Правовой статус субъектов рекламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества
(Шевцов М. Б.) («Военно-юридический журнал», 2006, N 2) («Реклама и право», 2006, N 1)
ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РЕКЛАМНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
М. Б. ШЕВЦОВ
Шевцов М. Б., соискатель кафедры военного права Военного университета.
Для рассмотрения структуры и полномочий органов, осуществляющих рекламно-выставочную деятельность (РВД) в области военно-технического сотрудничества (ВТС) с иностранными государствами, необходимо комплексное исследование особенностей деятельности данных органов, как элементов единой системы. Анализ данной системы может быть произведен по следующим направлениям: 1) составные элементы системы, их свойства и функции внутри системы; 2) связи и отношения элементов, т. е. внутренняя структура системы; 3) интегральные свойства системы и ее функций; 4) зависимость внутренней структуры системы от ее внешних связей и функций; 5) закономерности, в соответствии с которыми функционирует система. Системно-компонентный аспект дает ответ на вопрос, из каких элементов состоит система, т. е. отражает особенности ее компонентного состава. Системно-структурный анализ касается способа взаимосвязи и взаимодействия образующих ее частей. Системно-функциональный и системно-интегративный аспекты позволяют ответить на вопрос о функциях системы, как интегративном результате функционирования ее компонентов. При этом также необходимо определить, какие структурные элементы являются базовыми. Как справедливо считает С. С. Алексеев, «характер объекта нередко существенно влияет на права и обязанности лиц» <*>. По мнению специалистов <**>, сложившаяся вертикаль управления ВТС во главе с Президентом Российской Федерации доказала свою дееспособность и эффективность. Все роли в ней четко определены Законом о ВТС. Государство — политическая составляющая структуры, государственный посредник в лице ФГУП «Рособоронэкспорт» — экономическая составляющая, предприятия ОПК — техническая составляющая. ——————————— <*> Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 72. <**> Чемезов С. В. Роль военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в решении национальной стратегической задачи удвоения ВВП // Валовый внутренний продукт. 2004. N 5. С. 28.
Рассмотрение правового статуса субъектом РВД в области ВТС целесообразно начать с рассмотрения предмета ведения каждого из них. В российском законодательстве не содержится позитивного, т. е. закрепленного в нормативных правовых актах, определения понятия «предмет ведения». Вследствие этого раскрытие его содержания может дать только толкование понятия в юридической доктрине. В. В. Кудашкин указывает на необходимость различать объем понятия «предмет ведения» в различных отраслях права, прежде всего в административном праве, регулирующем сферу государственного управления, в частности предметы ведения государственных органов исполнительной власти, и в гражданском праве, регулирующем имущественные отношения и объем правомочий, в том числе предметы ведения юридических лиц (хозяйствующих субъектов) <*>. ——————————— <*> См. подробнее: Кудашкин В. В. Государственное регулирование торговли продукцией военного назначения с иностранными государствами. СПб., 2003. С. 76.
В юридической литературе предложены следующие толкования понятия «предмет ведения» в административном праве. «Важнейшим конституционным признаком государственного органа является его компетенция. Правовой статус органа должен включать четкую, детальную регламентацию меры использования им своих полномочий. Это достигается за счет наделения каждого государственного органа соответствующими правами (которые зачастую одновременно являются для него и обязанностями), установления сферы применения данных прав (предметов ведения) и территориальных пределов их использования» <*>. ——————————— <*> Государственное право Российской Федерации. М., 1996. С. 299 — 300.
«Компетенция… органа — это круг вопросов его ведения, основных направлений деятельности (функций) и конкретных полномочий в различных сферах жизни общества» <*>. ——————————— <*> Габричидзе Б. Н., Елисеев Б. П. Российское административное право. М., 1998. С. 67.
