Отдельные гражданско-правовые способы обеспечения уплаты таможенных платежей
(Верстова М. Е.) («Таможенное дело», 2007, N 3)
ОТДЕЛЬНЫЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
М. Е. ВЕРСТОВА
Верстова М. Е., докторант Академии управления МВД России, кандидат юридических наук.
В современной таможенной практике значительное распространение получила банковская гарантия, используемая при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров, при помещении товаров под отдельные таможенные режимы (временного ввоза-вывоза, транзита и т. д.). НК РФ, перечисляя способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, не упоминает банковскую гарантию. В то же время в п. 2 ст. 72 НК РФ предусмотрено, что в части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу, могут применяться и другие меры обеспечения соответствующих обязанностей в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством. Следовательно, банковская гарантия — способ обеспечения исполнения налоговых обязанностей, специфический для таможенного регулирования <1>. ——————————— <1> См.: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А. Н. Козырина. М., 2004.
Определение банковской гарантии содержится в ст. 368 ГК РФ, предусматривающей, что «в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате». Применительно к банковской гарантии принципалом является плательщик таможенных налогов, бенефициаром — таможенный орган, а круг гарантов ограничивается банками, кредитными или страховыми организациями. Согласно требованиям п. 3 ст. 342 ТК РФ к правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения законодательства о банках и банковской деятельности и гражданского законодательства <2>. Для банков, кредитных организаций и страховых организаций, включенных в реестр, федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, устанавливает максимальную сумму одной банковской гарантии и максимальную сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей <3>. ——————————— <2> При этом гарантом может выступать только определенное лицо (лицо, внесенное в соответствующий реестр федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела). <3> Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей см.: Приказ Минфина РФ от 3 октября 2006 г. N 121н.
В целях обеспечения уплаты таможенных платежей могут применяться гарантии банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию Банка России на проведение операций в иностранной валюте. При этом указанные банки, кредитные или страховые организации должны быть включены в специальный реестр, который ведет ГТК России <4>. Таким образом, включение банка в этот реестр является необходимым условием для того, чтобы гарантии, выдаваемые таким банком, принимались таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. ——————————— <4> Правила ведения реестра банков и иных кредитных организаций, утвержденные Приказом ГТК РФ от 1 сентября 2003 г. N 949.
На наш взгляд, важная особенность банковской гарантии, делающая ее использование в таможенном деле особо привлекательной, заключается в сохранении ее силы независимо от возможного последующего уменьшения обязательства принципала, а также от того, что основное обязательство может быть вскоре прекращено или признано недействительным. Иными словами, банковская гарантия является самостоятельным обязательством и не имеет акцессорного характера <5>. Широкое использование банковских гарантий в таможенном деле объясняется их высокой надежностью и быстротой реализации. Исходя из сложившейся практики, удовлетворение требования бенефициара должно быть произведено в срок, не превышающий 3 — 5 рабочих дней. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное). —————————————————————— <5> См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М., 1999. С. 470 и др.; Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. З. И. Цыбуленко. М., 1998. С. 420 и др.
Поручительство как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов предусмотрено как в НК РФ (ст. 74), так и в ТК РФ (ст. 346). В соответствии со ст. 346 ТК РФ поручительство оформляется согласно гражданскому законодательству Российской Федерации путем заключения договора между таможенным органом и поручителем <6>. В качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица <7>. ——————————— <6> Напомним, что договор поручительства определяется в ГК РФ (ст. 361) как обязательство поручителя отвечать перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательства полностью или частично. <7> О праве выступать поручителями перед таможенными органами см.: письмо ГТК РФ от 17 декабря 2003 г. N 01-06/49228.
В силу поручительства поручитель обязывается перед таможенными органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога налогоплательщик и поручитель несут ответственность. Соответственно, таможенные органы могут направить требование об уплате налога непосредственно поручителю без выставления такого требования налогоплательщику. В принудительном порядке налоги взыскиваются с поручителя через суд <8>. Погасив налоговую задолженность, поручитель вправе требовать от налогоплательщика возврата уплаченных сумм, процентов и понесенных убытков. ——————————— <8> Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу N А55-10217/01-28.
Рассмотрим договор страхования как способ обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей. Законодательством выделяются два вида договора страхования: договор имущественного страхования и договор личного страхования (п. 1 ст. 927 ГК РФ). В рассматриваемых отношениях вряд ли допустимо применение договора личного страхования, поэтому обратимся к договору имущественного страхования. В соответствии со ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) <9>. ——————————— <9> Приведенное определение договора страхования позволило выделить в ГК РФ следующие виды договоров имущественного страхования: страхования имущества; страхования гражданской ответственности; страхования предпринимательского риска.
Вопрос заключается в том, какой из указанных видов договоров страхования следует применять в случае обеспечения уплаты таможенных платежей. Первые два явно не подходят, третий же если и можно применять, то с существенной «натяжкой». Сомнительно, что уплату таможенных платежей можно отнести к предпринимательскому риску хотя бы потому, что риск содержит в себе обстоятельства, относительно которых имеется только вероятность, что они наступят, таможенные же платежи необходимо платить, если совершены действия, влекущие возложение на лицо обязанности по их уплате, а придется ли их платить — вполне просчитываемо заранее. Напрямую же возможность заключения договора страхования относительно ситуации с возможной неуплатой причитающихся с лица таможенных платежей законом не предусмотрена. Фактически в данной ситуации страхуется даже не риск плательщика в связи с неуплатой им причитающихся с него платежей, а риск неполучения другим лицом (государством) указанных платежей, т. е. обеспечение публично-правового интереса. На наш взгляд, целесообразно для применения договора страхования в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей подкорректировать содержание действующих нормативных правовых актов. Таким образом, гражданско-правовые способы обеспечения уплаты таможенных платежей (залог товаров и иного имущества, банковская гарантия, внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в Федеральном казначействе (денежный залог), поручительство и страхование) играют важную роль в обеспечении законности в таможенной сфере, а также в реализации фискальной функции таможенного регулирования. Все рассмотренные нами способы обеспечения уплаты таможенных платежей представляют собой специальные меры имущественного характера, стимулирующие их уплату в надлежащем порядке путем установления дополнительных гарантий.
——————————————————————