Льготы в финансовом праве: теоретико-правовой аспект

(Хрешкова В. В.) («Финансовое право», 2007, N 2)

ЛЬГОТЫ В ФИНАНСОВОМ ПРАВЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ <1>

В. В. ХРЕШКОВА

——————————— <1> Данная статья подготовлена в рамках гранта «Учитель — Ученики»: «Место и значение экономических инструментов в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности» N 06-05-0028 для реализации Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении».

Общетеоретические положения о льготах

Понятие льготы как общенаучной категории изменялось по мере развития общества. Первоначально в период до XVIII в. на Руси под льготой понималось некоторое облегчение жизни определенных категорий граждан. В XVIII — XIX вв. понятие льготы расширилось: под льготой стало пониматься удобство условий осуществления экономических отношений между различными категориями населения. Посредством льгот государство стало решать крупные проблемы. В качестве примера можно привести льготы по воинскому призыву, воинские льготы казакам и служилым людям. В советский период значение льгот, с одной стороны, укрепилось. Льготы устанавливаются не только в зависимости от категорий населения, появляются, например, льготные категории товаров. С другой стороны, экономические отношения, существовавшие в то время, не способствовали нормальному механизму функционирования льгот. В частности, предоставлявшиеся на льготных условиях товары были низкого качества или они были в дефиците. Количество законодательно закрепленных льгот в период переходной экономики России, с одной стороны, значительно расширилось, с другой — их реализация оказалась затруднительной, так как не были обеспечены экономические условия для их предоставления. В настоящее время льготы являются одним из инструментов реализации государственной политики в социально-экономической жизни общества, потому что они затрагивают жизнь широких слоев населения. Этим во многом объясняется обращение ученых — правоведов, социологов, экономистов, политологов — к исследованию вопросов предоставления льгот. В рассматриваемом аспекте нас прежде всего будут интересовать юридические научные работы. Большинство публикаций посвящено применению льгот в различных отраслях права. В то же время общетеоретические проблемы рассмотрены недостаточно широко. Льготы как самостоятельное правовое явление рассматривают не так много ученых, можно упомянуть следующих: А. В. Малько <2>, И. С. Морозова <3>, Д. Н. Бахрах <4>, М. Н. Марченко <5>. Часть работ посвящена практическим аспектам, в частности проблемам монетизации льгот <6>. ——————————— <2> Малько А. В. Льготы в праве: общетеоретический аспект // Правоведение. 1996. N 1; Малько А. В. Льготы: политико-правовой анализ // Общественные науки и современность. 1996. N 3; Малько А. В. Льготы и поощрения как важнейшие правовые средства регионального законодательства // Правоведение. 1999. N 1; Малько А. В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб., 2004. <3> Морозова И. С. Льготы в российском праве (вопросы теории и практики): Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1999. <4> Бахрах Д. Н. Правовые льготы // Справедливость и право. Свердловск, 1989. С. 74 — 83. <5> Проблемы льгот и поощрений в праве // Проблемы теории государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Юристъ, 2002. <6> См., например: Морозова И. С. Проблемы оптимизации процесса «монетизации» натуральных преимуществ в Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. N 8.

Как общенаучная категория льгота — это «предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения» <7>. В юриспруденции же применяется специальный термин «правовая льгота». К сожалению, данный термин до сих пор не определен в российском законодательстве. С другой стороны, и в доктрине нет четкого единого подхода к определению правовой льготы. Выделяют два основных подхода: льготы как специальные права и льготы как поощрительное освобождение от правовых обязанностей <8>. ——————————— <7> Большая советская энциклопедия // http://www. rubricon. com. <8> Малько А. В., Морозова И. С. Льготы в российском праве (проблемы теории и практики): Монография. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. С. 49.

А. В. Малько, И. С. Морозова предлагают следующее определение правовой льготы: «Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей» <9>. ——————————— <9> Малько А. В., Морозова И. С. Там же. С. 49.

