Административно-правовой режим обеспечения таможенного дела

(Марченко Р. А.) («Административное право и процесс», 2009, N 1)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Р. А. МАРЧЕНКО

Марченко Р. А., кандидат юридических наук (г. Москва).

Порядок регулирования общественных отношений посредством норм права, образующих административно-правовой режим обеспечения таможенного дела, базируется на императивном способе воздействия, осуществляемом главным образом на основе централизованного управления.

The order of regulation of public relations by norms of law which form administrative-law regime of securing customs affairs is based on imperative method of influence effectuated mainly on the basis of centralized management <*>. ——————————— <*> Marchenko R. A. Administrative-Law Regime of Securing Customs Affairs.

Государство в лице его таможенных органов и должностных лиц устанавливает особый порядок осуществления отдельных видов деятельности в сфере таможенного дела, а также предоставляет и подтверждает право на их осуществление; устанавливает и реализует таможенный и иные виды государственного контроля за порядком перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; закрепляет возможность прекращения различных видов деятельности в сфере таможенного дела по установленным основаниям; определяет меры юридической ответственности за неисполнение установленных предписаний. Под административно-правовым режимом обеспечения таможенного дела автор понимает совокупность правовых норм и организационных мер, устанавливающих и обеспечивающих в целях защиты экономических и иных интересов государства порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также правила поведения лиц в сфере таможенного дела, в наибольшей степени отвечающие интересам обеспечения безопасности Российской Федерации. В основе административно-правового режима обеспечения таможенного дела лежат нормы административного права, объединенные предметной направленностью на регулирование общественных отношений, возникающих в сфере таможенного дела, и ориентированные на обеспечение выполнения определенных функций и действий в этой сфере со стороны таможенных органов, физических и юридических лиц. Сущность административно-правового режима обеспечения таможенного дела состоит в том, что таможенные органы, наделенные соответствующей компетенцией по осуществлению данного режима, контролируют порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, поведение физических лиц при пересечении через таможенную границу государства, а также выявляют предметы, подлежащие контролю со стороны иных федеральных органов исполнительной власти. Главная задача административно-правового режима обеспечения таможенного дела заключается в соответствующей правовой регламентации и поддержании желаемого развития правоотношений, возникающих в процессе защиты экономических интересов страны и обеспечения безопасности Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и обеспечении должной реализации прав лиц <1> в охраняемой сфере. ——————————— <1> В рассматриваемом случае к лицам относятся юридические лица — предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, т. е. граждане (п. 12 ст. 11 ТК России).

