Особенности современного этапа правового регулирования деятельности субъектов ВТС
(Моисеенков А.) («Военно-техническое сотрудничество», 2006, N 14)
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ВТС
А. МОИСЕЕНКОВ
Развитие правового регулирования деятельности субъектов военно-технического сотрудничества (далее — субъекты ВТС) происходит на современном (четвертом) этапе. В настоящей статье будут рассмотрены основные особенности развития этого этапа. <*> ——————————— <*> Окончание публикации. Предыдущие статьи см.: ВТС. 2006. N 12. С. 87 — 99; N 13. С. 89 — 101. — Прим. ред.
Несмотря на экономическую природу деятельности в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, преобладание в системе государственного управления военно-техническим сотрудничеством характеристик «президентской модели» в значительной степени ставит ее развитие в зависимость от политических процессов, происходящих в стране. Наглядным подтверждением данного тезиса является анализ четвертого этапа развития правового регулирования деятельности субъектов ВТС, которому присуща корректировка системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (далее — система ВТС) и правового регулирования деятельности субъектов ВТС. На начальной стадии четвертого этапа основным нормативным правовым актом, регулировавшим указанные вопросы, являлся Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2000 г. N 1953 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» <*> и утвержденное им Положение о порядке предоставления организациям Российской Федерации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. ——————————— <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 49. Ст. 4799.
Однако начало данного этапа следует связывать не с названным Указом Президента Российской Федерации, а с реорганизацией государственных посредников <*> в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, в результате которой в системе ВТС стал действовать единый государственный посредник — федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт» (далее — ФГУП «Рособоронэкспорт»). ——————————— <*> См.: Указы Президента Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 750 «О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Промэкспорт» в форме присоединения к нему федерального государственного унитарного предприятия «Российские технологии» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 18. Ст. 1943 и от 4 ноября 2000 г. N 1834 «О создании федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 45. Ст. 4442.
В целях реализации решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования и контроля деятельности в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, а также обеспечения исполнения положений международных договоров Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества был образован единый федеральный орган исполнительной власти — Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству (далее — КВТС России), руководство деятельностью которого осуществлял Президент Российской Федерации, а координацию его деятельности — Правительство Российской Федерации и Минобороны России. Согласно указанному Положению КВТС России был наделен рядом функций, касающихся осуществления координации, контроля и государственного регулирования деятельности субъектов ВТС, в частности: принятие решений о ввозе (вывозе) продукции военного назначения (далее — ПВН); рассмотрение официальных обращений иностранных заказчиков, касающихся поставок ПВН, их регистрация и определение исполнителей из числа российских субъектов ВТС, информирование иностранных заказчиков о принятии их обращений к рассмотрению и организация согласования решений об осуществлении поставок ПВН; выдача субъектам ВТС лицензий на ввоз (вывоз) ПВН <*>; ——————————— <*> Приказ КВТС России от 19 января 2001 г. N 3 «О введении в действие Порядка представления документов для получения лицензий на ввоз (вывоз) продукции военного назначения» // Бюллетень нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 14.
обеспечение координации и контроля деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт» и других субъектов ВТС; участие при необходимости в переговорах, проводимых субъектами ВТС с иностранными заказчиками; подготовка в установленном порядке предложений о предоставлении организациям — разработчикам и производителям продукции ПВН права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН и о лишении этих организаций такого права; ведение реестра организаций Российской Федерации, имеющих право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН, выдача этим организациям соответствующих свидетельств <*>; ——————————— <*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 г. N 339 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 1998 г. N 244 «Об утверждении Положения о реестре организаций Российской Федерации, имеющих право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 19. Ст. 1944.
