Категория «таможенная льгота» в современном таможенном праве
(Назаренко Н. А.) («Финансовое право», 2009, N 4)
КАТЕГОРИЯ «ТАМОЖЕННАЯ ЛЬГОТА» В СОВРЕМЕННОМ ТАМОЖЕННОМ ПРАВЕ
Н. А. НАЗАРЕНКО
Назаренко Н. А., доцент кафедры финансового и административного права Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» (г. Ростов-на-Дону), кандидат юридических наук.
Статья посвящена рассмотрению категории «таможенная льгота» в современном таможенном праве. Автором уделяется внимание вопросам доктринального определения понятия «таможенная льгота», проблемам законодательства, регулирующим вопросы предоставления таможенных льгот. Особый интерес представляет выделение автором признаков и особенностей таможенных льгот. В процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу участники таможенно-правовых отношений имеют возможность сократить свои финансовые, временные издержки посредством использования таможенных льгот. Последние выступают не только средством юридического облегчения положения субъектов, но и эффективным инструментом внешнеэкономической политики государства. Огромное практическое значение, которое имеет институт таможенных льгот, к сожалению, не обусловило ни его четкой законодательной регламентации, ни теоретического исследования. Таможенный кодекс РФ, основополагающий акт таможенного законодательства, правовое регулирование вопросов, связанных с предоставлением таможенных льгот, осуществляет фрагментарно и непоследовательно, не закрепляя ни понятие таможенных льгот, ни общие условия и гарантии их использования. Отсутствие ясных законодательных дефиниций, непоследовательное использование в нормативно-правовых актах различных терминов, относящихся к одному правовому явлению, усложняют правоприменительные процессы, существенно снижают эффективность правового регулирования. Например, в Таможенном кодексе употребляются такие формулировки, как «льготы по уплате таможенных пошлин, налогов» (п. 2 ст. 151 ТК РФ), «льготы по уплате таможенных платежей» (п. 2 ст. 131 ТК РФ), «тарифная преференция» (п. 2 ст. 29 ТК РФ), «полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов», «тарифные льготы» (подп. 3 п. 1 ст. 356 ТК РФ), «освобождение от уплаты таможенных сборов» (ст. 357.9 ТК РФ), «освобождение от определенных форм таможенного контроля» (ст. 386 ТК РФ) и другие, по своему смысловому содержанию относимые к понятию «таможенная льгота». Закон РФ «О таможенном тарифе» лишь усложняет проблему, поскольку в нем использованы в качестве синонимов понятия «тарифная льгота» и «тарифная преференция», а также крайне неудачно определены эти понятия. Под тарифной льготой (тарифной преференцией), по мнению законодателя, следует понимать предоставляемую на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льготу в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Таким образом, законодатель определение понятия «льгота» раскрывает через то же самое понятие, вступая в противоречие с законами формальной логики. Вызывает сомнения и тождественность понятий «тарифная льгота» и «тарифная преференция». В теории и практике таможенного права под тарифными преференциями принято понимать такие преимущества, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу <1>. Например, согласно п. 2 ст. 29 ТК РФ «правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики», что подтверждает обусловленность тарифных преференций страной происхождения товара. ——————————— <1> См.: Трошкина Т. Н. Таможенные платежи: Учебно-практическое пособие. М., 2007. С. 76.
В существующих доктринальных определениях понятие «таможенная льгота» связывается с некоторыми преимуществами, предоставляемыми субъектам в рамках таможенно-правовых отношений, но содержание данного термина иногда носит очень узкий характер. Одни авторы подразумевают под таможенными льготами лишь льготы определенным категориям граждан и юридическим лицам, а именно иностранным лицам — дипломатическим представительствам иностранных государств, главам и членам дипломатического и административно-технического персонала дипломатических и консульских представительств и членам их семей. Другие понимают под таможенными льготами только определенные законодательством преимущества, состоящие в освобождении товаров от таможенных платежей. Третьи включают в понятие таможенной льготы только преимущества в виде снижения или отмены ставок таможенных пошлин, предоставляемых отдельным государствам, юридическим и физическим лицам. Все же большинство исследователей относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения), касающиеся любых правил, установленных таможенным законодательством, в частности в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров. При этом авторы оперируют понятиями «таможенные тарифно-налоговые преференции», «таможенные преференции», «тарифные льготы», «таможенные привилегии» и т. п., наполняя их различным смысловым содержанием и по-разному определяя их соотношение. Действительно, не все из этих терминов можно использовать как тождественные, в частности необходимо проводить различие между понятиями «льгота» и «привилегия». По мнению А. В. Малько, если льгота представляет собой правомерное облегчение, то привилегия является отрицательным отклонением, облегчением, не установленным в законе, зачастую неправомерным, призванным улучшить положение каких-либо субъектов с одновременным ухудшением положения других <2>. М. Н. Козюк, напротив, рассматривает привилегию как разновидность льготного способа регулирования общественных отношений, не применяя к ней критерий «противозаконности» <3>. В. В. Хрешкова аналогичным образом соотносит понятия «таможенные льготы» и «таможенные привилегии», рассматривая последние в качестве специфических льгот, имеющих более узкую направленность <4>. ——————————— <2> Малько А. В. Льготы в праве: общетеоретический аспект // Правоведение. 1996. N 1. С. 40. <3> Козюк М. Н. Правовое равенство и привилегия депутатской неприкосновенности // Личность и власть. Ростов-на-Дону, 1995. С. 29. <4> Хрешкова В. В. Правовое регулирование таможенных льгот: основные понятия // Гражданин и право. 2006. N 4.