Основное назначение данного режима состоит в создании надежных правовых и обеспечивающих их организационных барьеров, способных предупредить и своевременно пресечь противоправную деятельность транснациональной организованной преступности, а также иную противоправную деятельность в сфере перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Если обратиться к теории вопроса, то можно отметить, что необходимость института административно-правового режима обусловливается прежде всего обеспечением интересов общественной безопасности и безопасности государства в целом, подверженной воздействию внешних и внутренних угроз. В связи с чем государство вынуждено принимать соответствующие меры по обеспечению своей внешней безопасности и прибегать к внутригосударственным общим мерам, среди которых важное место занимают режимные мероприятия, предусмотренные рамками того или иного административно-правового режима. Административно-правовой режим сопровождает деятельность органов и должностных лиц государственной администрации при их взаимодействии с гражданами и организациями, а также между ее (администрации) звеньями при реализации ими своих функциональных обязанностей. На первый взгляд административно-правовые режимы, в силу детальной регламентации ими определенных сфер жизнедеятельности государства, можно рассматривать как определенное вторжение со стороны государства в сферу основных прав и законных интересов граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Однако на самом деле этого не происходит, так как установление административно-правовых режимов происходит сугубо на основе закона и оправдано обеспечением безопасности государства, общественного порядка, прав и законных интересов граждан. В условиях построения в России правового государства юридическая конструкция современных административно-правовых режимов прежде всего должна выступать инструментом защиты интересов личности и общества, оставаясь гарантом обеспечения безопасности государства в целом. Основным назначением и общей целью административно-правовых режимов является упорядочение общественных отношений и создание на пути преступных элементов надежных правовых и организационных барьеров, которые бы серьезно затрудняли, а в ряде случаев и делали невозможным совершение правонарушений и достижение противоправных целей. С учетом этого можно сформулировать общую цель административно-правового режима обеспечения таможенного дела — создание надежного правового и организационного заслона, направленного на недопущение противоправных деяний (действий и бездействия) как со стороны структур транснациональной организованной преступности, так и со стороны отдельных лиц в сфере таможенного дела, а в случае их совершения — на своевременное их выявление, предупреждение и пресечение. Следовательно, установление административно-правового режима обеспечения таможенного дела имеет первостепенное значение для государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России, что позволяет обеспечить не только должный правовой порядок в сфере перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, охрану Государственной границы Российской Федерации, но и безопасность государства в целом. Непосредственным предметом правового регулирования административно-правового режима обеспечения таможенного дела выступает сфера управления таможенным делом Российской Федерации, которая состоит в целенаправленной деятельности государства по регулированию внешнеторгового обмена посредством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного контроля, таможенного оформления и других средств реализации таможенной политики. Режимные мероприятия, устанавливаемые в рамках административно-правового режима обеспечения таможенного дела, способствуют реализации задач общего предупреждения в области охраны экономических интересов государства, а в ряде случаев исключают возможность совершения противоправных деяний в сфере внешнеэкономической деятельности. Так, применительно ко всем формам таможенного контроля проверке подлежат: документы и сведения; товары и транспортные средства; помещения и территории, находящиеся в таможенной зоне; средства таможенной идентификации; объекты авторского права и смежных прав; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товара. Режимные мероприятия, осуществляемые в рамках административно-правового режима обеспечения таможенного дела, в конкретной ситуации могут привести к частному предупреждению, а нередко и к пресечению противоправной деятельности. При этом объектом таможенного контроля выступает деятельность таможенных органов, связанная с выявлением операций, совершенных с товарами и транспортными средствами, ввезенными в Россию с нарушением таможенных правил (например, оптовая или розничная торговля товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил, — п. 2 ст. 375 ТК России, п. 3 ст. 376 ТК России; приобретение товаров, ввезенных на таможенную территорию с нарушением таможенных правил, — п. 1 ст. 391 ТК России), и привлечением к ответственности виновных лиц. Такая конкретизация таможенного контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами позволяет установить правовую сферу контрольной деятельности уполномоченных органов, а также отграничить таможенный контроль от пограничного, санитарно-карантинного, карантинно-фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза-вывоза товаров на таможенную территорию или с таможенной территории Российской Федерации. Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами на основании п. 7 ст. 358 ТК России в строгом соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. С одной стороны, режимные меры, устанавливаемые в рамках рассматриваемого административно-правового режима, способствуют реализации задач общего предупреждения в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Это выражается прежде всего в установлении правового порядка, согласно которому все перемещаемые через таможенную границу России товары и транспортные средства могут быть досмотрены, что создает благоприятные условия для борьбы с контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, незаконным оборотом оружия и иной противоправной деятельностью в сфере внешней торговли. С другой стороны, режимные меры способствуют реализации прав и свобод граждан при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и созданию благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности государства. В настоящее время благодаря реформированию Федеральной таможенной службы Российской Федерации и таможенного дела в стране таможенные органы получили возможность путем реализации административно-правового режима обеспечения таможенного дела решать следующие основные задачи в сфере таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности: 1) усиление государственного таможенного регулирования внешнеторговой деятельности путем использования административно-правовых, организационно-управленческих, технических и иных мер, направленных на оптимальное сочетание конкурентного механизма и политики протекционизма в регулировании международного товарообмена страны с внешним миром; 2) защита внутреннего рынка Российской Федерации от неблагоприятных внешнеэкономических факторов и противодействие противоправной деятельности структур транснациональной организованной преступности, а также иной противоправной деятельности, направленной на нанесение ущерба экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности. Таким образом, административно-правовой режим обеспечения таможенного дела можно рассматривать, во-первых, в качестве одного из элементов общегосударственной системы мер обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а во-вторых — как элемент механизма государственно-правового регулирования таможенного дела в Российской Федерации. При таком подходе административно-правовой режим обеспечения таможенного дела можно отнести к функциональным административно-правовым режимам, используемым государством в сфере управления таможенным делом и обеспечения безопасности страны.

——————————————————————