осуществление контроля за уровнем внешнеторговых цен на ПВН; участие в контроле за формированием и согласованием уровня внутренних цен на оплачиваемую за счет средств федерального бюджета ПВН, предназначенную для поставки иностранным заказчикам. Перечисленные функции КВТС России показывают, что названный федеральный орган исполнительной власти являлся ведущим при осуществлении координации, контроля и государственного регулирования деятельности субъектов ВТС. В соответствии с названным Положением были внесены изменения в порядок предоставления организациям Российской Федерации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН (в частности, вместо Минторговли России проект решения о предоставлении организации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН в Правительство Российской Федерации вносился КВТС России). Кроме того, частично изменился перечень федеральных органов исполнительной власти по координации деятельности и контролю в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, в частности, дополнительно регулирование деятельности субъектов ВТС в пределах своей компетенции было поручено Минпромнауки и технологий России, Минюсту России, КВТС России и российским агентствам оборонных отраслей промышленности. Анализ положений нормативных правовых актов четвертого этапа правового регулирования деятельности субъектов ВТС отражает возврат к ранее существовавшей системе единого государственного посредника и единого федерального органа исполнительной власти, осуществляющего непосредственное регулирование, координацию и контроль деятельности субъектов ВТС. В целях повышения эффективности регулирования, координации и контроля деятельности субъектов ВТС Президентом Российской Федерации были приняты решения о наделении названного федерального органа исполнительной власти дополнительными полномочиями. Так, КВТС России был наделен полномочием по предоставлению в установленном порядке организациям — разработчикам и производителям ПВН права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН в части, касающейся поставок запасных частей, агрегатов, учебного и вспомогательного имущества к ранее поставленной ПВН, а также в части, касающейся проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту этой ПВН <*> (далее — право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ЗИП). ——————————— <*> См.: Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 2001 г. N 1417 «О внесении изменений и дополнений в Положения и Порядок, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2000 г. N 1953 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4873.
Указанные решения КВТС России принимались по уполномочию Президента Российской Федерации. Решение Президента Российской Федерации об уполномочивании КВТС России на предоставление в установленном порядке конкретным организациям — разработчикам и производителям ПВН указанного права принималось по представлению Правительства Российской Федерации в виде распоряжения Президента Российской Федерации по группе организаций. Следует отметить, что впервые решение о предоставлении права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН принималось не Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, а федеральным органом исполнительной власти (КВТС России). Механизм подготовки и принятия указанного решения был установлен следующий. Для подготовки к рассмотрению вопроса о предоставлении организации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ЗИП эта организация представляла в российское агентство оборонной отрасли промышленности (по принадлежности) установленный перечень документов, а также определенную информацию <*>. ——————————— <*> Перечень документов и информации, представляемых организацией, определен в пунктах 3 и 4 указанного Положения.
Российское агентство оборонной отрасли промышленности, к которому по принадлежности относится организация, после проверки правильности оформления этих документов и полноты сведений, содержащихся в них, направляло их в КВТС России для принятия им соответствующего решения. Со дня наделения указанным полномочием и до преобразования в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству <*> (далее — ФСВТС России) КВТС России были приняты решения о предоставлении права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ЗИП федеральным государственным унитарным предприятиям «Федеральный научно-производственный центр «Прибор» (г. Москва), «Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют», «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (г. Санкт-Петербург), «Авиационный военно-промышленный комплекс «Сухой» (г. Москва), «Государственное научно-производственное предприятие «Сплав» (г. Тула), «Производственное объединение «Квант» (г. Великий Новгород), «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» (г. Екатеринбург), «Производственное объединение «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского» (г. Нижний Тагил), «Машиностроительное предприятие «Звездочка» (г. Северодвинск Архангельской области), «Государственное научно-производственное предприятие «Базальт» (г. Москва), «Омское моторостроительное объединение имени П. И. Баранова», «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург), «Производственное объединение «Новосибирский приборостроительный завод» и открытому акционерному обществу «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» (г. Санкт-Петербург). ——————————— <*> См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 11. Ст. 945.
Анализируя порядок подготовки и принятия указанного решения, следует заметить, что поскольку КВТС России, как федеральный орган исполнительной власти, был впервые наделен полномочием на предоставление организациям Российской Федерации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН, то именно этим можно объяснить тот факт, что требования и перечень документов, предъявляемые к организации при рассмотрении вопроса о предоставлении ей указанного права, были аналогичны требованиям и документам, предъявляемым для организации при рассмотрении вопроса о предоставлении ей права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении «финальной» ПВН при принятии такого решения Президентом Российской Федерации. Представляется, что в тот период времени такой подход был оправдан. Позднее КВТС России был также наделен полномочиями по осуществлению правомочий собственника имущества ФГУП «Рособоронэкспорт» <*>, за исключением принятия решений о внесении изменений в устав данного предприятия, о его реорганизации и ликвидации, о назначении на должность и освобождении от должности генерального директора. ——————————— <*> См.: Указ Президента Российской Федерации от 17 ноября 2003 г. N 1357 «О федеральном государственном унитарном предприятии «Рособоронэкспорт» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 47. Ст. 4518.