Следовательно, с точки зрения административного права «предмет ведения» является одной из важнейших составляющих компетенции государственного органа. В целом понятие «компетенция государственного органа» включает в себя следующие элементы: 1) полномочия государственного органа — его права (которые одновременно являются и его обязанностями) в соответствующих сферах государственного управления; 2) предмет ведения государственного органа — сфера применения данных прав; 3) основные направления деятельности (функции) государственного органа. Таким образом, предмет ведения государственного органа — это: 1) установленная на основании Конституции РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов сфера государственного управления, в которой государственный орган реализует предоставленные ему полномочия; 2) круг вопросов (задач), за решение которых отвечает государственный орган. В сфере государственного управления экспортом продукции военного назначения (ПВН) предмет ведения Российской Федерации означает, что исключительно на федеральном уровне (в федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и ведомственных правовых актах федеральных государственных органов) нормативно закрепляются все вопросы, связанные с межгосударственными отношениями, государственным управлением, внешнеторговой деятельностью субъектов ВТС в области экспорта российской военной продукции. Соответственно эти вопросы не могут определяться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и совместными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Рассматривая «предмет ведения» с точки зрения гражданского права, В. В. Кудашкин определяет, что «предмет ведения — это сфера реализации полномочий и круг вопросов, за которые отвечает юридическое лицо, с точки зрения гражданского права, и в отношении юридических лиц необходимо различать сферу деятельности юридического лица и объем его правомочий в этой сфере, а также предметы ведения в отношения имущества, переданного юридическому лицу учредителем (данный аспект рассматриваемой проблемы не имеет непосредственного отношения к настоящему исследованию)» <*>. ——————————— <*> Кудашкин В. В. Указ. соч. С. 77 — 78.
Главным правовым основанием предмета ведения юридического лица, устанавливающим сферу деятельности и объем правомочий, являются федеральные законы (Гражданский кодекс РФ, иные федеральные законы, в том числе применительно к рассматриваемому вопросу Закон о внешнеторговой деятельности и Закон о ВТС), учредительные документы (устав, учредительный договор) юридического лица, в которых определяются цели и предмет его деятельности. Для государственных унитарных предприятий закрепление цели и предмета деятельности является обязательным (ст. 52 ГК РФ), так как именно они определяют специальную правоспособность юридического лица (предмет ведения). В области экспорта военной продукции правовым основанием закрепления предмета ведения в уставах субъектов ВТС являются решения Президента РФ о предоставлении права внешнеторговой деятельности в отношении ПВН и Положение о порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН, утвержденное Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. N 1062, которое устанавливает права и обязанности субъектов ВТС. Таким образом, можно констатировать, что определение предмета и цели деятельности субъектов ВТС находится в исключительном ведении федеральных государственных органов, конкретно Президента РФ, и на законном основании в этом вопросе исключается автономия воли хозяйствующих субъектов (один из основополагающих принципов гражданского права) в рамках самостоятельного определения ими предметов своего ведения. В практическом плане исключительное ведение федеральных органов в отношении предмета деятельности субъектов РВД в области ВТС означает следующее. РВД осуществляется на основании решений управомоченных федеральных органов исполнительной власти, а также решений других субъектов ВТС и государственных органов субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции. Для примера заметим, что законодательство ведущих стран-экспортеров оружия также относит все вопросы, связанные с экспортом вооружений и военной техники (ВиВТ), к исключительной компетенции государства. Так, в п. 2 ст. 26 Конституции ФРГ записано: «Оружие, предназначенное для ведения войны, может изготавливаться, доставляться и использоваться лишь с разрешения Федерального правительства» <*>, а в ст. 173 закреплено: «Федерация обладает исключительной законодательной компетенцией по следующим вопросам: 1) внешние сношения, а также оборона… 5)…товарооборот и расчеты с заграницей…» <**>. ——————————— <*> Федеративная Республика Германии: Конституция и законодательные акты. М., 1991. С. 35. <**> Там же. С. 50.
В ст. 20 и 21 Конституции Франции закреплено: «Правительство определяет и проводит политику Нации. Оно распоряжается администрацией и вооруженными силами (ст. 20); Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону». Во французском законодательстве «понятию обороны дается расширительное толкование. Ордонанс от 7 января 1953 г. включил в сферу обороны проблемы военные, дипломатические, гражданской обороны, экономики, осведомление (разведка) правительства, оборонные научные исследования и технику» <*>. ——————————— <*> Французская Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1989. С. 35.
В условиях борьбы за внешние заказы ключевые предприятия оборонных отраслей в борьбе за выживание обосабливались в надежде получить выгодный контракт, что приводило к недобросовестной конкуренции. В этих условиях особенно ощущалось отсутствие единого координирующего центра, способного увязать порой диаметрально противоположные интересы силового, финансово-экономического и отраслевого блоков правительства <*>. ——————————— <*> См. подробнее: Коротченко И. Проблемы реализации военно-технической политики России // Военно-промышленный курьер. 2004. N 32.
