учреждений, общественных объединений и организаций; заявления граждан; сообщения средств массовой информации; сведения, полученные по техническим каналам связи от систем видеонаблюдения, мониторинговых систем и другие» <5>. ——————————— <5> Приказ МВД России от 29 января 2008 г. «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности».

В целях защиты интересов Российской Федерации и граждан от преступных посягательств, действуя в рамках своей компетенции, органы внутренних дел: — используют возможности информационного обеспечения в процессе розыска и идентификации лиц, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам, оперативным проверочным материалам и делам оперативного учета; — вырабатывают меры по противодействию преступности и т. д. Комплексный характер информационного обеспечения административной деятельности ОВД достигается применением исключительно правовой формы информации. Основные ее разновидности одновременно являются и источниками информационного обеспечения административной деятельности ОВД. Это: 1. Статистические формы установленного образца (например, формы отчетов по линиям работы служб и подразделений). 2. Официальные документы органов внутренних дел — организационные и распорядительные акты всех уровней. 3. Первичные формы учета — это наиболее многочисленные и наиболее ценные для деятельности ОВД носители информации: журналы и книги учета; уголовные дела; зарегистрированные заявления, сообщения о происшествиях и преступлениях; справочные картотеки и автоматизированные банки данных; контрольно-наблюдательные дела; документы комплексного инспектирования и целевых проверок; аналитические справки, рапорты и другие первичные документы. С учетом особенностей деятельности, а также организации административной деятельности в органах внутренних дел к информации, используемой в управлении, предъявляются определенные требования. К их числу относятся следующие: — информация должна быть комплексной, обеспечивающей изучение объекта во всем многообразии его проявлений и взаимосвязей; — информация должна быть релевантной, т. е. непосредственно относиться к объекту изучения; — информация должна быть репрезентативной, т. е. отражать все основные характеристики изучаемой совокупности явлений; — информация должна быть объективной, проверенной и достоверной <6>. ——————————— <6> Аврутин Ю. Е., Александров А. И., Артамонов В. С. и др. Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / Под общ. ред. В. П. Сальникова. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 108 — 109.

Информационное обеспечение административной деятельности органов внутренних дел включает в себя как правовую информацию, так и большой массив различных неправовых источников информации, которые непосредственно или опосредованно влияют на деятельность ОВД.

——————————————————————