О некоторых вопросах правового регулирования обучения иностранных граждан в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

(Савин И. Г.)

(«За права военнослужащих», 2007)

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. Г. САВИН

Савин И. Г., помощник начальника по правовой работе — начальник юридической службы РВВДКУ, подполковник юстиции.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751, отмечается, что «образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе». В связи с тем, что «в последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными… Доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества». Среди основных задач государства в области образования выделяются:

— интеграция российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций;

— активный выход на рынок образовательных услуг.

Среди ожидаемых результатов реализации доктрины в вопросе качества образования делается упор на обеспечение конкурентоспособного уровня образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Военное образование является составной частью системы образования в Российской Федерации. Поэтому задачи, поставленные Президентом и Правительством Российской Федерации в области образования, в равной мере относятся и к системе военного образования.

Вопросы, связанные с правовым регулированием обучения иностранных граждан в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, в юридической литературе практически не освещались, что ни в коем случае не говорит о том, что они не актуальны.

Привлечение иностранных военнослужащих для обучения их в качестве курсантов и слушателей в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации является важной задачей. И тому имеется несколько причин.

Прежде всего, указанные курсанты и слушатели, являющиеся военнослужащими иностранных государств, обучаясь в Российской Федерации, наряду с изучением нашей военной науки изучают русский язык, нашу культуру и традиции. В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации» от 10 декабря 2000 г. N 575 с ними проводится целенаправленная воспитательная работа «с целью формирования и развития у иностранных военнослужащих высоких личностных качеств, воспитания их в духе дружбы к Вооруженным Силам Российской Федерации, народам Российской Федерации, уважения их истории, традиций и обычаев».

Другой немаловажной причиной привлечения в наши военно-учебные заведения иностранных граждан является экономическая сторона вопроса.

С 1992 г. обучение иностранных граждан в вузах Министерства обороны Российской Федерации полностью переведено на компенсационную основу, что позволяет Министерству обороны Российской Федерации получать дополнительные денежные средства, часть которых направляется на «финансирование мероприятий по обеспечению социальной защиты военнослужащих, увольняемых с военной службы (в том числе на приобретение для них жилья), и других мероприятий, связанных с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации» (подп. «а» п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации «Об оказании Министерством обороны Российской Федерации иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала» от 8 апреля 2000 г. N 308).

Однако в отличие от обучения иностранных граждан в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования вопросы, связанные с подготовкой национальных кадров иностранных армий в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, помимо своего отношения к области военного образования, имеют отношение и к области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Причем именно эта область является основной при правовом регулировании обучения иностранных граждан в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации. Об этом прямо указывается в Федеральном законе «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», определяющем понятие военно-технического сотрудничества как «деятельность в области международных отношений, связанную с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения». Далее, раскрывая понятие продукции военного назначения, Закон относит к ней «подготовку и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств».

Каковы же правовые основы обучения иностранных граждан в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации?

Ответ содержится в вышеуказанном Федеральном законе «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».

Прежде всего — это международный договор Российской Федерации с иностранным государством в области военно-технического сотрудничества. Причем решение о проведении переговоров о заключении таких договоров согласно п. 1 ст. 14 вышеназванного Закона принимает Президент Российской Федерации. Решение же о подписании этого международного договора принимается Правительством Российской Федерации.

Важно отметить, что «международные договоры Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества подлежат ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» (п. 2 ст. 14 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ).

Ратификация является одним из способов выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны (ст. 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ). В соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона (ст. 14 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»). Примером такого договора может служить Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о сотрудничестве в военной области, подписанный в Москве 5 июля 1993 г.

Данный Договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 22 декабря 1994 г. N 72-ФЗ.

Статья 8 указанного Договора определяет, что «стороны осуществляют подготовку офицеров, прапорщиков, сержантов и младших специалистов другой Стороны на основе отдельных соглашений».

Таким соглашением, которое является одним из видов международных договоров (ст. 1 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»), является (действующее на настоящий момент) Соглашение между Министерством обороны Российской Федерацией и Министерством обороны Киргизской Республики о развитии сотрудничества в области подготовки военных кадров, подписанное 6 марта 1998 г. Это уже межведомственное соглашение, подписанное министрами обороны стран, заключивших ранее Договор о сотрудничестве в военной сфере.

Такой порядок также закреплен в вышеназванном Законе, устанавливающем, что «международные договоры межведомственного характера по вопросам военно-технического сотрудничества заключаются в целях реализации международных договоров Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества, если возможность заключения таких договоров предусмотрена международными договорами Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества» (ст. 14 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»).

