Обзор наиболее важных нормативных актов в сфере здравоохранения за август — ноябрь 2010 года

(Попадьина Н. А.)

(«Медицинское право», 2011, N 1)

ОБЗОР НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ЗА АВГУСТ — НОЯБРЬ 2010 ГОДА

Приказ Минобрнауки РФ от 12 августа 2010 г. N 847 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 Медико-профилактическое дело (квалификация (степень) «специалист»)» (зарегистрировано в Минюсте РФ 30.08.2010 N 18277).

Утвержденный федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 060105 Медико-профилактическое дело образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию (высшими учебными заведениями, вузами), на территории РФ.

Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 735н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.09.2010 N 18575).

Установленные Правила определяют порядок отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения по рецептам и (или) без рецептов врача (фельдшера) медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, перечень которых утверждается органами исполнительной власти субъекта РФ. Отпуск лекарственных препаратов, в том числе по бесплатным и льготным рецептам, осуществляется в соответствии с Порядком отпуска лекарственных средств, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2005 г. N 785. Медицинские организации могут отпускать: лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110; лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера)…, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18 сентября 2006 г. N 665; лекарственные препараты, отпускаемые по рецептам врача, выписанные на рецептурных бланках формы N 107-1/у, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110. По требованию покупателя работник медицинской организации предоставляет информацию о документах по ценам и срокам годности лекарственных препаратов и о документах, подтверждающих их качество, товарный чек, в котором указываются наименование, дозировка и количество отпущенных лекарственных препаратов, цена, общая стоимость, а также дата и подпись отпустившего лекарственные препараты. Ответственным за организацию работы по отпуску лекарственных препаратов является руководитель медицинской организации.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2010 г. N 774н «О совете по этике» (зарегистрировано в Минюсте РФ 08.09.2010 N 18391).

Утверждены Положение и состав совета по этике. Совет по этике является постоянно действующим органом, созданным Минздравсоцразвития РФ, для проведения этической экспертизы возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения. Совет по этике действует в целях защиты жизни, здоровья и прав пациентов, принимающих участие в клинических исследованиях лекарственных препаратов для медицинского применения.

Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 684 «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств».

Положение устанавливает порядок лицензирования производства лекарственных средств, осуществляемого юридическими лицами. Лицензирование производства лекарственных средств осуществляют Минпромторг РФ в части производства лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, и Россельхознадзор — в части производства лекарственных средств, предназначенных для животных. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении производства лекарственных средств являются, в частности, наличие необходимых для осуществления лицензируемой деятельности зданий, помещений и оборудования, принадлежащих соискателю лицензии (лицензиату) на праве собственности; соблюдение требований о запрещении продажи недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств; соблюдение требования о государственной регистрации установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 683 «Об утверждении Правил аккредитации медицинских организаций на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения».

Утвержденные Правила устанавливают порядок аккредитации медицинских организаций на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения в целях установления безопасности лекарственных препаратов для здоровых добровольцев; подбора оптимальных дозировок лекарственного препарата и курса лечения для пациентов с определенным заболеванием, оптимальных доз и схем вакцинации иммунобиологическими лекарственными препаратами здоровых добровольцев; установления безопасности лекарственного препарата и его эффективности для пациентов с определенным заболеванием, профилактической эффективности иммунобиологических лекарственных препаратов для здоровых добровольцев; изучения возможности расширения показаний для медицинского применения и выявления ранее неизвестных побочных действий зарегистрированных лекарственных препаратов.

Медицинские организации, проводящие клинические исследования лекарственных препаратов, на день вступления в силу настоящего Постановления вправе проводить эти исследования без аккредитации на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения до 1 сентября 2011 г.

Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 674 «Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств».

Установленные Правила определяют порядок уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, за исключением вопросов, связанных с уничтожением наркотических лекарственных средств и их прекурсоров. Вышеперечисленные лекарственные средства подлежат изъятию и уничтожению по решению владельца указанных лекарственных средств, решению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или решению суда.

Владелец недоброкачественных лекарственных средств и (или) фальсифицированных лекарственных средств в срок, не превышающий 30 дней со дня вынесения Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития решения об их изъятии, уничтожении и вывозе, обязан исполнить это решение или сообщить о своем несогласии с ним.

Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 673 «Об утверждении Правил ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза за пределы территории Российской Федерации биологических материалов, полученных при проведении клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения».

Правила устанавливают порядок ввоза на территорию РФ и вывоза за пределы территории РФ биологических материалов (образцы биологических жидкостей, тканей, секретов и продуктов жизнедеятельности человека, физиологических и патологических выделений, мазков, соскобов, смывов, микроорганизмов, биопсийный материал), полученных при проведении клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения (далее — ввоз (вывоз) биологических материалов). Ввозить на территорию РФ и вывозить за пределы территории РФ могут юридические лица, осуществляющие организацию проведения в установленном порядке клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, в частности разработчик лекарственного препарата для медицинского применения, образовательные учреждения высшего профессионального образования и (или) образовательные учреждения дополнительного профессионального образования и научно-исследовательские организации, деятельность которых предусматривает возможность участия в организации проведения или проведении клинических исследований лекарственных препаратов.

Разрешение на ввоз (вывоз) биологических материалов выдается на период проведения клинических исследований лекарственного препарата для медицинского применения, при проведении которых будут получены биологические материалы.

Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. N 714 «Об утверждении Типовых правил обязательного страхования жизни и здоровья пациента, участвующего в клинических исследованиях лекарственного препарата».

Утвержденные Типовые правила устанавливают страховые тарифы по обязательному страхованию жизни и здоровья пациента, участвующего в клинических исследованиях лекарственного препарата для медицинского применения, порядок уплаты страховой премии, перечень необходимых документов для осуществления страховой выплаты, порядок реализации прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования жизни и здоровья пациента, участвующего в клинических исследованиях, в случае причинения вреда его жизни или здоровью в результате проведения клинических исследований и распространяются на отношения, возникающие из указанного договора.

Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 694 «О внесении изменений в перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок».

В соответствии с внесенными изменениями отменено государственное регулирование предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения органами исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральный закон от 11 октября 2010 г. N 271-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» (принят ГД ФС РФ 24.09.2010).

Согласно внесенным изменениям в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», в частности, включена норма, регулирующая защиту прав интеллектуальной собственности на лекарственные препараты. В связи с чем установлен запрет на получение, разглашение, использование в коммерческих целях и в целях государственной регистрации лекарственных препаратов информации о результатах доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов, представленной заявителем для государственной регистрации лекарственных препаратов, без его согласия в течение шести лет с даты государственной регистрации лекарственного препарата. В текст закона введено понятие качества лекарственного препарата, контроль за которым следует осуществлять на различных этапах процедуры допуска лекарственного препарата к обращению. Несколько изменен расчет цены на лекарственные препараты, в том числе определено содержание соответствующей методики, утверждаемой федеральными органами исполнительной власти. Правительству РФ предоставлено полномочие устанавливать порядок государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты. Уточнены требования к маркировке лекарственных средств (содержание информации, помещаемой на упаковку). Определены переходные положения, регулирующие применение новых норм Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», в частности, определено, что лекарственные препараты в упаковках с маркировкой, которая была нанесена до дня вступления в силу изменяющего закона, допускаются к обращению до 1 марта 2011 г.

Постановление Правительства РФ от 4 октября 2010 г. N 782 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год».

Утвержденная Программа государственных гарантий определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам России на территории Российской Федерации бесплатно.

Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2010 г. N 771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации».

С 16 октября вступают в силу новые Правила ввоза на территорию Российской Федерации лекарственных средств для медицинского применения.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15 сентября 2010 г. N 805н «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи» (зарегистрировано в Минюсте РФ 04.10.2010 N 18612).

Утвержден новый минимальный ассортимент лекарственных средств для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи.

Документ вступает в силу с 24 октября 2010 г.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 августа 2010 г. N 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» (зарегистрировано в Минюсте РФ 04.10.2010 N 18608).

