Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 284 Таможенного кодекса Российской Федерации

(Егиазарова В. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 284

ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. В. ЕГИАЗАРОВА

В. В. Егиазарова, кандидат юридических наук.

Статья 284 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за неуплату таможенных платежей в установленные сроки.

Сроки уплаты таможенных платежей

Основным камнем преткновения при применении данной статьи является понятие «установленные сроки».

Статья 119 Таможенного кодекса Российской Федерации закрепляет положение, в соответствии с которым таможенные платежи уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации, а при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров не для коммерческих целей — одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.

В письме ГТК России от 12 мая 1999 года N 01-15/13658 «О начислении и взимании пени» указано, что, в соответствии с таможенным законодательством таможенные платежи подлежат уплате в один из следующих сроков:

— в день принятия таможенной декларации;

— в день истечения срока подачи таможенной декларации при нарушении срока подачи таможенной декларации;

— в день, установленный таможенным органом при изменении срока уплаты таможенных платежей, в порядке, определенном таможенным законодательством (например, при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей, уплате периодических таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров);

— в день совершения действий по использованию или распоряжению условно выпущенными товарами в иных целях чем те, в связи с которыми предоставлены льготы, если такое использование или распоряжение производилось с разрешения таможенного органа.

Неуплата лицом таможенных платежей в сроки, определенные для подачи таможенной декларации, а также в иные вышеприведенные сроки образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 284 Таможенного кодекса Российской Федерации.

По этому пути шла правоприменительная практика до принятия 24 марта 1998 года письма ГТК России N 01-15/5770 «О применении ст. 284 Таможенного кодекса Российской Федерации», в котором указано, что в статье 119 Таможенного кодекса Российской Федерации «содержится не начало течения срока уплаты лицом таможенных платежей, а обязанность лица произвести действие по уплате таможенных платежей до наступления такого события, как принятие таможенной декларации, или одновременно с наступлением этого события».

Письмом также разъяснено, что под установленными сроками в диспозиции статьи 284 Таможенного кодекса Российской Федерации следует понимать только сроки, установленные таможенным органом в соответствии с таможенным законодательством, чем допущено ее расширительное толкование.

Впоследствии эта позиция подтверждена письмом ГТК России от 17 декабря 1998 года N 01-15/26606 «О направлении рекомендаций», в котором указано, что в случаях, когда таможенная декларация не была подана в установленный срок и таможенные платежи не уплачены, то со дня истечения срока подачи декларации исчисляются сроки уплаты таможенных платежей, а не сроки их неуплаты, в связи с чем ответственность, предусмотренная статьей 284 Таможенного кодекса Российской Федерации, возможна только в том случае, когда в день, следующий за последним днем подачи таможенной декларации, лицу, на которого возлагается обязанность уплатить таможенные платежи, устанавливаются сроки их уплаты. Однако нормативными правовыми актами по таможенному делу не предусмотрено право таможенных органов устанавливать такие сроки.

Объективная сторона нарушения таможенных правил

Таким образом, сфера применения рассматриваемой статьи фактически сведена только к случаям предоставления таможенными органами отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей (которые предоставляются участникам внешнеэкономической деятельности в исключительных случаях) и уплаты лицом периодических таможенных платежей в отношении временно ввезенных (вывезенных) товаров.

Рассрочка и отсрочка уплаты таможенных платежей (таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость) предоставляются таможенным органом, в котором производится таможенное оформление, по письменному заявлению лица, составленному в произвольной форме, на срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия таможенной декларации (ст. 121 ТК РФ). При предоставлении рассрочки таможенным органом совместно с плательщиком составляется график уплаты таможенных платежей, в котором устанавливаются сроки частичной уплаты таможенных платежей и их размер при каждом погашении.

В случае частичного освобождения от уплаты таможенных платежей при использовании таможенного режима временного ввоза (вывоза), а также при несоблюдении лицом условий полного освобождения от их уплаты за каждый полный и неполный месяц уплачивается три процента от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были оформлены в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения (экспорта) (ст. 72 ТК РФ). Сроком уплаты периодических таможенных платежей за первый месяц нахождения товаров под таможенным режимом временного ввоза является день принятия таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещаются под таможенный режим временного ввоза (вывоза). Конкретные сроки уплаты периодических таможенных платежей за остальные месяцы устанавливаются таможенным органом, предоставившим разрешение на временный ввоз (вывоз) товаров. При этом таможенный орган не вправе требовать уплату периодических таможенных платежей более чем за три месяца сразу (Порядок уплаты периодических таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров от 22 августа 1995 года N 01-20/11927, утвержденный ГТК России и согласованный с Минфином России 28 июля 1995 года, письмо ГТК России от 20 июня 2000 года N 01-06/16631 «О направлении методических рекомендаций»).

Момент уплаты таможенных платежей

Таможенные платежи могут уплачиваться как наличными деньгами в кассу таможенного органа в пределах сумм, установленных нормативными правовыми актами, так и в безналичном порядке. В последнем случае подтверждением произведенного платежа служат экземпляр платежного документа с отметкой банка об исполнении и выписка банка из лицевого счета организации с отражением произведенного платежа, заверенная подписью первого лица организации, ее главного бухгалтера и мастичной печатью организации для банковских и финансовых документов. Однако в ряде случаев таможенные органы применяют статью 284 Таможенного кодекса Российской Федерации при непоступлении денежных средств на счет таможенного органа в установленные сроки независимо от представления платежного поручения на перечисление денежных средств в банк и списания последним соответствующих сумм.

Такой подход, безусловно, неправомерен, особенно в свете принятия Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года N 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В названном постановлении указано на то, что конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда фактически произошло изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога. Такое изъятие, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. Иное толкование допускает возможность повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов и нарушает конституционные гарантии права частной собственности (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ) и принцип равенства различных налогоплательщиков — юридических и физических лиц (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).

Внесение авансового платежа

Плательщик таможенных платежей может осуществить авансовый платеж, то есть внести на счет таможенного органа, в котором будет производиться таможенное оформление, авансом суммы денежных средств, не идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретного товара или товарной партии. Авансовые платежи приобретают статус таможенных платежей в момент распоряжения ими плательщиком или таможенным органом на основании заявления плательщика для уплаты сумм таможенных платежей. Такое распоряжение осуществляется посредством подачи таможенной декларации или заявления об использовании сумм денежных средств, внесенных в качестве аванса, на уплату начисленных по таможенной декларации сумм таможенных платежей (письма ГТК России от 12 мая 1999 года N 01-15/13658 «О начислении и взимании пени» и от 31 мая 2000 года N 01-06/14407 «О применении таможенными органами положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, внесенных Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»).

В этих случаях днем уплаты таможенных платежей является соответственно:

— день принятия таможенной декларации по товарной партии, выпуск которой еще не произведен;

— день принятия решения таможенным органом о зачете авансовых платежей в счет погашения сумм задолженности по товарной партии, в отношении которой таможенное оформление завершено.

Учитывая изложенное, практикуемое некоторыми таможенными органами привлечение к ответственности лица за неуплату таможенных платежей в установленные сроки при наличии на счете таможенного органа достаточного остатка денежных средств, внесенных в качестве авансового платежа, нельзя признать обоснованным.

Ответственность по рассматриваемой статье наступает только в случае отсутствия в деянии лица состава преступления (см. анализ статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Неуплата таможенных платежей в установленные сроки влечет наложение взыскания в виде штрафа в размере от 100 до 300 процентов суммы неуплаченных таможенных платежей с применением необязательного дополнительного взыскания в виде отзыва лицензии или квалификационного аттестата.

——————————————————————