Может ли Минобороны быть экспортером продукции военного назначения?

(Моисеенков А. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 7)

МОЖЕТ ЛИ МИНОБОРОНЫ БЫТЬ ЭКСПОРТЕРОМ ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ?

А. А. МОИСЕЕНКОВ

А. А. Моисеенков, советник департамента Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.

Реализация задачи по эффективному развитию отечественного оборонно-промышленного комплекса, определенной Президентом Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации <1>, непосредственно связана с расширением военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. ——————————— <1> Российская газета. 2000. 11 июля.

Установленная Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» <2> (далее — Закон о ВТС) государственная монополия в области военно-технического сотрудничества осуществляется посредством деятельности органов государственной власти. ——————————— <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 30. Ст. 3610.

В связи с этим представляется обоснованной постановка вопроса о том, может ли федеральный орган исполнительной власти быть экспортером продукции военного назначения (далее — ПВН), т. е. возможно ли осуществление им внешнеторговой деятельности в отношении ПВН. Рассмотрим данный вопрос в правовом аспекте. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <3> Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными законами <4>. ——————————— <3> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4850. <4> Согласно статье 1 названного Федерального закона особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении ПВН устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.

Законом о ВТС установлен четкий перечень организаций, которым разрешается осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении ПВН <5>, к которым отнесены государственные посредники — специализированные федеральные государственные унитарные предприятия, образованные по решению Президента Российской Федерации, а также российские организации — разработчики и производители ПВН, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН. ——————————— <5> См. статью 12 Закона о ВТС.

Таким образом, Законом о ВТС не предусмотрено осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем в статье 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» <6> определено, что российскими участниками внешнеэкономической деятельности (российскими лицами) являются юридические лица, статус которых имеют федеральные органы исполнительной власти, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное местонахождение на ее территории, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. ——————————— <6> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 30. Ст. 3774.

Следует отметить также, что нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрен только один случай осуществления федеральным органом исполнительной власти внешнеторговой деятельности в отношении ПВН. Так, согласно Положению о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» <7>, и Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» <8>, Минобороны России предоставлено право на оказание иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала <9> в соответствии с международными договорами Российской Федерации и на основании контрактов, заключаемых Минобороны России с министерствами обороны иностранных государств. ——————————— <7> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 38. Ст. 3800. <8> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 34. Ст. 3538. <9> Согласно статье 1 Закона о ВТС оказание иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала отнесено к ПВН.

При этом следует учитывать, что квалифицирующими признаками случаев, когда Минобороны России может выступать в качестве субъекта военно-технического сотрудничества, т. е. осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении ПВН, является одновременное наличие следующих признаков: 1) оказание услуг иностранным государствам по подготовке национальных военных кадров и технического персонала; 2) наличие международного договора по этому вопросу; 3) наличие заключенного на основании этого международного договора контракта между Минобороны России и министерством обороны иностранного государства. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков обусловливает необходимость оказания названных услуг Минобороны России через государственного посредника — федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт». Минобороны России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» <10> является юридическим лицом и в связи с этим соответствует установленным Федеральным законом «Об экспортном контроле» критериям, предъявляемым для российских участников внешнеэкономической деятельности. ——————————— <10> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 34. Ст. 3538.

Практическая деятельность Минобороны России по оказанию иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала отражает фактическую реализацию названным федеральным органом исполнительной власти полномочия по осуществлению внешнеторговой деятельности в отношении ПВН. В завершение следует отметить, что проведенный анализ законодательства в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами показывает на отсутствие единого подхода к исследуемому в настоящей статье вопросу и на определенное противоречие в законодательном определении субъектного состава участников внешнеторговой деятельности в отношении ПВН. С учетом этого для приведения в соответствие законодательства в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами представляется целесообразным и обоснованным внесение изменения в Закон о ВТС, предусматривающего дополнение субъектного состава участников внешнеторговой деятельности в отношении ПВН Министерством обороны Российской Федерации в части, касающейся подготовки национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств.

——————————————————————