Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 285 Таможенного кодекса Российской Федерации
(Соболевская С. Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 285
ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. Ю. СОБОЛЕВСКАЯ
Статья 285 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за неисполнение, а также за необоснованную задержку исполнения банками и иными кредитными организациями решений таможенных органов.
Субъект нарушения таможенных правил
Как видно, субъектом ответственности по названной статье могут быть только кредитные организации. В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности и на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом. Перечень банковских операций определен статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности».
Кредитная организация может быть образована на основе любой формы собственности как хозяйственное общество в виде банка или небанковской кредитной организации. Банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Под небанковскими понимаются кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (в частности, выдачу за третьих лиц поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме).
Согласно диспозиции рассматриваемой статьи противоправное деяние может выражаться в неисполнении, а равно в необоснованной задержке исполнения кредитными организациями только двух видов решений таможенных органов: о бесспорном взыскании таможенных платежей и о приостановлении операций по счетам плательщика таможенных платежей.
Бесспорное взыскание таможенных платежей
До недавнего времени таможенными органами бесспорное взыскание таможенных платежей осуществлялось на основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В настоящее время это право закреплено вступившим в силу с 1 января 1999 года Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. ст. 30, 34, 45).
Реализация права таможенного органа на бесспорное взыскание задолженностей по уплате таможенных платежей осуществляется следующим образом. Отдел таможенных платежей таможенного органа, обнаруживший факт неуплаты (недоплаты) таможенных платежей, оформляет акт на бесспорное взыскание суммы недоимки. Указанный акт вместе с инкассовым поручением на списание задолженности направляется в кредитные организации, где открыты счета плательщиков таможенных платежей. По получении от таможенных органов инкассовых поручений на списание в бесспорном порядке суммы недоимки кредитные организации принимают их к исполнению, не рассматривая по существу возражений плательщиков против указанного списания (Временная инструкция ГТК России от 8 июня 1995 года N 0120/8107 «О взимании таможенных платежей»).
Инкассовое поручение таможенного органа на перечисление таможенных платежей исполняется кредитной организацией не позднее одного операционного дня, следующего за днем его получения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов. Согласно статье 80 Федерального закона от 2 декабря 1990 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации и пяти — в пределах Российской Федерации. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика таможенных платежей инкассовое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета, с соблюдением названных сроков (ст. 46 НК РФ).
Взыскание пени
Необходимо также отметить следующее. В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации и принятым на его основании письмом ГТК России от 31 мая 2000 года N 01-06/14407 «О применении таможенными органами положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, внесенных Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» с плательщика таможенных платежей в бесспорном порядке могут быть списаны не только суммы задолженностей по самим платежам, но и пени за несвоевременную уплату налога и сбора. Однако, поскольку пеня не является таможенным платежом, а представляет собой в данном случае финансовую санкцию, неисполнение либо необоснованная задержка исполнения кредитными организациями решения таможенного органа о ее бесспорном списании не влечет ответственности по статье 285 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Обоснованными будут признаны неисполнение либо задержка исполнения инкассового поручения таможенного органа о бесспорном взыскании таможенных платежей, если при недостаточности денежных средств на счетах плательщика таможенных платежей для оплаты всех имеющихся поручений кредитная организация осуществит платежи, подлежащие в соответствии с гражданским законодательством первоочередному исполнению (ст. ст. 46, 60 НК РФ). Так, согласно статье 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющей очередность списания денежных средств со счета при недостаточности денежных средств для удовлетворения всех предъявленных требований, в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.
Приостановление операций по счетам
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в кредитном учреждении означает прекращение кредитной организацией всех расходных операций по данному счету (п. 1 ст. 76 НК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам плательщика таможенных платежей может осуществляться в двух случаях:
— при попытке уклонения плательщика таможенных платежей от их уплаты;
— при неисполнении плательщиком таможенных платежей в установленные сроки обязанности по уплате налогов и сборов.
При этом неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей предполагает их фактическую неуплату, а попытка уклонения от уплаты таможенных платежей — совершение действий, влияющих на уплату их в будущем (к примеру, заявление в грузовой таможенной декларации недостоверных сведений, дающих основание для полного или частного освобождения от уплаты таможенных платежей).
В первом случае решение о приостановлении операций по счетам плательщика таможенных платежей принимается ГТК России по представлению таможенного органа, выявившего факт уклонения, до момента фактической уплаты таможенных платежей (ч. 4 ст. 124 ТК РФ). Во второй ситуации решение принимается руководителем таможенного органа, направившего требование об уплате таможенных платежей (адресованное налогоплательщику или иному обязанному лицу письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить ее и соответствующие пени в установленные сроки (ст. 69 НК РФ)), или его заместителем. Причем такое решение может быть принято только одновременно с вынесением решения о бесспорном списании налога.
Решение о приостановлении операций по счетам плательщика таможенных платежей подлежит обязательному исполнению кредитной организацией незамедлительно по его получении, если не имеется поручений, расчеты по которым в соответствии с гражданским законодательством предшествуют расчетам, связанным с уплатой налогов и сборов. В противном случае приостановление операций по счетам плательщика осуществляется только после исполнения первоочередных платежей (ст. 76 НК РФ).
Арест денежных средств
Следует отметить, что таможенные органы в соответствии со статьей 77 Налогового кодекса Российской Федерации вправе также с санкции прокурора принимать решение об аресте денежных средств плательщика таможенных платежей, находящихся на счетах в кредитных учреждениях. Арест такого имущества, равно как и приостановление операций по счетам, влечет незамедлительное прекращение расчетных операций по счету в пределах средств, на которые наложен арест. Однако поскольку само решение принимается не о приостановлении, а об аресте, его неисполнение либо необоснованная задержка исполнения не образуют состава нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 285 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Неисполнение банками и иными кредитными организациями указанных решений таможенных органов влечет наложение штрафа в размере суммы неуплаченных таможенных платежей.
Кроме того, в соответствии с частью 6 статьей 124 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьей 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» и статьей 60 Налогового кодекса Российской Федерации неоднократное неисполнение или неоднократные задержки исполнения кредитными организациями решений таможенных органов о бесспорном списании таможенных платежей являются основанием для отзыва либо аннулирования Банком России лицензии на осуществление банковских операций.
——————————————————————