Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 269 Таможенного кодекса Российской Федерации
(Соболевская С. Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 269
ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. Ю. СОБОЛЕВСКАЯ
Ответственность за нарушение порядка осуществления производственной и иной коммерческой деятельности в свободных таможенных зонах и на свободных складах предусмотрена статьей 269 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Свободной таможенной зоной и свободным таможенным складом признаются места, в которых действуют соответственно таможенные режимы свободной таможенной зоны и свободного таможенного склада. В настоящее время на таможенной территории Российской Федерации режим свободной таможенной зоны действует в пределах особых экономических зон, расположенных в Калининградской и Магаданской областях (см. Федеральные законы от 22 января 1996 года «Об особой экономической зоне в Калининградской области» и от 31 мая 1999 года «Об особой экономической зоне в Магаданской области»).
Понятие названных режимов содержится в статье 75 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой помещенные под них товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации.
Как и все таможенные режимы, режимы свободной таможенной зоны и свободного таможенного склада имеют свою внутреннюю структуру, включающую в себя условия, ограничения и требования.
Так, в качестве ограничения указанных режимов установлено, что осуществление в свободных таможенных зонах и на свободных складах производственных и иных коммерческих операций с товарами допускается только при соблюдении положений Таможенного кодекса Российской Федерации (ст. 79 ТК РФ). При этом не указывается, какие именно положения Таможенного кодекса Российской Федерации должны быть соблюдены. Поэтому логично предположить, что лица должны придерживаться не только тех требований, которые установлены Кодексом применительно к таможенным режимам свободной таможенной зоны и свободного склада, но и любых других, касающихся общего порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации. Таким образом, ответственность по статье 269 Таможенного кодекса Российской Федерации будет наступать как за продажу на территории свободных таможенных зон и свободных складов товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию (общий запрет), так и за осуществление на такой территории розничной торговли (запрет, относящийся к режимам свободной таможенной зоны и свободного склада). Интересно отметить, что приведенный запрет на розничную продажу является основным (и по сути единственным) ограничением, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации для рассматриваемых режимов.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует нарушение порядка осуществления строго определенного вида деятельности, а именно коммерческой. При этом в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческой (предпринимательской) деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке. К примеру, сам по себе факт перемещения на территорию свободной таможенной зоны товара, запрещенного к ввозу в Российскую Федерацию, ответственности по статье 269 Таможенного кодекса Российской Федерации не повлечет.
Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 269 Таможенного кодекса Российской Федерации, влечет наложение взыскания в виде штрафа в размере от 10-кратного до 20-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда.
——————————————————————