В этой связи часто озвучивается идея создания постоянно действующей Военно-промышленной комиссии при Президенте РФ <*>, призванной стать высшим государственным органом, ответственным за формирование системы ВТС России с иностранными государствами, в т. ч. и в части, касающейся РВД. ——————————— <*> См. подробнее: Костин Д. Система управления ОПК // Военно-промышленный курьер. 2004. N 14.
На необходимость концентрации властных полномочий государства в области ВТС, совершенствования системы управления оборонно-промышленным комплексом России, как основы поддержания оборонного потенциала страны, указывают и другие специалисты <*>. ——————————— <*> См. подробнее: Коротченко И. Национальная оборона // Военно-промышленный курьер. 2004. N 10.
Так, к числу основных проблем ОПК они относят слабую государственную поддержку, громоздкую и неэффективную систему управления, а также отсутствие четкой вертикали государственного управления военно-технической политикой, оборонными НИОКР и производством в рамках Государственной программы вооружения. Указанные недостатки могут быть спроецированы и на РВД структур, отвечающих за продвижение российской ПВН за рубеж. В настоящее время РВД осуществляют два управленческих блока федеральных органов власти — силовой (Министерство обороны Российской Федерации (МО РФ) в лице Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС), Федеральной службы по оборонному заказу и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю; Федеральное агентство по промышленности, Федеральное космическое агентство), находящийся в ведении Президента РФ, и социально-экономический (федеральные министерства и агентства), находящийся в ведении Правительства РФ. В условиях разделения федеральных органов исполнительной власти на два блока остро ощущается отсутствие единого координационного органа, полномочного принимать решения по вопросам РВД в области ВТС. В этой связи крайне необходима концентрация властных полномочий государства как в плане административного управления рекламно-выставочной деятельностью, так и разработки новых нормативно-правовых актов, отвечающих современным требованиям успешного развития ВТС с иностранными государствами <*>. ——————————— <*> См. подробнее: Веретенников Д. Президентская вертикаль ВТС // Военно-промышленный курьер. 2004. N 13.
По данному вопросу существуют и другие мнения. Так, в своей статье В. Заборский <*> критически оценивает структуру недавно созданного Федерального агентства по промышленности. По его мнению, оптимальной являлась бы система ОПК, при которой вся оборонная промышленность объединялась бы минимум в три министерства — судпром, авиапром с космосом, оборонная промышленность (вся остальная), подчиненные председателю Правительства через одного из его заместителей. В министерствах учреждались бы структурные организации по видам военной (оборонной) промышленности. ——————————— <*> Заборский В. В. Удар по оборонке // Независимое военное обозрение. 2004. N 42.
С высокой долей вероятности можно предположить, что предложенная структура позволила бы осуществлять концентрированную маркетинговую политику в форме организации выставок и показов ПВН (специализированных и тематических), которые со временем могли бы отвечать международным стандартам. Необходимо также отметить, что опыт мировой торговли оружием свидетельствует о малой эффективности маркетинговых усилий, направленных на продвижение на внешний рынок ВиВТ, не закупаемых для своих вооруженных сил. Реализация широкомасштабных программ приобретения в интересах МО РФ ВиВТ новых поколений создаст оптимальные условия для становления мощных российских оборонных холдингов и существенно облегчит им процесс выстраивания отношений долгосрочного, равноправного сотрудничества с корпорациями зарубежных стран. Предполагается, что решение указанных вопросов осложнено несовершенством нормативно-правовой и законодательной базы, требующей внесения принципиальных изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации. Прежде всего, необходимо отметить, что в настоящее время на федеральном уровне законодательно не определено понятие «субъект РВД в области ВТС». Говоря о субъектах РВД в области ВТС, следует согласиться с мнением С. Ф. Кечекьяна о том, что «под субъектом права следует понимать: а) лицо, участвующее или б) могущее участвовать в правоотношении» <*>. Кроме того, учитывая, что «правоотношение — не единственная форма реализации права» <**>, а также то, что далеко не каждый субъект права реализует имеющиеся у него права и участвует в правовом отношении, представляется возможным говорить о неравнозначности указанных понятий. Понятие «субъект права» является более широким по своему содержанию, нежели понятия «субъект правоотношения» и «участник правоотношения». А понятие «субъект правоотношения», в свою очередь, уже понятия «субъект права», но шире понятия «участник правоотношения». Таким образом, можно в целом согласиться с мнением Ю. И. Гревцова о том, что сторонами правоотношения могут быть только лица, обладающие качествами субъекта права <***>, с оговоркой, что не каждый субъект права реализовывает возможность участия в правоотношении. Однако, имея в виду такое соотношение данных понятий, в рамках настоящей работы они будут использоваться как синонимы. ——————————— <*> Кечекьян С. Ф. Правоотношение в социалистическом обществе. М., 1958. С. 84. <**> Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 115. <***> См.: Гревцов Ю. И. Проблемы теории правового отношения. Л., 1981. С. 413.