Представляется, что одним из элементов развития правового регулирования деятельности субъектов ВТС является совершенствование полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью субъектов ВТС. Так, после преобразования ФСВТС России наделена следующими полномочиями <*> в части, касающейся правового регулирования деятельности субъектов ВТС: ——————————— <*> См.: Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1083 «Вопросы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 34. Ст. 3539.
1) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль <*>: ——————————— <*> Пункт 9 Положения о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1083.
за деятельностью в области военно-технического сотрудничества представительств субъектов ВТС в Российской Федерации и в иностранных государствах, а также других организаций; за маркетинговой, рекламной, рекламно-выставочной деятельностью в области военно-технического сотрудничества; за уровнем внешнеторговых цен на экспортируемую (импортируемую) ПВН с учетом защиты экономических интересов Российской Федерации; за уровнем внутренних цен на оплачиваемую за счет средств федерального бюджета ПВН, поставляемую иностранным заказчикам по международным договорам Российской Федерации; за ходом реализации субъектами военно-технического сотрудничества обращений иностранных заказчиков о поставках ПВН <*>; ——————————— <*> Пункт 2 Положения о порядке рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062.
за деятельностью субъектов ВТС, анализирует и обобщает результаты их деятельности; за исполнением контрактов, касающихся внешнеторговой деятельности в отношении ПВН; за вывозимой ПВН. ФСВТС России может в случае необходимости осуществлять проверки соответствия фактически вывезенной (ввезенной) организациями ПВН той ПВН, которая указана в полученных ими лицензиях и в случае выявления несоответствия имеет право приостановить действие лицензии или ее аннулировать; 2) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации надзор <*>: ——————————— <*> Пункт 9 Положения о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1083.
соответствия деятельности в области военно-технического сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, субъектов ВТС, организаций — разработчиков и производителей ПВН, других юридических лиц, должностных лиц и граждан нормативным правовым актам Российской Федерации и основным направлениям государственной политики в области военно-технического сотрудничества, требованиям законодательства Российской Федерации об экспортном контроле при поставках ПВН; эффективности использования средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование деятельности в области военно-технического сотрудничества, а также за эффективностью использования федеральной собственности субъектами ВТС. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1083 «Вопросы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству» ФСВТС России приняты решения о предоставлении права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ЗИП федеральным государственным унитарным предприятиям «Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют», «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (г. Санкт-Петербург), «Федеральный научный производственный центр «Прибор» (г. Москва), «Производственное объединение «Квант» (г. Великий Новгород), «Государственное научно-производственное предприятие «Сплав» (г. Тула) и открытым акционерным обществам «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (г. Королев Московской области), «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» (г. Москва), «Авиационная холдинговая компания «Сухой» (г. Москва). Анализ нормативных правовых актов в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, отражающих функции, задачи и права ФСВТС России, показывает на наличие у названного федерального органа исполнительной власти необходимых полномочий для эффективного осуществления координации и контроля деятельности субъектов ВТС и для решения других задач государственного регулирования в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Развитие правового регулирования деятельности субъектов ВТС нашло свое дальнейшее отражение в Указе Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» <*>. ——————————— <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 38. Ст. 3800.