В соответствии с утвержденными Правилами установлены требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения и регламентированы условия хранения указанных лекарственных средств. Правила распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность. С принятием данного документа утрачивает силу значительная часть положений Приказа Минздрава РФ от 13 ноября 1996 г. N 377 «Об утверждении Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 августа 2010 г. N 708н «Об утверждении Правил лабораторной практики» (зарегистрировано в Минюсте РФ 13.10.2010 N 18713).

Утвержденные Правила лабораторной практики устанавливают требования к организации, планированию и проведению доклинических исследований лекарственных средств для медицинского применения, оформлению результатов и контролю качества указанных исследований на территории РФ.

Правила вступают в силу со 2 ноября 2010 г.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28 сентября 2010 г. N 831н «Об утверждении единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами» (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.10.2010 N 18784).

Установлены единый образец Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами, инструкция по заполнению Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами и форма статистического учета N 036-10/у-10 «Журнал регистрации выданных медицинских справок о допуске к управлению транспортными средствами» (приложения 1 — 3).

Постановление Правительства РФ от 30 октября 2010 г. N 882 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Внесенные изменения устанавливают дополнения для некоторых позиций перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681. Аналогичные дополнения внесены в крупный и особо крупный размер наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76.

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

В соответствии с Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» Правительство РФ утвердило Правила, регулирующие ценообразование на лекарственные препараты. Установлены Правила государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, Правила ведения государственного реестра указанных цен и Правила установления предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах РФ. В частности, Правила регламентируют процедуру регистрации и перерегистрации предельных отпускных цен, в том числе установлен перечень представляемых производителями лекарственных препаратов сведений: предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, установленные органами исполнительной власти субъектов РФ; предельные размеры оптовых и розничных надбавок, выраженные в процентах и дифференцированные в зависимости от стоимости лекарственных препаратов и с учетом географической удаленности, транспортной доступности и других особенностей, установленные в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной службой по тарифам. Ко всему утверждено, что государственную регистрацию предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляет Минздравсоцразвития РФ по согласованию с Федеральной службой по тарифам.

Распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. N 1938-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2011 год».

В целях обеспечения государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2011 г.

Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2010 г. N 903 «О внесении изменений в Положение о лицензировании фармацевтической деятельности».

Внесенные изменения в основном направлены на приведение Положения о лицензировании в соответствие с изменениями в законодательстве об обращении лекарственных средств в 2010 г. В частности, уточнен порядок лицензирования фармацевтической деятельности для организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций, ветеринарных аптечных организаций, а также медицинских организаций и их обособленных подразделений (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации и ветеринарные организации. К тому же Росздравнадзор будет осуществлять лицензирование фармацевтической деятельности аптечных организаций федеральных медицинских организаций.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13 ноября 2010 г. N 1000 «Об утверждении базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения, социального развития, труда и защиты прав потребителей».

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» утвержден базовый (отраслевой) перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения, социального развития, труда и защиты прав потребителей. Перечень содержит наименования государственных услуг (работ) и категории потребителей услуг (работ).

Обзор подготовлен юрисконсультом юридической

компании «Юнико-94» Н. А. Попадьиной

с помощью компьютерной справочно-правовой

системы «КонсультантМедицинаФармацевтика»,

разработанной ЗАО «Юнико-94» по технологии

«КонсультантПлюс»

——————————————————————

Вопрос: Регистрация цен на жизненно необходимые лекарства возложена на производителя, который получает выписку из приказа о регистрации предельной отпускной цены (с датой такой регистрации). Внесение зарегистрированной цены в госреестр также возложено на производителя. С какой даты применять новую цену: с даты выхода нового госреестра, содержащего информацию «по состоянию на дату» или с даты приказа о регистрации цены?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Регистрация цен на жизненно необходимые лекарства возложена на производителя, который получает выписку из приказа о регистрации предельной отпускной цены (с датой такой регистрации). Внесение зарегистрированной цены в госреестр также возложено на производителя. С какой даты применять новую цену: с даты выхода нового госреестра, содержащего информацию «по состоянию на дату» или с даты приказа о регистрации цены?

Ответ: В законодательстве прямо не указано, с какого момента следует применять новую цену. Представляется, что применять новую цену можно с даты приказа о регистрации предельной отпускной цены на лекарственное средство.

Обоснование: Государственное регулирование цен осуществляется на основании пп. 9 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «О лекарственных средствах».

