Формирование эффективного взаимодействия представителей мира спорта и СМИ

(Боган Ю. В.)

(«Реклама и право», 2009, N 2)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

МИРА СПОРТА И СМИ

Ю. В. БОГАН

Боган Ю. В., ведущий специалист отдела оперативной информации (пресс-служба) Департамента по связям с общественностью администрации МО г. Краснодар.

Введение. Сегодня спорт стал важной составляющей экономики и политики многих стран. Соревнование любого уровня — это и элемент национальной безопасности, и способ формирования системы ценностей и приоритетов человека. Олимпиада среди всех соревнований — это самый мощный, эффективный и действенный механизм, катализирующий методы воспитания чувства патриотизма, факторы позитивного мировоззрения людей, потому что во все времена неизменно привлекательными остаются константы спорта: молодость, сила, уверенность, здоровье, харизматическая энергия спортивных звезд.

Они обладают неисчерпаемым потенциалом для создания имиджевых характеристик и ярких, выразительных способов продвижения от любых идей до товаров и услуг. Все это инструменты или «боевой арсенал» в руках представителей СМИ.

Актуальность темы. Одной из основных проблем, причем самых сложных, в этой области остается эффективное взаимодействие представителей мира спорта и СМИ. Принцип корреспондентов добыть информацию любой ценой, а мы знаем немало тому примеров, лег камнем преткновения на пути выстраивания доверительного диалога между сторонами — представителями СМИ и спорта.

С одной стороны, отсутствие минимального набора фактов спортивной биографии для составления портрета личности участника соревнования и представления его широкой зрительской аудитории приводит к повышенному интересу корреспондентов к околоспортивной личной жизни. Идет процесс замещения тематики информации, который негативно воспринимается людьми спорта.

С другой стороны, общение с представителями СМИ является мощным стрессовым фактором для спортсменов в период соревновательного процесса.

Именно на организацию работы пресс-центра возлагается функция найти точки взаимодействия между сторонами, подготовить плацдарм для плодотворной работы представителей СМИ и разработку направлений, в том числе безбарьерного общения спортсменов и журналистов. Задача непростая с учетом того, что только на Олимпийских играх в Пекине, которые прошли в июле нынешнего года, ожидалось до 25 тысяч работающих представителей СМИ. Предполагалось, что в основном пресс-центре, который занимал площадь около 60 тысяч квадратных метров, будут работать более 5,6 тысячи пишущих и фотожурналистов одновременно. Именно через пресс-центр мир узнавал как о подготовке Олимпийских игр, о жизни страны, принимающей Олимпиаду, так и о самих соревнованиях и их участниках. Именно через пресс-центр формировались связи с общественностью в спорте.

Основные направления работы по решению задачи. Минимизации стрессовых факторов спортсмена в общении с представителями СМИ на Олимпиаде способствует комплекс мер, проделанных в ходе подготовительных работ.

Среди них будут представлены:

— геополитическое положение и справочная информация о спортивной жизни стран, традициях и успехах команд стран — участниц Олимпиады, их национальных политических и спортивных лидерах;

— личные анкеты участников соревнований с указанием полного имени и фамилии, заслуг, званий спортсмена и его тренеров (с указанием прежних достижений, этапов развития спортивной карьеры, жизненного кредо, черт характера, семейного положения, хобби).

Учитывая специфику спортивной информации, далеко не все представители СМИ могут быстро и корректно выстроить спортивный репортаж, верно употребить термины, расставить акценты.

И в этом вопросе большая нагрузка ложится на специалистов пресс-центра Олимпиады. С целью содействия корреспондентам пресс-центр может:

рассылать пресс-релизы перед началом соревнований с указанием расписания, количества участников, имен лидеров, ведущих тренеров и представителей федераций, судей и секретарей, для того чтобы представители СМИ могли получить результаты и компетентные комментарии; рассылать пресс-релизы с указанием результатов в СМИ, а также повышать осведомленность представителей СМИ путем предоставления достоверных:

— фактов;

— названий, сроков проведения соревнований;

— правил соревнований;

— названий спортивных федераций, их руководителе;

— компетентных лиц для дачи комментариев;

— истории вида спорта;

— основных тенденций развития вида спорта;

— пропагандировать достижения не только именитых спортсменов, но и спортивного резерва своей страны: воспитанников ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ;

— знакомить зрительскую аудиторию со спортивными проектами, целевыми программами развития физической культуры и спорта в стране. Еще одна роль пресс-центра в решении этой задачи — нивелировать конфликты, раскрывать роль конкретной личности в спорте, дать комментарии, расставить акценты, сформировать мнение в присутствии большого числа проводников в массы посредством пресс-конференций. Пресс-центры берут на себя подготовку информационно-аналитической справки по текущей проблеме, биографических данных, чтобы у журналистов была возможность подготовить вопрос к участнику.

Есть еще несколько направлений деятельности пресс-центра по организации взаимодействия спортсменов со СМИ:

— контроль за соблюдением журналистской профессиональной этики;

— организация обмена опытом, координация действий журналистов, пишущих о спорте в СМИ, путем проведения мероприятий, нацеленных на профессиональное общение;

— создание заинтересованности спортсменов в освещении их деятельности как способе популяризации своего вида спорта, в частности, у себя в стране и за рубежом и олимпийского движения в целом;

— развитие института спонсорства в спорте, способного привлечь значительные внебюджетные средства как на проведение спортивно-массовых мероприятий, на строительство спортсооружений, на развитие отдельных видов, так и на развитие спортивной отрасли в целом (в странах уже много десятилетий существует до 10 разновидностей спонсорства в спорте);

— взаимодействие спорта с другими видами деятельности (на карте мира, как правило, тесно переплетены маршруты туризма и спорта).

Ожидаемый результат. Постулат о том, что успешные Олимпийские игры не могут состояться без широкого представительства и поддержки со стороны СМИ, приобретает особую актуальность только в том случае, если профессионально организовано эффективное взаимодействие представителей мира спорта и СМИ, в частности пресс-центра Олимпиады.

——————————————————————