Преодолимая сила
(Редакционный материал)
(«ЭЖ-Юрист», 2006, N 40)
ПРЕОДОЛИМАЯ СИЛА
Преступные действия третьих лиц не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, в них нет признаков чрезвычайности. И за похищенную часть товара перевозчику, возможно, придется самому вносить таможенные платежи. Не исключено, что по самым высоким ставкам.
Постановление ФАС СЗО от 21.08.2006 N А56-60991/2005
В соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита общество доставляло автотранспортом комплектующие для компьютеров и офисной техники. В пути товар был похищен неизвестными лицами с угрозой применения к водителю насилия и угрозой жизни. Недоставка товара на таможню послужила основанием требования об уплате 1457630 руб. 43 коп. таможенных платежей и 6948 руб. 04 коп. пеней.
Первая инстанция арбитражного суда, куда общество обратилось с заявлением о признании недействительным этого требования Выборгской таможни, посчитала, что товар утрачен перевозчиком вследствие действия непреодолимой силы, и заявление общества удовлетворила. Однако данное судебное решение не устояло в окружном суде, несмотря на то что в нем вроде бы учитывались все правила международного и национального законодательства и правовые позиции КС РФ об ответственности в сфере перевозки грузов. В кассации посчитали, что суд неправильно применил нормы материального права.
Требуемые доказательства не могут заменяться иными
Согласно п. 1 ст. 90 ТК РФ обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения возлагается на перевозчика или экспедитора, если разрешение на внутренний таможенный транзит получено экспедитором. В силу ст. 41 Конвенции МДП если таможенные органы признают достаточными доказательства того, что груз, указанный в манифесте книжки МДП, погиб или безвозвратно потерян в результате ДТП или при обстоятельствах, вызванных непреодолимой силой, или что недостача является результатом причин, свойственных грузу, то они освобождают от уплаты обычно причитающихся пошлин и сборов.
Пунктом 2 ст. 90 ТК РФ предусмотрено, что перевозчик и экспедитор не несут ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие форс-мажора. Единственным основанием возникновения у перевозчика обязанности по уплате таможенных платежей является недоставка товаров в таможенный орган назначения при отсутствии данных обстоятельств (ДТП, непреодолимая сила, естественная убыль).
Понятие непреодолимой силы таможенным законодательством не определено, поэтому в силу п. 2 ст. 11 ТК РФ применению подлежат соответствующие нормы гражданского законодательства. В соответствии с ч. 3 ст. 401 ГК РФ под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Преступные действия третьих лиц не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду отсутствия признаков чрезвычайности и объективной непредотвратимости, следовательно, хищение товара не является основанием для освобождения перевозчика от обязанности по уплате таможенных платежей за утраченный товар. Кроме того, в силу п. 1 ст. 91 и п. 1 ст. 70 ТК РФ при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельств, препятствующих перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом, перевозчик обязан незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах.
В данном случае в силу п. 27.2 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК РФ от 08.09.2003 N 973, таможенным органом после изучения обстоятельств случившегося составляется акт об аварии или действии непреодолимой силы в трех экземплярах, один из которых выдается перевозчику. Согласно правилу о допустимости доказательств обстоятельства дела в соответствии с законом должны быть подтверждены в арбитражном суде определенными доказательствами (ст. 68 АПК РФ), отсутствие в деле соответствующего акта лишает перевозчика возможности ссылаться на действие непреодолимой силы.
Исходя из наибольшей величины ставок
Как указано в п. 1 ст. 327 ТК РФ, в случае утраты, недоставки или выдачи без разрешения таможенных органов товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из ставок, действующих на день помещения товаров под соответствующую таможенную процедуру.
Для исчисления таможенных пошлин, налогов в качестве налоговой базы используются таможенная стоимость товаров, их количество либо иные характеристики на день применения ставок таможенных пошлин, налогов.
Когда определить сумму подлежащих уплате таможенных платежей невозможно в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере недоставленных товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, ее вычисляют исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, количества или стоимости товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений. При установлении в течение одного года со дня уплаты или выпуска точных сведений о товарах производится возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов либо взыскание недоплаченных сумм (п. 2).
Таким образом, таможенная стоимость утраченных товаров определяется на основании имеющихся у перевозчика товаросопроводительных документов с возможностью последующей корректировки этих данных при установлении в течение года точных сведений о таможенной стоимости товаров.
В рассматриваемом деле суд посчитал, что таможенным органом правомерно использована таможенная стоимость товара, определенная на основании инвойса, выписанного на партию утраченного товара. Доказательств стоимости транспортировки товара по территории России в деле не было (право их представления перевозчик может реализовать в течение года со дня уплаты таможенных платежей). Сроком уплаты последних для целей исчисления пеней считается день нарушения требований, если его установить невозможно, то день начала действия соответствующей таможенной процедуры.
Применительно к процедуре внутреннего таможенного транзита днем нарушения требований и условий является день утраты находящегося под таможенным контролем товара. Не обладая сведениями о точной дате утраты товара, таможня правомерно начислила и пени — со дня, следующего за днем начала процедуры внутреннего таможенного транзита.
——————————————————————