Межведомственные договоры (соглашения) уже не требуют ратификации, так как «утверждение, принятие международных договоров межведомственного характера, предусматривающих вступление их в силу после утверждения, принятия, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, от имени которых подписаны такие договоры» (ст. 20 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»). Соглашение в отличие от международного договора уже более подробно регулирует вопросы, связанные с обучением иностранных граждан (в данном случае — граждан Киргизской Республики) в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.

Подготовка военных кадров для Вооруженных Сил Киргизской Республики в соответствии с указанным выше Соглашением осуществляется в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации на основе заключенных контрактов.

Именно контракты непосредственно регулируют правовые отношения между странами в области обучения иностранных военнослужащих в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации. Таким контрактом, к примеру, является контракт о приеме на обучение в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации военнослужащих Киргизской Республики, подписанный в Бишкеке 30 июля 2001 г. Данный контракт заключен между Министерством обороны Российской Федерации в лице Главного управления международного военного сотрудничества, именуемого в контракте «Принимающей стороной», и Министерством обороны Киргизской Республики, именуемым в контракте «Направляющей стороной».

Указанный контракт, по существу, является гражданско-правовым договором, устанавливающим обязательства сторон и их ответственность за невыполнение принятых обязательств.

Важным документом является дополнение к контракту. В нем конкретизируются многие вопросы заключенного ранее контракта. К примеру: устанавливаются месячные ставки возмещения за обучение одного военнослужащего; решается вопрос по восстановлению военнослужащих, а также закрепляются другие всевозможные изменения к контракту.

Вопросы, регулирующие обучение иностранных граждан в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, регламентируются и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Это прежде всего нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в области образования. В первую очередь — Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ. Эти Законы регулируют вопросы государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; устанавливают ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения, а также порядок признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях. В Законах устанавливаются общие требования к организации образовательного процесса, получению высшего профессионального образования, а также регулируются общие вопросы международной деятельности в области образования, в частности международного сотрудничества Российской Федерации в этой области.

С учетом того, что обучение иностранных военнослужащих происходит в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, многие вопросы, связанные с приемом и обучением, регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования» от 18 июня 1999 г. N 650 и Приказами Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» от 20 мая 2002 г. N 205 и «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации» от 12 марта 2003 г. N 80.

Иностранные военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, являются иностранными гражданами. Поэтому вопросы, связанные с их правовым положением в Российской Федерации, а также вопросы, регулирующие отношения между ними, с одной стороны, и органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, с другой стороны, которые возникают в связи с пребыванием (проживанием) данных иностранных военнослужащих в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.

Обучаясь в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, иностранные граждане являются военнослужащими, поэтому их служебная деятельность в части соблюдения правил внутреннего порядка и воинской дисциплины регулируется общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вышеперечисленные нормативные правовые акты Российской Федерации в части правового регулирования обучения иностранных военнослужащих, а также в части организации их подготовки и соблюдения ими правил внутреннего порядка и воинской дисциплины при обучении в образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, действуют не в полном объеме, а с некоторыми исключениями.

С учетом того, что подготовка иностранных военнослужащих в образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации относится к сфере военно-технического сотрудничества, именно в порядке реализации Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», а также в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 1164 было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 308, определившее, что «порядок организации подготовки национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств, их финансового, материально-бытового и других видов обеспечения, а также проживания в Российской Федерации регламентируется нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации».

Таким нормативным правовым актом стал Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 декабря 2000 г. N 575, утвердивший Инструкцию об организации подготовки национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Данная Инструкция определила органы военного управления, осуществляющие руководство подготовкой иностранных военнослужащих в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации и компетенцию этих органов; вопросы договорной работы и порядка комплектования вузов иностранными военнослужащими; особенности планирования и проведения учебной, воспитательной и методической работы, подготовки научно-педагогических и научных кадров, правил внутреннего распорядка, а также проживания иностранных военнослужащих и членов их семей в Российской Федерации; другие вопросы.

Таким образом, правовое регулирование обучения иностранных граждан в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации находится в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и осуществляется в соответствии с международными договорами и контрактами. Однако вопросы, связанные непосредственно с обучением, а также соблюдением иностранными гражданами правил внутреннего порядка и воинской дисциплины, регулируются и нормативными правовыми актами Российской Федерации с ограничениями, установленными Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 декабря 2000 г. N 575.

——————————————————————