В этой связи необходимо отметить, что понятие «привилегии» наиболее часто употребляется в международных правовых актах в сочетании с понятием «иммунитеты», которые в совокупности выступают важным элементом правового статуса отдельных категорий лиц (представителей международных организаций, сотрудников дипломатических представительств иностранных государств). При этом под иммунитетами понимается освобождение от юрисдикции судебных и административных учреждений в отношении тех действий, которые могут быть совершены этими лицами в связи с выполнением своих функций, неприкосновенность служебной корреспонденции и документов. К числу привилегий, как правило, относится освобождение от таможенных пошлин и сборов на предметы, предназначенные для личного и официального пользования, освобождение от досмотра багажа, освобождение от прямых налогов и сборов в отношении заработной платы, освобождение от личных повинностей. Очевидно, что в таком понимании привилегии и таможенные льготы соотносятся как целое и его часть. В общетеоретическом аспекте таможенные льготы представляют собой разновидность правовых льгот, выступающих как средства правового поощрения. Правовые льготы, как правило, рассматриваются в качестве «юридических средств, с помощью которых создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов» <5>. Как отмечает А. В. Малько, льготы сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов <6>. Таким образом, понятие «льготы» связывается с определенными послаблениями, преимущественными правами, предпочтениями, оказанными одним субъектам перед другими, которые становятся полезными всему обществу в целом. ——————————— <5> Морозова И. С. Правовые льготы: Учебное пособие / Под ред. А. В. Малько. Саратов, 2004. С. 6. <6> Малько А. В. Льготы в праве: общетеоретический аспект // Правоведение. 1996. N 1. С. 39.
Среди признаков таможенных льгот можно выделить следующие присущие им особенности: 1) использование таможенных льгот позволяет субъекту облегчить условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу посредством уменьшения подлежащих уплате в процессе такого перемещения таможенных платежей, сокращения времени таможенного оформления и контроля; 2) таможенные льготы можно рассматривать в качестве инструмента таможенной политики. Путем предоставления таможенных льгот государство способно стимулировать рост отечественного производства, особенно по направлению экспорта продукции, создавать выгодные для страны условия ввоза импортных товаров, тем самым активно вовлекая отечественных производителей в конкурентную борьбу <7>. Кроме того, посредством установления таможенных льгот в отношении отдельных товаров или отдельных лиц Россия реализует взятые на себя международные обязательства; ——————————— <7> Романова О. С. Роль таможенной политики России в развитии международных экономических отношений // Финансы и кредит. 2007. N 14. С. 73.
3) таможенные льготы всегда представляют собой средство правовой дифференциации, исключение из общих правил. Следует отметить, что механизм таможенно-правового регулирования вообще обладает высокой степенью вариативности. В таможенном законодательстве сложно обнаружить тот общий порядок, исключения из которого, по сути, и являются таможенными льготами. Например, любая из специальных таможенных процедур (перемещение товаров физическими лицами, отдельными категориями иностранных лиц, перемещение транспортных средств) представляет собой целый комплекс таможенных льгот. Кроме того, возникает вопрос о возможности рассмотрения в качестве таможенной льготы полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, предоставляемое в рамках отдельных таможенных режимов. Каждый таможенный режим представляет собой определенную таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. Условия таможенных режимов должны применяться равным образом всеми категориями субъектов, поэтому нельзя сказать, что в рамках условий таможенного режима выделяется положение особой группы участников таможенно-правовых отношений. Между тем уже сам факт выбора субъектом определенного таможенного режима позволяет распространить на него отдельные условия, имеющие очевидно стимулирующий, льготный характер. Например, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов при экспорте товаров; 4) по общему правилу правовые льготы должны устанавливаться в законодательстве и не могут носить индивидуальный характер. Особенностью таможенных льгот является то, что они устанавливаются Таможенным кодексом, Законом РФ «О таможенном тарифе», но в ряде случаев предоставляются по решению Правительства РФ (льготы по уплате таможенной пошлины), а иногда также по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, или замещающего его лица (согласно п. 6 ст. 386 ТК РФ указанные должностные лица имеют право освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это связано с обеспечением безопасности РФ). В последнем случае таможенные льготы фактически предоставляются в «индивидуальном» порядке, а потому следует согласиться с мнением О. Ю. Бакаевой о необходимости исключения данной нормы из ст. 386 ТК РФ <8>; ——————————— <8> Бакаева О. Ю., Кочубей И. С. Льготы в таможенном законодательстве // Право и экономика. 2008. N 5.
5) в отдельных случаях таможенные льготы могут совпадать с налоговыми льготами, например когда речь идет о таможенных льготах по уплате таможенных платежей. Освобождение от уплаты акцизов, НДС, предусматриваемое в качестве условия отдельных таможенных режимов, специальных таможенных процедур, выделяет из числа налоговых льгот тот факт, что подобные освобождения могут быть предоставлены исключительно в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таким образом, можно дать следующее определение понятию «таможенные льготы»: это установленные нормативно-правовыми актами преимущества, связанные с исчислением таможенных платежей, таможенным оформлением и таможенным контролем, посредством которых происходит упрощение процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в целях реализации отдельных направлений таможенной политики государства.
——————————————————————