Попытки дать определение указанному понятию в свое время предпринимались сотрудниками ГК «Росвооружение» при разработке Положения о РВД. Так, согласно Положению субъектами РВД являются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, федеральные органы исполнительной власти, государственный посредник, субъекты ВТС, организации — разработчики и производители ПВН и другие организации, решающие в рамках своих полномочий задачи, связанные с подготовкой и участием российских организаций в выставках ПВН за рубежом и их организацией на территории Российской Федерации. В качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти определен федеральный орган исполнительной власти, на который Президентом Российской Федерации непосредственно возложены организация и координация работы федеральных органов исполнительной власти и российских организаций в области РВД в отношении ПВН на территории Российской Федерации и за рубежом. К российским организациям отнесены: государственный посредник, субъекты ВТС, организации — разработчики и производители ПВН. Рассмотрим более подробно вертикальную структуру субъектов РВД в области ВТС. Как указывалось выше, для России характерен президентский тип регулирования ВТС с иностранными государствами. В этой связи целесообразно рассмотреть полномочия Президента Российской Федерации в области ВТС, которые определены в ряде нормативно-правовых актов. Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ <*> Президент Российской Федерации: осуществляет руководство государственной политикой в области ВТС Российской Федерации с иностранными государствами; определяет в ежегодном послании Федеральному Собранию основные направления деятельности в области ВТС; принимает решение об установлении ВТС с иностранными государствами, а также решения о приостановлении, прекращении и возобновлении этого сотрудничества; устанавливает ограничения в области ВТС; определяет федеральные органы исполнительной власти по координации, контролю в области ВТС и решению других задач государственного регулирования в этой области, а также создает в случае необходимости консультативные органы по вопросам ВТС. ——————————— <*> См.: Российская газета. 1998. 23 июля.
Полномочия Федеральной службы по ВТС с иностранными государствами определены в новом Положении о ФС ВТС. Так, Основными задачами ФС ВТС России являются: 1) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в области ВТС; 2) участие в разработке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственной политики в области ВТС и внесение в установленном порядке соответствующих предложений Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и МО РФ; 3) обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти реализации основных направлений государственной политики в области ВТС, определяемых Президентом Российской Федерации; 4) осуществление в соответствии со своей компетенцией во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти государственного регулирования в области ВТС. Решение вышеуказанных задач в настоящее время в большей степени возложено на ФС ВТС России, которая осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. ФС ВТС России осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор за соответствием деятельности в области ВТС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, российских организаций, получивших в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН (далее — субъекты ВТС), организаций — разработчиков и производителей ПВН, других юридических лиц, должностных лиц и граждан нормативным правовым актам Российской Федерации и основным направлениям государственной политики в области ВТС, требованиям законодательства Российской Федерации об экспортном контроле при поставках ПВН. В сферу контроля и надзора ФС ВТС также входят: 1) реализация основных принципов государственной политики в области ВТС, включая государственную монополию; 2) эффективное функционирование системы государственного регулирования в области ВТС; 3) исполнение международных договоров Российской Федерации в области ВТС; 4) деятельность в области ВТС представительств субъектов ВТС в Российской Федерации и в иностранных государствах, а также других организаций; 5) маркетинговая, рекламная, РВД в области ВТС. В интересах оптимизации РВД ФС ВТС полномочно разрабатывать с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти концептуальные подходы к решению проблемы повышения эффективности ВТС, анализировать тенденции развития мирового рынка ПВН, а также разрабатывать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проекты международных договоров Российской Федерации в области ВТС, вносить в установленном порядке предложения о заключении и реализации таких договоров. Другими важными направлениями, оптимизирующими рекламно-выставочную деятельность, следует назвать рассмотрение обращений иностранных заказчиков о поставках ПВН, определение исполнителей из числа субъектов ВТС, согласование с федеральными органами исполнительной власти исполнителей из числа организаций — разработчиков и производителей ПВН, участвующих в исполнении контрактов на поставку указанной продукции, информирование иностранных заказчиков о принятии их обращений к рассмотрению и организацию подготовки и согласования проектов соответствующих решений, контролирует