Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 288 Таможенного кодекса Российской Федерации
(Соболевская С. Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 288
ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. Ю. СОБОЛЕВСКАЯ
Статья 288 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за невыполнение должностными и иными лицами требований, действующих в таможенном деле.
Субъект нарушения таможенных правил
Диспозиция статьи включает в себя исчерпывающий перечень лиц, являющихся субъектами ответственности за указанное нарушение таможенных правил. Ими являются:
— должностные лица юридических лиц;
— иные работники юридических лиц;
— физические лица, выполняющие для юридических лиц работы по договорам гражданско — правового характера (подряда, оказания услуг и пр.).
При этом под должностными лицами в административном праве понимаются лица, имеющие право в пределах своих полномочий совершать действия от имени юридического лица, работниками которого они являются, либо влекущие для него юридические последствия.
Условно, в рамках рассматриваемой статьи перечисленные лица будут именоваться работниками.
Довольно распространенной ошибкой, допускаемой таможенными органами при применении статьи 288 Таможенного кодекса Российской Федерации, является привлечение к ответственности за невыполнение требований, действующих в таможенном деле, лиц, состоящих с лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в трудовых и иных правоотношениях. Это неверно. Как видно из диспозиции данной статьи, ответственности по ней подлежат работники только юридических лиц. Имелся даже случай заведения в отношении лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, дела о нарушении таможенных правил по статье 288 Таможенного кодекса Российской Федерации по факту о нарушении таможенных правил, за которое оно было ранее привлечено по иной статье Таможенного кодекса Российской Федерации.
Условия применения статьи 288 Таможенного кодекса
Российской Федерации
Ответственность для работников юридических лиц по статье 288 Таможенного кодекса Российской Федерации наступает только при одновременном соблюдении четырех условий.
Во-первых, если в их обязанности в момент совершения правонарушения входило обеспечение выполнения требований, установленных нормативными правовыми актами по таможенному делу (ст. 231 ТК РФ). Такие обязанности могут быть закреплены, в частности, в должностной инструкции, трудовом договоре или договоре гражданско — правового характера.
Во-вторых, если за нарушение названных требований ответственность наступает в соответствии с главой 39 Таможенного кодекса Российской Федерации (Виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения).
В-третьих, если юридические лица привлечены к ответственности за нарушение таможенных правил.
И наконец, если установлена причинно — следственная связь между невыполнением работником своих обязанностей и совершением юридическим лицом нарушения таможенных правил.
Следует отметить, что долгое время своеобразным «камнем преткновения» при применении статьи 288 Таможенного кодекса Российской Федерации являлся вопрос о том, с какого момента юридическое лицо считается привлеченным к ответственности за таможенное правонарушение: с момента составления протокола о нарушении таможенных правил либо с момента вынесения в отношении него постановления о наложении взыскания. С одной стороны, Таможенный кодекс Российской Федерации связывает привлечение лица к ответственности с моментом заведения дела (ст. ст. 289, 299, 306, 308, 352, 363 и т. д.). С другой стороны, факт правонарушения, зафиксированный в протоколе о нарушении таможенных правил, может считаться доказанным только после вынесения соответствующего постановления по делу.
Позиция ГТК России по изложенному вопросу отражена в письме от 10 ноября 2000 года N 27-09/32569 «О применении статьи 288 ТК РФ», в котором указано, что достаточными основаниями для привлечения работника юридического лица к ответственности по статье 288 Таможенного кодекса Российской Федерации является составление в отношении организации протокола о нарушении таможенных правил либо протокола об административном задержании. Оба данных документа в силу статьи 289 Таможенного кодекса Российской Федерации инициируют производство по делу о нарушении таможенных правил.
Хотя диспозиция статьи и не содержит особой оговорки по поводу возможности наступления ответственности только при отсутствии в действиях работников признаков уголовно наказуемого деяния, на практике такое условие имеет место. Оно вытекает, во-первых, из того положения, что субъектом ответственности по статье 288 Таможенного кодекса Российской Федерации являются только физические лица, а также из пункта 11 статьи 291 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающего в качестве обстоятельства, исключающего ответственность за нарушение таможенных правил, наличие по тому же факту уголовного дела в отношении физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил. Так, если юридическое лицо совершит правонарушение, выразившееся в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от уплаты таможенных платежей, в зависимости от размера подлежащих уплате таможенных платежей и формы вины его работник, непосредственно заявивший такие сведения, будет привлечен к ответственности по статье 288 Таможенного кодекса Российской Федерации либо по статье 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица). При этом уклонение от уплаты таможенных платежей образует состав уголовно наказуемого деяния в случаях, когда стоимость неуплаченных таможенных платежей превышает 1000 установленных законом минимальных размеров оплаты труда.
Невыполнение работниками юридических лиц требований, действующих в таможенном деле, при наличии обозначенных условий влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 20-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда.
——————————————————————