Попробуем определиться с понятием правовой льготы через ее признаки: — льготы представляют собой исключения, отклонения от единых требований нормативного характера; — льготы закрепляются в нормативном правовом акте; — льготы являются способом юридической дифференциации, с их помощью устанавливается специальный статус субъектов права; — льготы носят стимулирующий и компенсационный характер. Понятие правовых льгот следует отличать от ряда иных правовых категорий, на первый взгляд являющихся синонимичными: дозволений, поощрений, компенсаций, гарантий, привилегий, иммунитетов, преференций, субсидий, социальных пособий. Льготы можно классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от отрасли права, которой регулируется порядок их предоставления, выделяют льготы в гражданском, административном, конституционном, трудовом, финансовом, таможенном и др. Итак, перейдем к предмету настоящего исследования, а именно к льготам в финансовом праве.

Льготы в финансовом праве

Прежде всего попробуем определить, в каких финансовых правоотношениях допускается применение правовых льгот. Предметом финансового права являются властные правоотношения в сфере образования, распределения и использования денежных фондов, необходимых для осуществления публичных задач и функций. Финансовые правоотношения имеют, как правило, имущественный (то есть материальный) характер, роль организационных отношений вторична. Если говорить о льготах, то в части финансовых правоотношений они применимы в имущественных отношениях по уплате платежей, прежде всего налоговых. Льготы по уплате налоговых платежей в теории именуются налоговыми, их законодательное определение отсутствует. Налоговая льгота определена как факультативный элемент налога в п. 2 ст. 17 НК РФ: «В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком». В то же время в ст. 56 НК РФ раскрывается понятие льгот по налогам и сборам: льготы по налогам и сборам — это «предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере». Такое законодательное определение критикуется практически в каждом исследовании, посвященном налоговым льготам. В частности, среди основных претензий к законодателю отметим неконкретность и расплывчатость определения льготы по налогам и сборам: «…те признаки, которые установлены в НК РФ в настоящее время, позволяют под налоговую льготу подводить любое нормативно установленное освобождение от уплаты налогов или условие, в связи с которым налогоплательщик получает возможность законно минимизировать суммы налогов, подлежащих уплате в бюджеты» <10>. Также не совсем ясно, использует ли законодатель термины «налоговая льгота» и «льгота по налогам и сборам» как синонимы или подобные разночтения связаны с «техническими» ошибками. В доктрине же многие исследователи используют эти два термина как взаимозаменяемые. ——————————— <10> Карасев М. Налоговые льготы и иные инструменты налоговой политики: правовые аспекты // Финансовое право. 2004. N 5.

Далее, характеризуя налоговые льготы, рассмотрим принципы их предоставления: — не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала; — нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер; — налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; — льготы по налогам и сборам могут устанавливаться только актами законодательства о налогах и сборах. В отношении порядка установления и отмены льгот применяются следующие правила: — льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются только Налоговым кодексом РФ; — льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; — льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах). Льготы по налогам и сборам могут предоставляться в следующих целях: — реализации федеральных, региональных и местных программ и социально-экономических задач, отнесенных к числу приоритетных; — стимулирования использования финансовых ресурсов налогоплательщиков для расширения и обновления производств и технологий для увеличения объемов производства, выпуска конкурентоспособной продукции и создания новых рабочих мест; — повышения уровня социальной защиты населения; — обеспечения полноты и своевременности поступлений сумм налогов и сборов в бюджеты соответствующих уровней. В налоговом законодательстве вопрос о формах налоговых льгот и их основных признаках четко не регламентирован. Есть несколько теоретических подходов к определению форм налоговых льгот. Например, исходя из механизма их применения, льготы могут предоставляться в следующих формах: изъятия, скидки и освобождения <11>. Встречается также более детальное разграничение льгот на необлагаемый минимум объекта налога (сбора); изъятие из обложения определенных объектов налога (сбора); освобождение от уплаты налога (сбора); понижение налоговых ставок; вычет из суммы налога (сбора), подлежащей к уплате; иные предусмотренные законодательством о налогах и сборах <12>. К иным можно также отнести изменение срока уплаты налога и реструктуризацию задолженности по налогам, пени и штрафам <13>. ——————————— <11> Налоги и налоговое право / Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: ФБК-Пресс, 1999. <12> Комментарий к Налоговому кодексу РФ (часть 1) (постатейный) / Под ред. А. Н. Козырина, А. А. Ялбулганова. <13> Кучеров И. И. Налоговое право России: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр ЮрИнфоР, 2006. С. 163.

