Сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, как предмет уголовно-правовой охраны

(Артемов В. В.) («Российский следователь», 2009, N 11)

СВЕДЕНИЯ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОММЕРЧЕСКУЮ, НАЛОГОВУЮ ИЛИ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ, КАК ПРЕДМЕТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

В. В. АРТЕМОВ

Артемов В. В., прокурор отдела правового управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Основываясь на законодательстве, высказываниях ученых, автор статьи раскрывает важные для квалификации особенности предмета преступления, предусмотренного ст. 183 УК РФ. Изучение теоретических положений относительно преступления, предусмотренного ст. 183 УК РФ, показывает, что его предметом признаются сведения, составляющие коммерческую, налоговую и банковскую тайну <1>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть» (под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева) включен в информационный банк согласно публикации — ИНФРА-М, КОНТРАКТ, 2006 (издание исправленное и дополненное). —————————————————————— <1> См.: Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А. И. Рарога. М.: Эксмо, 2009. С. 243; Ермакова Л. Д. Преступления в сфере экономической деятельности // Уголовное право РФ. Особенная часть / Под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. М.: Инфра-М; Контракт, 2009. С. 311; Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. В. И. Радченко. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. С. 306.

Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» (с изменениями от 2 февраля и 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.) <2> под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Исходя из упомянутого Федерального закона, сведения, составляющие коммерческую тайну (п. 2 ст. 3), представляют собой секреты производства любого характера (производственные, технические, экономические, организационные), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у них нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. ——————————— <2> См.: СПС «Гарант».

М. Х. Хакулов обоснованно отмечает, что под коммерческой следует понимать в основном торговую деятельность. Между тем режим коммерческой тайны может быть установлен не только в отношении конфиденциальных сведений, связанных с торговыми сделками, но и относительно иной информации, имеющей коммерческую ценность. В этой связи при определении коммерческой тайны следует использовать понятие не «коммерческая», а «предпринимательская» деятельность, охватывающее весь объем конфиденциальной информации, в отношении которой может быть установлен режим коммерческой тайны <3>. ——————————— <3> См.: Хакулов М. Х. Преступления, посягающие на свободу и добросовестность конкуренции в сфере предпринимательской деятельности: Дис. … д-ра. юрид. наук. М.: РУДН, 2009. С. 216.

В ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» определяется перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся следующие сведения: 1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в государственные реестры; 2) включенные в документы, дающие право на осуществление предпринимательской деятельности; 3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; 4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и населения в целом; 5) о численности, составе работников, системе оплаты труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест; 6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; 7) о нарушении законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за их совершение; 8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; 9) о размере и структуре доходов некоммерческих организаций, размере и составе их имущества, их расхода, численности и оплате труда работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; 10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица; 11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. Анализ этих одиннадцати групп сведений показывает, что речь идет, как правило, о тех сведениях, которые характеризуют открытые в демократическом обществе параметры функционирования личности, государственных и иных юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности. Следует помнить, что Федеральный закон «О коммерческой тайне» распространяет свое действие на документированную информацию, т. е. зафиксированную на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Документированная информация — это такая организационная форма, которая определяется как совокупность: 1) содержания информации; 2) реквизитов, позволяющих определить источник информации, ее полноту, степень достоверности, принадлежность; 3) материального носителя информации, на котором эти параметры закреплены <4>. ——————————— <4> См.: Клебанов Л. Р. Уголовно-правовая охрана коммерческой, налоговой и банковской тайны. М.: Юрлитинформ, 2006. С. 93.

Как справедливо отмечают ряд исследователей, право на отнесение информации к коммерческой тайне, определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю, которым согласно действующему законодательству признается лицо, владеющее такой информацией на законном основании, ограничившее доступ к ней и установившее в отношении ее режим коммерческой тайны <5>. ——————————— <5> См.: Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности // Полный курс уголовного права. Т. 3. СПб.: ОЦП, 2008. С. 567, 568; Хакулов М. Х. Коммерческая тайна как предмет преступления, предусмотренного ст. 183 УК РФ // Российский следователь. 2006. N 4. С. 22 — 26.

Основываясь на изложенном выше, следует полагать, что под сведениями, содержащими коммерческую тайну, как предметом преступления, предусмотренного ст. 183 УК РФ, подразумевается разновидность конфиденциальной информации с ограниченным доступом, позволяющим ее обладателю, установившему для нее режим коммерческой тайны, увеличить доходы от коммерческой деятельности, избежать необоснованных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг либо получить иную коммерческую выгоду. Основываясь на ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации <6>, следует отметить, что под налоговой тайной понимаются любые, полученные налоговыми органами, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике <7>, за исключением сведений: ——————————— <6> См.: СПС «Гарант». <7> См.: Клебанов Л. Р. Указ. соч. С. 119, 120; Егоренкова С. В. Налоговая тайна как предмет преступления по статье 183 УК РФ // Вопросы гуманитарных наук. 2007. N 6. С. 141.

а) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; б) об идентификационном номере налогоплательщика; в) о нарушении законодательства о налогах и сборах, мерах ответственности за них; г) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставляемых этим органам); д) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов, таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом <8>. ——————————— <8> См.: Староверова О. В. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих налоговую тайну // Налоговые споры: теория и практика. 2006. N 6. С. 25.

Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к ним предоставлен должностным лицам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела <9>. ——————————— <9> См.: Клебанов Л. Р. Указ. соч. С. 120, 121; Хакулов М. Х. Коммерческая тайна как предмет преступления, предусмотренный ст. 183 УК РФ // Российский следователь. 2006. N 4. С. 25.

Итак, сведения, содержащие налоговую тайну, как предмет анализируемого преступного деяния представляют собой, по нашему мнению, вид конфиденциальной информации с ограниченным доступом, позволяющим сохранить в тайне полученные налоговыми органами, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации. Для того чтобы раскрыть понятие и содержание банковской тайны, необходимо предварительно рассмотреть законодательные определения банка как вида кредитной организации. Согласно ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» (с изменениями на 18, 29 декабря 2006 г., 17 мая, 24 июля, 2 октября, 2 ноября, 4 декабря 2007 г.) <10> под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право на проведение банковских операций. ——————————— <10> СПС «Гарант».

Банку как виду кредитной организации принадлежит исключительное право осуществлять следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Понятие банковской тайны определяется Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Согласно ст. 26 этого Закона кредитная организация, банк, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией. Близкое, но более краткое понятие банковской тайны содержится в ст. 857 ГК РФ, где предусматривается, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте <11>. ——————————— <11> СПС «Гарант».

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», в отличие от ГК РФ, во-первых, банковская тайна охватывает не только сведения о банковских счетах, вкладах, операциях по счету и клиенте, но также сведения о корреспондентах и иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией, во-вторых, обязанность гарантировать банковскую тайну возлагается, помимо банка, также на иную кредитную организацию и организацию, осуществляющую функции по обязательному страхованию вкладов. Следует согласиться с профессором Б. В. Волженкиным, который полагает, что Федеральным законом «определено понятие банковской тайны в узком смысле — собственно банковской тайны, к которой относится информация об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов кредитной организации, а также понятие банковской тайны в широком смысле, к которой относятся собственно банковская тайна и коммерческая тайна кредитной организации — иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией» <12>. ——————————— <12> Волженкин Б. В. Указ. соч. С. 569.

Профессор Л. Д. Ермакова обоснованно добавляет, что не вправе раскрывать банковскую тайну аудиторские организации, органы Росфинмониторинга при получении сведений, составляющих банковскую тайну, по роду их служебной деятельности, за исключением случаев, указанных в Законе (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральный закон от 10 декабря 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» <13>). ——————————— <13> См.: Ермакова Л. Д. Указ. соч. С. 313.

Вместе с тем из банковской тайны Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» предусмотрены исключения. Справки по операциям и счетам юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией: 1) самим юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 2) судам и арбитражным судам (судьям); 3) Счетной палате Российской Федерации; 4) налоговым органам Российской Федерации; 5) таможенным органам Российской Федерации; 6) органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц; 7) при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве; 8) органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений; 9) при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», — самим физическим лицам, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве; 10) в случае смерти владельцев счетов и вкладов — указанным владельцем счета или вклада лицам, согласно сделанному завещательному распоряжению, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков; 11) уполномоченному органу, осуществляющему меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»). Кроме того, информация по операциям юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также физического лица, с их согласия, предоставляется кредитными организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке, предусмотренном заключенным с бюро кредитных историй договором <14>. ——————————— <14> См.: Волженкин Б. В. Указ. соч. С. 571, 572.

Таким образом, как предмет преступления, предусмотренного ст. 183 УК РФ, сведения, содержащие банковскую тайну, на наш взгляд, представляют собой конфиденциальную информацию ограниченного доступа, позволяющую сохранить в тайне полученные банком или иной кредитной организацией, а также организацией, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, находящиеся в режиме банковской тайны сведения об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов либо иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией. Понимание особенностей предмета преступления, предусмотренного ст. 183 УК РФ, позволит облегчить процесс его квалификации.

——————————————————————