Нелегкая льгота
(Ковалева Н.)
(«ЭЖ-Юрист», 2006, N 46)
НЕЛЕГКАЯ ЛЬГОТА
Н. КОВАЛЕВА
Наталья Ковалева, генеральный директор ЗАО «Костромская хлопкопрядильная мануфактура», кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Костромского государственного технологического университета.
Статья 150 НК РФ установила перечень ввозимых на территорию РФ товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Льгота коснулась технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Какие риски подстерегают желающих воспользоваться данной льготой?
Процедура получения
За время своего существования процедура получения льготы по НДС, установленной п. 7 ст. 150 НК РФ, претерпевала изменения. Условно можно выделить три этапа.
Первый этап. В первой редакции ст. 150 НК РФ предусматривала льготу по НДС для технологического оборудования и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.
Законодатель, устанавливая подобную норму, преследовал, по всей вероятности, цель поддержания отечественного производителя, который мог ввезти сложное и дорогостоящее технологическое оборудование из-за рубежа и в течение определенного срока не оплачивать НДС.
На практике воспользоваться данной льготой можно было относительно просто: хозяйствующий субъект обращался в соответствующую таможню (ту, в которой был уплачен НДС) с заявлением о возврате суммы НДС, указанной в декларации, прикладывал необходимый пакет документов и ждал решения о предоставлении или непредоставлении запрашиваемой льготы.
Второй этап. В связи с распоряжением Государственного таможенного комитета РФ от 11.07.2003 N 375-р «Об освобождении от обложения НДС ввоза на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций» (далее — Распоряжение) начался новый период возврата уплаченного при таможенном оформлении НДС.
Несмотря на название распоряжения, говорящего об освобождении от обложения НДС, документ фактически раскрывал усложненный самим распоряжением порядок возврата уплаченного налога на добавленную стоимость. Теперь хозяйствующему субъекту первоначально нужно было обратиться с заявлением в Главное управление федеральных таможенных доходов РФ и «при наличии заключения ГТК России, подтверждающего возможность применения освобождения от обложения НДС», подать заявление на возврат налога в таможню, в которую фактически был уплачен НДС.
Кроме того, получение положительного заключения существенно затягивало процедуру возврата налога, а иногда делало ее практически неосуществимой ввиду следующего:
— неисчерпывающий перечень под формулировкой «иных документов, имеющих отношение к применению данного освобождения», давал формальную возможность неопределенно долго затягивать процесс рассмотрения уже представленных документов;
— рассматриваемое распоряжение не предусматривало определенного механизма и сроков рассмотрения дополнительно запрашиваемых со стороны таможенных органов документов;
— удаленность значительного числа хозяйствующих субъектов от местонахождения Главного управления федеральных таможенных доходов подразумевала финансовые затраты и растянутость во времени;
— несогласованность положений означенного распоряжения и ряда статей Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» относительно формирования уставного капитала организаций делала невозможным одновременное соблюдение вышеозначенных документов.
Например, в отзыве по делу N А40-1502/06-96-232, рассмотренному АС г. Москвы, таможенные органы указали, что «после представления в таможню прошедших государственную регистрацию изменений и дополнений в учредительные документы ООО об итогах внесения дополнительных вкладов производится возврат таможенных платежей по тем грузовым таможенным декларациям, которые оформлены в период формирования уставного капитала». В то же время таможенные органы на местах требовали еще до оформления ГТД зарегистрированных в установленном законом порядке изменений в учредительных документах претендентов на льготы.
Третий этап. В телетайпограмме ФТС России от 28.07.2006 N ТФ-1812, завершившей второй этап, запрещалось применять распоряжение, а также высказывалось пожелание проинформировать об этом участников ВЭД.
Приказ ФТС России от 31.08.2006 N 821 «В целях упорядочения правовой базы в области таможенного дела…» признал утратившим силу распоряжение. Не вдаваясь в тонкости вступления перечисленных документов в законную силу, отметим, что в них не упоминалось о судьбе тех пакетов документов, которые уже были поданы и рассматривались Главным управлением федеральных таможенных доходов.