ход реализации субъектами ВТС обращений иностранных заказчиков о поставках ПВН. В процессе подготовки выставок и показов ПВН следует отметить значимость ведения учета обращений иностранных заказчиков о поставке ПВН, поступающих непосредственно субъектам ВТС, и контролирует ход их реализации. Внесение в установленном порядке предложений по реализации основных задач и функций представительств Российской Федерации в иностранных государствах в части, касающейся ВТС, также позволит в значительной степени активизировать РВД. В п. 22 определено, что ФС ВТС организует выставки и показы образцов ПВН в Российской Федерации и в иностранных государствах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно Положению ФС ВТС участвует в подготовке предложений по развитию ВТС с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, а также в разработке проектов межправительственных соглашений с этими государствами по вопросам ВТС. Стратегически важным направлением деятельности ФС ВТС следует назвать взаимодействие с уполномоченными органами государств — участников Содружества Независимых Государств при осуществлении экспорта ПВН в третьи страны. Учитывая важность подготовки специалистов в сфере РВД, важным направлением работы ФС ВТС следует считать координацию деятельности специализированной системы переподготовки и повышения квалификации кадров, занятых в области ВТС. В качестве положительных моментов деятельности ФС ВТС России в целях реализации своих полномочий следует отметить право запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц материалы, в том числе информационно-аналитического характера. В целях совершенствования организационно-правового механизма РВД ФС ВТС может издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и выдавать соответствующие разрешительные документы (лицензии, свидетельства и другие); разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности. В целях осуществления маркетинговой деятельности ФС ВТС может взаимодействовать в пределах своей компетенции с государственными органами, организациями, должностными и частными лицами иностранных государств, а также взаимодействовать в установленном порядке по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, с представительствами федеральных органов исполнительной власти за рубежом по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности. ФС ВТС может также принимать иностранные делегации, прибывающие в Российскую Федерацию, и направлять в иностранные государства делегации для решения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности, заключать государственные контракты с организациями — разработчиками и производителями ПВН для последующего осуществления ее экспортных поставок. Обеспечение визовой поддержки членов иностранных делегаций и иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию для рассмотрения вопросов ВТС, право обращаться за получением виз при оформлении служебных командировок работников ФС ВТС России за границу непосредственно в дипломатические представительства иностранных государств в Российской Федерации можно также рассматривать как важную составляющую часть РВД. Другими важными направлениями деятельности ФС ВТС, способствующими совершенствованию РВД, можно назвать следующие права: 1) право образовывать межведомственные комиссии, экспертные и координационные советы для рассмотрения вопросов ВТС; 2) предусматривать в смете ФС ВТС России средства на проведение научно-исследовательских работ в области ВТС, на развитие системы его информационно-аналитического обеспечения, на прием иностранных делегаций и иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию или в представительство ФС ВТС России за рубежом для решения вопросов ВТС, а также на финансирование служебных командировок работников ФС ВТС России, в том числе для участия в выставках и показах ПВН, организуемых в Российской Федерации и за рубежом. В интересах активизации маркетинговой политики государства ФС ВТС дано право осуществлять при необходимости в установленном порядке контроль за соблюдением субъектами ВТС и иностранными заказчиками обязательств в области экспортного контроля при поставках ПВН. Право ФС ВТС направлять при необходимости в установленном порядке для решения вопросов в области ВТС своих представителей в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом, представительства Российской Федерации при международных организациях будет также способствовать совершенствованию РВД. Полномочия Правительства Российской Федерации в области ВТС определены Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». В соответствии с Законом Правительство Российской Федерации: обеспечивает реализацию государственной политики в области ВТС Российской Федерации с иностранными государствами и издает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты по вопросам, связанным с разработкой, производством, ввозом и вывозом ПВН; заключает международные договоры по вопросам ВТС Российской Федерации с иностранными государствами; создает двусторонние и многосторонние межправительственные комиссии по ВТС; выходит с законодательной инициативой установления налоговых, таможенных и иных льгот, а также принятия иных мер по государственному стимулированию деятельности российских юридических лиц в области ВТС; осуществляет