Названным Указом Президента Российской Федерации утверждено новое Положение о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (далее — Положение о порядке предоставления права). Анализ Положения о порядке предоставления права в части, касающейся его дополнения и изменения, произведем по направлениям. 1. Полномочия государственных органов по предоставлению (лишению) права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН. Существенно расширен перечень ПВН, в отношении которой ФСВТС России правомочна предоставлять право осуществления внешнеторговой деятельности. В частности, названный федеральный орган исполнительной власти дополнительно принимает решения в отношении узлов, приборов, комплектующих изделий, специального имущества, технической документации, проведения работ по освидетельствованию, эталонированию, продлению срока эксплуатации, утилизации и других работ, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной ПВН, обучения иностранных специалистов проведению таких работ. В пункт 5 Положения о порядке предоставления права включены положения, предусматривающие исключение фактов предоставления права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН, которая не производится или не разрабатывается субъектом ВТС. Определено, что решение о предоставлении организации права на осуществление внешнеторговой деятельности принимается по конкретной номенклатуре (перечню) ПВН, являющейся предметом производственной деятельности этой организации, и ПВН, включенной в список N 1. Однако следует учитывать, что закрепление в качестве квалифицирующего признака предмета производственной деятельности не создает правовую основу для исключения фактов предоставления указанного права в отношении ПВН, не производимой соответствующей организацией. Представляется, что достаточным условием для закрепления предмета производственной деятельности является его определение в уставе организации <*>. ——————————— <*> См. статью 52 Гражданского кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; статью 9 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48. Ст. 4746; статью 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 1. Ст. 1 и статью 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 7. Ст. 785.
Существенно оптимизирован порядок представления документов, необходимых для предоставления права внешнеторговой деятельности в отношении ЗИП. В частности, предоставляется значительно меньший перечень документов, чем при предоставлении права внешнеторговой деятельности в отношении «финальной» ПВН <*>. ——————————— <*> См. пункт 6 Положения о порядке предоставления права.
Аналогичный подход применяется при реорганизации организации, имевшей права субъекта ВТС (пункт 9 Положения о порядке предоставления права), а также в случае изменения номенклатуры ПВН, в отношении которой предоставлено указанное право (пункт 18 Положения о порядке предоставления права). Решен вопрос о судьбе контрактных обязательств организации в случае окончания срока действия права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН <*>. ——————————— <*> В соответствии с пунктом 19 Положения о порядке предоставления права решением Президента Российской Федерации либо ФСВТС России организации может быть разрешено завершение выполнения контрактных обязательств перед иностранным заказчиком на основании ее заявления без представления соответствующих документов.
Определен порядок принятия решения о передаче заключенных организацией контрактов на поставку ПВН в случае лишения ее права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН (выполнение контрактов передается государственному посреднику либо иному субъекту ВТС — пункт 15 Положения о порядке предоставления права). Представляется, что здесь имеется определенная проблема, поскольку из текста названного Положения следует, что указанные контракты могут передаваться любым другим субъектам ВТС, т. е. осуществляется замена лица в обязательстве без согласия сторон контракта <*>. ——————————— <*> В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу и т. п. — либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора и иных оснований, указанных в названном Кодексе. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом, договором, или если иное не вытекает из существа обязательства. Исполнение обязательства третьим лицом допускается, но по решению должника и в случаях, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом (статьи 310 и 313 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, организации, имеющие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН, каждая в отдельности, как правило, имеют уникальную номенклатуру разрешенной к экспорту ПВН. Поэтому в случае принятия решения о лишении организации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН передача заключенных организацией контрактов на поставку ПВН иному субъекту ВТС для выполнения будет являться посреднической деятельностью, которая законодательством в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами запрещена в любой форме, за исключением государственной посреднической деятельности, осуществляемой государственным посредником <*>. ——————————— <*> См. пункт 13 Положения о порядке предоставления права.
Наиболее оптимальным видится путь, при котором в случае лишения организации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН исполнение обязательств передавать государственному посреднику — ФГУП «Рособоронэкспорт», которое является единственной организацией, которой предоставлено право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении всей номенклатуры ПВН <*>. ——————————— <*> См.: Указ Президента Российской Федерации от 6 января 2001 г. N 8 «Об утверждении Устава федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 2. Ст. 165.