Кратко рассмотрим основные формы налоговых льгот. Под изъятиями понимается возможность исключения из налогооблагаемой базы отдельных ее частей. К разновидностям изъятий некоторые исследователи относят необлагаемый минимум, то есть ту минимальную часть объекта налогообложения, которая не облагается налогом. Право уменьшения налогооблагаемой базы на сумму определенных налоговых вычетов именуется скидкой. Понижение ставки налога (сбора) — уплата налога (сбора) по меньшим ставкам. Освобождение от уплаты налога может быть как полным, так и частичным. Данная форма льготы также называется налоговой привилегией и предоставляется в зависимости от категории налогоплательщика, характера осуществляемой налогоплательщиком деятельности. Изменение срока уплаты налога несомненно относится к льготам, так как дает возможность уплатить налоги в более поздние сроки. Также льготой является и предоставление отсрочки по уплате недоимок, пеней и штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах — реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам. Что касается временных рамок предоставления льгот, то они могут быть или бессрочными или могут предоставляться на определенный срок. В последнем случае такие льготы получили название «налоговые каникулы». Не во всех перечисленных случаях предоставление льгот зависит от категории налогоплательщика. Ведь, по определению законодателя, предоставление той или иной льготы должно быть связано с субъектом, уплачивающим налог или сбор. Например, единым социальным налогом не облагаются ряд выплат — то есть льгота в данном случае предоставляется на объект налогообложения. Понижение ставки НДС связано с категорией товара. В связи с этим можно отметить еще одно из многих несовершенств, данных законодателем в определении льготы по налогам и сборам: предоставление льгот зависит от ряда критериев, а не одного, т. е. категории налогоплательщика. Также дискуссионным является вопрос о месте специальных налоговых режимов, а именно: можно ли относить их к разновидностям налоговых льгот. Специальные налоговые режимы представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену совокупности налогов и сборов одним налогом. К специальным налоговым режимам относятся: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Налоговые режимы, как правило, предоставляются в зависимости от характера деятельности, осуществляемой налогоплательщиками. Также необходимость в налоговых режимах обоснована в случаях, когда нет объективных возможностей отследить порядок определения налоговой базы в силу специфики деятельности налогоплательщиков или когда объем доходов налогоплательщиков не превышает законодательно установленных пределов. В конечном итоге посредством применения отдельных налоговых режимов налогоплательщики, соответствующие тем признакам, которые обязательны для их использования, могут значительно снизить налоговое бремя по сравнению с другими налогоплательщиками. То есть специальный налоговый режим предусматривает льготы, но не только, поэтому относить его полностью к виду налоговой льготы представляется невозможным. Финансово-правовые льготы могут предоставляться не только по уплате налоговых платежей. В частности, в данной связи следует упомянуть и льготы по уплате таможенных платежей. В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса РФ к таможенным платежам относятся ввозная и вывозная пошлины, налог на добавленную стоимость (далее — НДС), акцизы и таможенные сборы, взимаемые при перемещении товаров через таможенную территорию РФ. Следовательно, в систему льгот по уплате таможенных платежей входят льготы по уплате ввозной и вывозной пошлины (далее — НДС), акцизу и таможенным сборам, взимаемым при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. НДС и акциз, кроме того, относятся налоговым законодательством к налогам, а таможенная пошлина с января 2005 г. исключена из их числа. Как и таможенные сборы, таможенная пошлина отнесена к такому виду доходов бюджета, как доходы от внешнеэкономической деятельности. Если рассматривать льготы по уплате указанных таможенных платежей с точки зрения налогового и бюджетного регулирования, то можно было бы подразделить их на две группы — налоговые и неналоговые (или просто иные). Классифицировать льготы по уплате таможенных платежей также можно по объекту предоставления, субъектам, форме предоставления, субъектам, форме и юридическим основаниям предоставления, по моменту уплаты. Льготы по уплате таможенной пошлины в доктрине именуются таможенно-тарифными <14>. В законодательстве в отношении льгот по уплате таможенной пошлины применяются следующие термины: «тарифная льгота» и «тарифная преференция». В соответствии со ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» <15> «под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара». Предоставление тарифных льгот и преференции осуществляется в разных формах. Тарифные льготы предоставляются в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения от пошлины. Тарифные преференции предоставляются в виде: установления тарифных квот, освобождения от оплаты ввозных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин. Предоставление тарифных преференций прежде всего зависит от страны происхождения товара. Для решения вопроса о возможности использования тарифных льгот необходимо определить иные критерии, такие, например, как временно ли и под каким режимом ввозится товар, в каких целях ввозится товар и т. д. ——————————— <14> Халипов С. В. Таможенные льготы по действующему законодательству // http://tamognia. ru/articles/law. <15> Закон РФ 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» // РГ. 5 июня 1993 г. N 107.