государственное регулирование внутреннего и внешнего ценообразования на ПВН; определяет порядок расчетов между производителями и разработчиками ПВН при поставках ее на экспорт; определяет порядок возмещения возможного ущерба (выплаты компенсаций) субъектам ВТС в случае принятия в установленном порядке решения о приостановлении или прекращении ВТС с иностранными государствами; определяет государственного заказчика в области ВТС; осуществляет иные полномочия в области государственного регулирования ВТС в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Положении о РВД РФ в области ВТС с иностранными государствами законодательно должны быть определены обязанности субъектов РВД при подготовке и участии в выставках ПВН или организации экспозиций ПВН. Так, Министерство обороны Российской Федерации: утверждает перечни экспонатов, разрешенных к экспонированию и демонстрации в действии на выставке, не позднее чем за месяц до ее начала; разрабатывает и утверждает порядок согласования информации рекламного характера о ПВН и ее экспортного облика; организует показы, учения и стрельбы образцов ВиВТ на территории Российской Федерации и принимает участие в организации проведения таких показов на территории иностранных государств. Министерство иностранных дел Российской Федерации: участвует в обеспечении информационной поддержки российской РВД за рубежом, содействует оформлению виз членам иностранных делегаций, прибывающим для участия в выставках, проводимых на территории Российской Федерации, а также членам российских делегаций, убывающим для участия в работе выставок, проводимых за рубежом. Министерство внутренних дел Российской Федерации: осуществляет мероприятия по обеспечению общественной безопасности при проведении выставок ПВН на территории Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации: осуществляет контроль за соблюдением требований по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности, содержащихся в демонстрируемой на международных выставках ПВН. Федеральная служба безопасности Российской Федерации: осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в период подготовки проведения выставок (экспозиций, показов) ПВН на территории Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 после вступления в силу Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ Государственный таможенный комитет Российской Федерации, осуществлявший таможенное оформление российской ПВН при ее временном вывозе за пределы территории Российской Федерации и временном ввозе на территорию Российской Федерации ПВН иностранного производства, преобразован в Федеральную таможенную службу <*>, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству экономического развития и торговли РФ. ———- ———————- <*> См.: Положение о Федеральной таможенной службе, утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.08.2004 N 429 // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3637.
Российские агентства оборонных отраслей промышленности должны обеспечивать участие подведомственных организаций — разработчиков и производителей ПВН в выставках (экспозициях) ПВН; выступать организаторами выставок ПВН на территории Российской Федерации; обобщать предложения подведомственных организаций об участии в выставках (экспозициях) ПВН и представлять их на утверждение в ФС ВТС России; обобщать предложения подведомственных организаций по номенклатуре и количеству ПВН, планируемых для демонстрации на выставках (экспозициях) ПВН, и представлять их организатору выставки (экспозиции), не позднее, чем за 2,5 месяца до ее начала; обеспечивать контроль за соблюдением подведомственными организациями законодательства Российской Федерации по вопросам РВД. Согласно положению организатор выставки ПВН на территории Российской Федерации: должен разрабатывать и согласовывать с заинтересованными субъектами РВД проекты решений ФС ВТС по вопросам, требующим ее решения; формировать организационный комитет по подготовке и проведению выставки ПВН и организовывать его работу; координировать и контролировать деятельность организаций — участников выставки, а также всего комплекса работ по подготовке выставочного комплекса и городской инфраструктуры для приема и размещения участников и гостей выставки. Для подготовки и проведения выставок на территории Российской Федерации формируются организационные комитеты из представителей федеральных органов исполнительной власти, администраций субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и заинтересованных организаций. Как считает Д. А. Извеков, непосредственное участие исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в осуществлении ВТС законодательно не определено. Однако они, по мнению того же автора, оказывают самое непосредственное влияние на эффективность функционирования всей системы ВТС. В частности, путем участия представителей субъектов Российской Федерации в рассмотрении федеральных законодательных актов в области ВТС в Федеральном собрании, принятия на местном уровне законодательных актов, позволяющих выполнить в срок контрактные поставки ПВН, в т. ч. за счет внутренних резервов субъектов Российской Федерации <*>. ——————————— <*> Извеков Д. А. Страхование крупных рисков в сфере военно-технического сотрудничества / Под ред. В. В. Бандурина. М., 2004. С. 69.