2. Права и обязанности субъектов ВТС. Права субъектов ВТС в части, касающейся их взаимодействия с иностранными заказчиками, строго регламентированы (пункт 11 Положения о порядке предоставления права). В частности, им разрешается сообщать иностранным заказчикам уровень внешнеторговых цен на предлагаемую ПВН, согласованный с ФСВТС России; знакомить их с тактико-техническими характеристиками ПВН, основными параметрами НИОКР по ее созданию (модернизации) в объеме, предварительно согласованном с Минобороны России; принимать в Российской Федерации иностранные делегации (специалистов), исключив возможность посещения ими режимных объектов, принадлежащих организациям, без предварительного согласования с этими организациями. Сделан практический шаг по недопущению в отношении к другим субъектам ВТС конкуренции на внешнем рынке в форме раскрытия содержания одной из обязанностей субъекта ВТС (не допускать внесения иностранным заказчикам коммерческих и иных предложений, совершения юридических и иных действий в отношении обращений иностранных заказчиков, проработка которых поручена в установленном порядке этим субъектам ВТС, — пункт 12 Положения о порядке предоставления права). Таким образом, в настоящее время Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 является основным нормативным правовым актом в вопросах правового регулирования деятельности субъектов ВТС. В период действия четвертого этапа развития правового регулирования деятельности субъектов ВТС право внешнеторговой деятельности в отношении ПВН решениями Президента Российской Федерации предоставлено федеральным государственным унитарным предприятиям «Научно-производственное объединение машиностроения» (г. Реутов Московской области), «Конструкторское бюро приборостроения» (г. Тула) и открытому акционерному обществу «Промышленная компания «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Структура участников военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами четвертого этапа отражена на схеме (не приводится). Следует заметить, что на четвертом этапе произошло существенное изменение международно-правового регулирования военно-технического сотрудничества. Осуществлен прорыв на рынок Латинской Америки. Продолжилось укрепление международно-правовых связей в области военно-технического сотрудничества в Юго-Восточной Азии и Африке. Началось восстановление международно-правовой основы военно-технического сотрудничества с бывшими странами Варшавского Договора. В указанный период времени Российской Федерацией были заключены Соглашения о военно-техническом сотрудничестве со следующими государствами: Республикой Азербайджан (27 февраля 2003 г.), Республикой Армения (17 января 2003 г.), Аргентинской Республикой (25 июня 2004 г.), Республикой Болгария (5 сентября 2002 г.), Федеративной Республикой Бразилия (9 апреля 2002 г.), Венгерской Республикой (20 декабря 2002 г.), Боливарианской Республикой Венесуэла (14 мая 2001 г.), Республикой Гамбия (20 декабря 2002 г.), Габонской Республикой (24 июля 2002 г.), Гвинейской Республикой (27 июля 2001 г.), Израилем (28 июля 2005 г.), Иорданией (7 ноября 2001 г.), Республикой Индонезия (21 апреля 2003 г.), Исламской Республикой Иран (2 октября 2001 г.), Корейской Народно-Демократической Республикой (27 апреля 2001 г.), Республикой Конго (27 июля 2001 г.), Республикой Кот-д’Ивуар (23 июня 2004 г.), Лаосской Народно-Демократической Республикой (15 июля 2005 г.), Республикой Македония (16 октября 2003 г.), Республикой Мали (25 марта 2003 г.), Монголией (3 марта 2004 г.), Союзом Мьянма (18 августа 2001 г.), Федеративной Республикой Нигерия (6 марта 2001 г.), Республикой Никарагуа (24 октября 2001 г.), Республикой Перу (13 апреля 2004 г.), Республикой Польша (22 апреля 2003 г.), Республикой Судан (3 марта 2003 г.), Королевством Таиланд (21 ноября 2003 г.), Угандой (18 ноября 2003 г.), Уругвай (22 октября 2002 г.), Республикой Чили (19 ноября 2004 г.), Чешской Республикой (9 октября 2001 г.) и Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка (30 января 2004 г.). Современному (четвертому) этапу развития правового регулирования деятельности субъектов ВТС присуще усиление «президентской модели» системы государственного управления военно-техническим сотрудничеством, углубление государственного участия в регулировании деятельности субъектов ВТС посредством наделения ФСВТС России и других федеральных органов исполнительной власти соответствующими функциями и полномочиями, упрощение нормативно-правовых процедур предоставления права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН и более четкая регламентация вопросов, исключающих неоднозначность в процессе практического осуществления права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН. В целом можно констатировать, что современный (четвертый) этап является качественно новым этапом правового регулирования деятельности субъектов ВТС и нормативно-правовой регламентации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН, что является отражением стабилизации ситуации в системе ВТС в целом и дальнейшего совершенствования ее правовой и организационной основы.
——————————————————————