Госрегулирование цен на лекарственные средства применяется только в отношении жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, перечень которых ежегодно утверждается Правительством РФ. Это установлено п. 1 Правил государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865.

В силу п. 3 Правил Минздрав РФ осуществляет:

— регистрацию предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат;

— перерегистрацию зарегистрированной предельной отпускной цены;

— внесение зарегистрированной (перерегистрированной) предельной отпускной цены в госреестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты;

— выдачу производителю (уполномоченному им лицу) выписки из приказа Минздрава РФ о регистрации такой цены.

В соответствии с п. п. 4 — 12 Правил регистрация предельных цен производителей на рассматриваемые лекарственные препараты включает следующие этапы.

1. Представление производителем лекарственных средств необходимых документов в Минздрав РФ (п. 4 Правил — перечень документов).

2. Проверка Минздрава РФ полноты представленных документов и содержащихся в них сведений, предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат.

3. Проведение Федеральной службой по тарифам (далее — ФСТ) экономического анализа предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат.

4. Принятие ФСТ решения о согласовании предельной отпускной цены либо об отказе в ее согласовании.

5. Принятие решения Минздравом РФ с учетом решения ФСТ о регистрации предельной цены производителя на лекарственный препарат либо об отказе в такой регистрации.

6. Внесение Минздравом РФ сведений о зарегистрированной предельной цене в госреестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, в случае принятия решения о регистрации предельной цены.

7. Выдача Минздравом РФ производителю выписки из приказа о регистрации предельной отпускной цены.

8. При принятии решения об отказе в регистрации предельной цены — уведомление производителя о принятом решении.

В законодательстве прямо не указано, с какого момента следует применять новую цену: с момента издания приказа о ее регистрации или с момента выхода новой редакции госреестра.

Однако анализ норм законодательства, регулирующего вопрос регистрации предельных отпускных цен на лекарственные средства, позволяет сделать следующий вывод.

Информацией о зарегистрированных ценах производителей, используемых при формировании цен предприятиями оптовой и розничной торговли между публикациями госреестра цен на лекарственные средства, является документ о регистрации, выдаваемый производителям лекарственных средств. Таким документом является выписка из приказа о регистрации. Следовательно, представляется, что новую цену можно применять с даты, указанной в таком документе.

В. В.Серкина

Старший юрисконсульт

ООО «Прадо. Бизнес консультант»

Подписано в печать

20.12.2010

——————————————————————

Вопрос: ОАО, осуществляющее перевозку грузов, находящихся под таможенным контролем, и ООО (грузополучатель) заключили договор об эксплуатации железнодорожного пути не общего пользования при станции Б, принадлежащего ОАО. Впоследствии ОАО списало со счета ООО плату за пользование вагонами в период их пребывания в зоне таможенного контроля при завершении процедуры внутреннего таможенного контроля на станции Б. По мнению ОАО, плата за размещение и хранение груза до завершения внутреннего таможенного транзита должна быть возложена на грузополучателя. Законно ли это, если плата за перевозку перечислена, а понесенные расходы не связаны с выполнением работ по указанию таможни?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: ОАО, осуществляющее перевозку грузов, находящихся под таможенным контролем, и ООО (грузополучатель) заключили договор об эксплуатации железнодорожного пути не общего пользования при станции Б, принадлежащего ОАО. Впоследствии ОАО списало со счета ООО плату за пользование вагонами в период их пребывания в зоне таможенного контроля при завершении процедуры внутреннего таможенного контроля на станции Б. По мнению ОАО, плата за размещение и хранение груза до завершения внутреннего таможенного транзита должна быть возложена на грузополучателя. Законно ли это, если плата за перевозку перечислена, а понесенные расходы не связаны с выполнением работ по указанию таможни?

Ответ: Списание денежных средств со счета ООО незаконно и необоснованно.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 92 ТК РФ таможенный орган назначения оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в максимально короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства РФ, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В силу указанной нормы обязанности перевозчика в отношении грузов, находящихся под таможенным контролем, возникают в рамках публичного правоотношения. При внутреннем таможенном транзите они действуют до момента получения перевозчиком от таможенного органа свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита. До момента выдачи товара грузополучателю договор перевозки не считается исполненным, а грузополучатель не имеет права на распоряжение грузом.

Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Главой 10 ТК РФ (внутренний таможенный транзит) предусмотрены специальные условия перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе процедура внутреннего таможенного транзита.

При перевозке указанных товаров на перевозчика возложена обязанность по оформлению разрешения на внутренний таможенный транзит, исполнение которой является условием осуществления перевозчиком его предпринимательской деятельности. Перевозчик обязан завершить внутренний таможенный транзит в силу требований закона, а не в силу инициативы или указания таможенного органа.

Таким образом, обязанность по получению разрешения на завершение внутреннего таможенного транзита в соответствии со ст. 92 ТК РФ возложена на перевозчика. У грузополучателя в данной части каких-либо обязательств не возникает.

В соответствии со ст. 22 Устава железнодорожного транспорта РФ расходы перевозчиков, в том числе связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственн ого контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.

Согласно п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», предъявляя иск о взыскании с грузоотправителя (грузополучателя) расходов, указанных ст. 22 УЖТ РФ, и платы за пользование вагонами, контейнерами, перевозчик должен представить доказательства размера понесенных расходов, времени задержки вагонов, контейнеров, вызванной проведением работ, перечисленных в данной статье, а также доказательства, подтверждающие факт выдачи указаний таможенными либо иными органами государственного контроля (надзора).

Таким образом, обязательным условием применения ст. 22 УЖТ РФ является наличие указания или инициативы таможенного органа, отраженных в ненормативном акте, изданном в установленной форме должностным лицом таможенного органа.

В рассматриваемом случае работы, связанные с размещением и хранением груза в зоне таможенного контроля, обусловлены исполнением перевозчиком (ОАО) обязанности по получению разрешения на завершение внутреннего таможенного транзита. Кроме того, отсутствуют доказательства того, что связанные с размещением и хранением груза расходы вызваны выполнением перевозчиком каких-либо работ по инициативе или указанию таможенных органов.

При таких обстоятельствах списание со счета ООО денежных средств незаконно и необоснованно.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 03.08.2010 по делу N А82-7862/2009-22; ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.06.2006 N А19-36582/05-12-Ф02-2606/06-С2; ФАС Поволжского округа от 24.06.2008 N А55-662/08; ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 по делу N А21-2158/2008).

Л. В.Попова

Директор Департамента

налогового консультирования

ООО «Центр консалтинга «Панацея»

Подписано в печать

17.12.2010

——————————————————————

Вопрос: В ГТД таможенный брокер заявил сведения о количестве экспортируемого товара на основании документов, предоставленных ему декларантом для таможенных целей. При таможенном досмотре установлено, что часть перевозимого товара в ГТД не задекларирована. В связи с этим составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении таможенного брокера к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Законно ли это?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: В ГТД таможенный брокер заявил сведения о количестве экспортируемого товара на основании документов, предоставленных ему декларантом для таможенных целей. При таможенном досмотре установлено, что часть перевозимого товара в ГТД не задекларирована. В связи с этим составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении таможенного брокера к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Законно ли это?

Ответ: Таможенный брокер законно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Обоснование: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ) под товаром понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

Согласно п. 1 ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ.

В соответствии со ст. 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст. ст. 183, 184, 247, 391 ТК РФ.

Абзацем 1 п. 1 ст. 124 ТК РФ утвержден порядок декларирования товаров. Для этого необходимо подать заявление таможенному органу в таможенной декларации либо сообщить необходимые для таможенных целей сведения иным способом, предусмотренным ТК РФ (в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме). В силу абз. 2 п. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) (глава 15) по выбору декларанта.

Согласно ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа.

Если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, то обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если иное не установлено ТК РФ, несет российское лицо, которое заключило такую сделку или от имени (по поручению) которого эта сделка заключена (ст. 16 ТК РФ).

Диспозицией ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ охватывается в том числе недекларирование товаров, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара. Иными словами, когда таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть.

