Развитие законодательных норм об уплате таможенных платежей
(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП», Таможенное право / Косвенное налогообложение / Валютное регулирование)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)
РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОРМ ОБ УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП»,
Таможенное право / Косвенное налогообложение /
Валютное регулирование)
Информационное сообщение N 60
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 7 августа 2009 года
Юридическая фирма «Гольцблат БЛП» сообщает, что принят Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 207-ФЗ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), который вступает в силу с 1 октября 2009 года. Основным направлением изменений является расширение полномочий таможенных органов при уплате и взыскании таможенных платежей.
Федеральный закон устанавливает солидарную ответственность декларанта и таможенного брокера за уплату таможенных платежей. Таможенный орган может предъявить требование об их уплате одновременно и декларанту, и таможенному брокеру либо одному из них, пользуясь правами кредитора согласно Гражданскому кодексу РФ.
Прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в случае смерти физического лица либо ликвидации организации-плательщика не влечет прекращения обязанности по такой уплате для лиц, несущих солидарную с ними ответственность.
Урегулированы особенности по уплате таможенных пошлин, налогов и пеней физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим или недееспособным.
Установлено, что таможенные платежи в отношении ввозимых товаров должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. Если таможенная декларация не подана в срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.
Отчет о расходовании авансовых платежей будет предоставляться по требованию плательщика не более чем за три года до требования. В таможенных целях банку и его филиалам устанавливается одинаковая максимальная сумма одной банковской гарантии и единая максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий. Страхование исключается из способов обеспечения уплаты таможенных платежей.
Частично изменен порядок взыскания таможенных платежей. Требование об уплате таможенных платежей направляется плательщику не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты (неполной уплаты). Таможенный орган не будет направлять требование при обращении взыскания на суммы денежного залога и авансовых платежей. При взыскании таможенных платежей с иностранного лица таможенный орган будет вправе потребовать оплаты у гаранта, выдавшего банковскую гарантию, поручителя либо обратить взыскание на предмет залога без выставления требования иностранному лицу. При нарушении требований и условий таможенных процедур (таможенных режимов), влекущем обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, требование об уплате должно быть направлено не позднее одного года после дня обнаружения нарушения. Если по сравнению с направленным требованием обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов изменилась, таможенный орган не позднее 10 рабочих дней после такого изменения отзывает это требование одновременно с направлением уточненного требования об уплате таможенных платежей. Срок исполнения уточненного требования — не более 10 рабочих дней со дня получения.
Таможенный орган, выявивший нарушение по оплате лицом таможенных пошлин, налогов, будет вправе выступить в качестве кредитора (бенефициара), даже если в договоре о залоге товаров и иного имущества, банковской гарантии, договоре поручительства в качестве кредитора (бенефициара) назван иной таможенный орган.
Увеличивается срок для принятия таможенным органом решения о бесспорном взыскании денежных средств. Оно принимается не позднее 60 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей. Ранее этот срок составлял 30 дней. После принятия решения в банк в течение одного месяца направляется инкассовое поручение на бесспорное списание денежных средств со счетов плательщика.
Для обеспечения исполнения решения о бесспорном взыскании устанавливается механизм приостановления операций по счетам плательщика таможенных пошлин, налогов (организации, индивидуального предпринимателя) в банке. Решение о приостановлении операций принимается не ранее вынесения решения о бесспорном взыскании и подлежит безусловному исполнению банком. Приостановление действует до дня получения банком решения таможенного органа об отмене приостановления.
Таможенные органы получают право налагать арест на имущество плательщика при неисполнении им обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней. Для наложения ареста необходима санкция прокурора. Арест возможен при наличии у таможенных органов достаточных оснований полагать, что плательщик примет меры, чтобы скрыться либо скрыть имущество. Критериев достаточных оснований законом не предусмотрено. Арест производится с участием понятых. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и пеней.
Вводится также дополнительное ограничение при заявлении таможенного режима реимпорта. Товары можно будет заявить в данном режиме в том случае, если при их использовании (эксплуатации) не произошло естественного износа. При этом допускается изменение состояния товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения.
Федеральным законом внесены также некоторые другие изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации.
——————————————————————