Председатель, по согласованию с Правительством Российской Федерации, и состав организационного комитета утверждаются решением ФС ВТС. Организационный комитет в ходе подготовки и проведения выставки осуществляет: утверждение тематического плана выставки; разработку плана подготовки и проведения выставки; координацию и контроль деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и участников выставки в ходе ее подготовки и проведения; рекламно-информационное обеспечение выставки; анализ и обобщение итогов проведения выставки. Для координации и контроля деятельности российских организаций — участников выставок на выставки, проводящиеся на территории иностранных государств, необходимо направлять делегации Российской Федерации и/или делегации заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Состав делегаций Российской Федерации, по согласованию с Правительством Российской Федерации, утверждается ФС ВТС. Проведение российскими участниками выставки (кроме субъектов ВТС) переговоров с иностранными заказчиками по вопросам поставок продукции военного назначения допускается только при участии в них представителей государственного посредника и/или ФС ВТС. Консультации иностранных представителей по вопросам тактико-технических характеристик, представленных на стендах ПВН, должны осуществляться только в объеме, предусмотренном рекламными паспортами на эту продукцию. Вывоз с территории Российской Федерации моделей, проспектов, буклетов, листовок, видеофильмов и других материалов (в том числе на электронных носителях), предназначенных для распространения в качестве рекламы ПВН, содержание которых соответствует утвержденным в установленном порядке рекламным паспортам на ПВН, должен осуществляться без оформления лицензий на основании представляемых организатором российской экспозиции таможенным органам перечня рекламной продукции и заключения Министерства обороны Российской Федерации о том, что продукция, включенная в этот перечень, относится к категории, не являющейся ПВН. Формы отчетов должны устанавливаться ФС ВТС (по согласованию с Российскими агентствами оборонных отраслей промышленности и Министерством обороны Российской Федерации). Финансирование РВД (участие российских организаций в выставках, создание и развитие выставочной базы и т. д.) должно осуществляться за счет средств заинтересованных организаций, средств региональных бюджетов, а также средств федерального бюджета Российской Федерации. Порядок и объемы финансирования РВД за счет средств федерального бюджета определяются Правительством Российской Федерации на основании согласованных в установленном порядке предложений ФС ВТС. Говоря о субъектах РВД в области ВТС, особо следует отметить орган, осуществляющий контроль над соблюдением законодательства в области рекламы, — это Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС РФ) <*>. При этом необходимо указать, что данный федеральный орган исполнительной власти не указан в перечне субъектов ВТС, но в то же время, с учетом его полномочий, его можно рассматривать в качестве важного элемента управляющей подсистемы РВД в области ВТС. ——————————— <*> См.: Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» // Российская газета. 2004. 10 апреля.
Так, ФАС РФ предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами; направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решения об осуществлении контррекламы; направляет материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности; направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы. Кроме того, ФАС РФ вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в структуре РВД в области ВТС можно выделить три элемента: субъекты государственного управления (совокупность государственных органов, осуществляющих координацию и регулирование РВД в области ВТС); субъекты РВД, участвующие в организации выставок и показов ПВН; механизм принятия решений в этой сфере. Соотношение элементов структуры РВД в области ВТС определяется следующим: управляющим элементом системы выступает совокупность государственных органов, осуществляющих координацию и регулирование в этой сфере, а управляемым элементом — РВД в области ВТС. Принятие и реализация решений на организацию, проведение и участие в выставках и показах ПВН являются управляющим правовым воздействием уполномоченных государственных органов на субъекты РВД с целью реализации целей и принципов государственной политики в области ВТС. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что деятельность субъектов РВД в области ВТС нуждается в дальнейшем совершенствовании, которое может найти свое выражение в налаживании четкого взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, организаторами российских экспозиций ПВН и организаторами — участниками выставок.
——————————————————————