В рассматриваемом случае таможенным органом при досмотре был выявлен факт, что таможенный брокер фактически не задекларировал часть предназначенного для экспорта товара. Таким образом, таможенным брокером не выполнены требования законодательства по декларированию и таможенному оформлению перемещенного товара в незаявленной его части. Это составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

В силу п. 1 ст. 143 ТК РФ таможенный брокер при совершении таможенных операций обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает брокера представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 144 ТК РФ обязанности таможенного брокера при таможенном оформлении товара обусловлены общими требованиями, которые установлены ТК РФ в отношении таможенных операций. В силу п. 2 ст. 127, ст. ст. 143, 144 ТК РФ таможенный брокер, как и декларант, вправе осматривать и измерять подлежащие декларированию товары, в т. ч. до подачи таможенной декларации. Следовательно, в рассматриваемой ситуации у таможенного брокера имелась реальная возможность обнаружить товар, не заявленный в сопроводительных документах. Значит, обязанность по совершению всех необходимых действий по достоверному декларированию товара была возложена на таможенного брокера.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В указанной ситуации до подачи ГТД таможенному органу с целью декларирования товара в полном объеме таможенный брокер имел возможность проверить все сведения о товаре на основании п. 1 ст. 143 ТК РФ. Значит, брокер имел возможность не допустить нарушений требований ТК РФ.

Отсюда следует вывод, что таможенный брокер был правомерно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Московского округа от 21.07.2009 N КА-А40/6287-09; ФАС Волго-Вятского округа от 16.10.2008 по делу N А17-1630/2008; ФАС Поволжского округа от 01.09.2010 по делу N А06-1348/2010; Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009 N 17АП-1048/2009-АК, от 05.03.2009 N 17АП-1117/2009-АК).

Вместе с тем в судебной практике имеется противоположная позиция. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 23.04.2010 N КА-А40/3595-10-П суд указал следующее. Правильно применив положения п. 1 ст. 14, ст. 123 ТК РФ, п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», ч. 1 ст. 2.1, ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что таможенным органом при производстве по делу не установлена вина общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, поскольку отсутствуют доказательства причастности таможенного брокера к сокрытию незаконно ввезенного товара. В связи с изложенным у таможенного органа отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Л. В.Попова

Директор Департамента

налогового консультирования

ООО «Центр консалтинга «Панацея»

Подписано в печать

17.12.2010

——————————————————————

Вопрос: Какие существуют ограничения для пересылки почтой интернет-покупок, приобретенных для личных целей, российскому покупателю — физическому лицу через таможню без декларирования и без пошлины?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Какие существуют ограничения для пересылки почтой интернет-покупок, приобретенных для личных целей, российскому покупателю — физическому лицу через таможню без декларирования и без пошлины?

Ответ: Ограничения для беспошлинной пересылки международными почтовыми отправлениями таких товаров установлены ст. 295 Таможенного кодекса РФ и п. п. 8, 9 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 N 718.

Обоснование: В силу пп. 1 п. 5 ст. 293 ТК РФ декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, путем подачи отдельной таможенной декларации не требуется в случае, если товары, пересылаемые в адрес физических лиц, предназначены для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Как следует из вопроса, речь идет именно о таких товарах.

Что касается уплаты таможенных пошлин в отношении таких товаров, то необходимо отметить следующее.

Физические лица могут получать пересылаемые в международных почтовых отправлениях товары без уплаты таможенных пошлин, налогов, если стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 10 тыс. руб. В случае получения физическим лицом в течение одной недели пересылаемых в международных почтовых отправлениях товаров, стоимость которых превышает 10 тыс. рублей, в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных товаров. Это установлено п. 1 ст. 295 ТК РФ и п. 8 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 N 718 (далее — Положение).

При этом следует учитывать, что в силу п. 9 Положения физические лица могут ввозить на таможенную территорию РФ и получать без уплаты таможенных пошлин, налогов пересылаемые в международных почтовых отправлениях подакцизные товары в ограниченном количестве, установленном в приложении к Положению.

Согласно приложению к таким товарам относятся алкогольные напитки и табачные изделия. Например, количество ввозимых алкогольных напитков не может превышать 2 л.

О. М.Кабанов

Эксперт КонсультантПлюс

Подписано в печать

15.12.2010

——————————————————————