При рассмотрении льгот по «внешним» НДС и акцизам нельзя забывать о соотношении таможенного законодательства и законодательства о налогах и сборах: «При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» (ст. 3 ТК РФ). Следовательно, по отношению к «внешним» НДС и акцизу мы можем пользоваться положениями о льготах по налогам и сборам, закрепленными в Налоговом кодексе РФ и иных актах законодательства о налогах и сборах, уже рассмотренных выше. Льготы по уплате таможенных сборов (за таможенное оформление, сопровождение и хранение) предоставляются в форме освобождения от уплаты и возврата ранее уплаченных сборов, отсрочки (рассрочки) их уплаты. Если обратиться к подразделу 3 ТК РФ, в котором описываются специальные таможенные процедуры, то можно заметить, что они, по сути, представляют собой совокупность льгот (как и в случае со специальными налоговыми режимами), предоставляемых в зависимости от категории перемещаемых через таможенную границу предметов и лиц, перемещающих через таможенную границу товары. Но опять же, данные льготы предоставляются не только по уплате платежей, но и по порядку прохождения таможенного оформления и контроля. Данные льготы носят комплексный характер, и выделять их в качестве самостоятельной формы льготы было бы ошибочным. Можно выделить льготы и в бюджетных правоотношениях. Речь идет о федеральных дотациях, направляемых на поддержку регионов. Так, например, Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» предусмотрено распределение дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом критерием для предоставления указанной помощи является степень обеспеченности региона. Рассматривая льготы в финансово-правовом аспекте, нужно вспомнить и о порядке финансирования расходов на льготы. Если обратиться к положениям Бюджетного кодекса РФ, то среди документов и материалов, составляемых одновременно с проектом бюджета, составляется ряд документов и материалов, в частности оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот. Действительно, если рассматривать льготы с точки зрения их влияния на размер поступлений в бюджет, то можно прийти к выводу о льготах как исключительно «негативном» явлении. Устанавливая обязанность по уплате налоговых платежей, государство преследует прежде всего фискальную цель. Устанавливая льготы, публичный субъект создает наиболее благоприятные условия для осуществления деятельности субъектов, что, в свою очередь, идет на пользу государству в целом, стимулируя деятельность в тех областях, которые способствовали бы прежде всего улучшению экономической ситуации в стране, развитию той или иной отрасли производства. Кроме того, ряд льгот носит не только стимулирующий характер, но и социальный (речь идет о некоторых налоговых льготах). Таким образом, государство выполняет одну из своих публичных функций. Что касается таможенно-тарифных льгот, то их предоставление благотворно сказывается не только на экономической ситуации внутри страны. Также они призваны регулировать международный рынок товаров и благоприятно воздействовать на межгосударственные политические отношения. Таким образом, указанный выше антифискальный аспект льгот компенсируется благотворным влиянием на социально-экономические отношения. Во избежание злоупотреблений в области предоставления льгот государство должно создать прочную нормативно-правовую базу, основанную на общей концепции. Однако в ходе рассмотрения льгот не раз были выявлены «неточности» регулирования института финансово-правовых льгот, начиная с общих понятий о льготах. Если говорить о том, необходимы ли льготы как правовой инструмент (данный вопрос является дискуссионным), среди ряда аргументов в пользу льгот можно привести вышеперечисленные положения о роли льгот в экономической сфере. Однако отсутствие единого подхода, четкости нормативного регулирования ставит под сомнение возможность их успешного применения и реализации возложенных на них функций.

——————————————————————