Отмена распоряжения породила множество вопросов у участников ВЭД:
— Кто и на каком основании будет рассматривать или не рассматривать уже поданные в соответствии с распоряжением документы?
— Кто будет ответчиком по искам, если документы поданы в период до 28.07.2006 и заключение по ним не получено? А если получено отрицательное заключение?
— Каким статусом будут обладать заключения, выданные ФТС после 28.07.2006?
— Кто будет отвечать за удлинение сроков рассмотрения документов, которое неизбежно приведет к убыткам субъектов рассматриваемых правоотношений?
— Кто будет отвечать за убытки, возникшие в связи со сложившейся ситуацией?
Стоит указать на определенные риски, подстерегающие субъектов, желающих в максимально короткие сроки воспользоваться льготой, если учесть, что речь, как правило, идет об очень крупных денежных средствах и сложной процедуре оформления документов.
Рекомендации «льготникам»
В настоящее время таможенные органы при вопросе о возможности применения данной льготы ссылаются на ст. 355 Таможенного кодекса РФ, в соответствии с которой:
— излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика;
— заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания;
— возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей;
— общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Инструкция о порядке применения таможенными органами РФ налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденная Приказом ГТК РФ от 07.02.2001 N 131, определила ввоз товаров на территорию РФ, не подлежащий налогообложению, утвердила перечень технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему. Кроме этого, данная Инструкция обобщенно регламентирует порядок применения таможенными органами РФ налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ.
В какой-то мере «упорядочен процесс формирования уставного капитала» в связи с ввозом технологического оборудования из-за границы.
Письмо ФТС РФ от 04.10.2006 N 01-06/34547 «О льготах по уплате таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал организации, имеющей организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью» внесло некоторую ясность в данном вопросе и определило, что «для получения участником ВЭД льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию России товаров в качестве вклада в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью (и при первоначальном формировании капитала, и при его последующем увеличении) в таможню на дату таможенного оформления должны быть представлены зарегистрированные учредительные документы общества с ограниченной ответственностью (изменения и дополнения к ним) о предстоящем (будущем) наполнении уставного капитала общества за счет внесения неденежных вкладов в течение установленного учредительными документами срока».
Следует учесть, что, как правило, неисчерпывающий перечень документов, запрашиваемых со стороны таможенных органов, существенно усложняет процесс получения каких-либо льгот.
Данный перечень должен ограничиваться как минимум исключением из данного перечня документов, истребуемых из одной и той же государственной структуры (распоряжение ФТС России от 26.08.2005 N 390-р «Об утверждении инструкции по организации взаимодействия подразделений таможенной инспекции с подразделениями экономического блока при проведении таможенного контроля целевого использования условно выпущенных товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей»).
Для запрашиваемых документов должны быть установлены сроки их представления из соответствующих структур. Неопределенность сроков, в течение которых должны представляться данные сведения, существенным образом нарушает права и законные интересы хозяйствующих субъектов, предопределяет невозможность воспользоваться законным правом на льготу, установленную действующим в момент рассматриваемых правоотношений законодательством Российской Федерации.
Не должны запрашиваться документы, которые могут быть получены запрашивающей организацией самостоятельно, тем более на основании межведомственной инструкции о порядке взаимодействия между данными структурами. В частности, порядок взаимодействия таможенных и налоговых органов, предусмотренный действующим законодательством, находится в прямой зависимости с целями и функциями данных организаций.
Запрашиваемые документы не должны противоречить нормам действующего законодательства РФ. К примеру, требование таможенных органов о предоставлении сведений об отсутствии вычета соответствующей суммы НДС у организации за определенный период противоречит нормам НК РФ, что подтверждено судебной практикой (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.12.2005 N Ф03-А51/05-2/4601).
Приведенные выше этапы характеризуют получение рассматриваемой льготы как серьезный и трудоемкий процесс, требующий тщательного правового анализа. В настоящее время отчасти урегулированы наиболее сложные аспекты указанной проблемы, высказано мнение таможенных органов, сложилась определенная судебная практика. Данная статья, надеемся, упростит для участников ВЭД использование предоставленной законодательством РФ льготы.
——————————————————————