Некоторые проблемы правоприменительной деятельности таможенных органов

(Жигалина О. С.) («Налоги» (газета), 2006, N 8) («Таможенное дело», 2006, N 1)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

О. С. ЖИГАЛИНА

Жигалина О. С., аспирант Саратовского государственного социально-экономического университета.

В центре правового обеспечения деятельности российских таможенных органов находится Таможенный кодекс РФ, вступивший в законную силу 1 января 2004 г. Несмотря на общую положительную оценку данного документа, существуют отдельные недоработки, отражающиеся в первую очередь на взаимоотношениях власти и бизнеса. До настоящего времени актуальной остается проблема определения размера таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Несмотря на последние изменения, внесенные в Закон РФ «О таможенном тарифе» <*>, некоторые противоречия все же остались неразрешенными. Таможенная стоимость представляет собой особую разновидность стоимости товара, как правило, она превышает общую фактическую стоимость, уплачиваемую субъектом по внешнеторговому контракту. В ее исчислении участвуют три стороны: продавец, покупатель и таможенный орган. При этом последний играет решающую роль в определении таможенной стоимости, так как он принимает в расчет не только обстоятельства данной конкретной внешнеторговой сделки, но и существенные характеристики других однородных сделок с целью обеспечения справедливого характера таможенно-тарифного регулирования для того, чтобы ни один из импортеров (экспортеров) не находился в более предпочтительном или, наоборот, более худшем положении из-за различий в методике определения расчетной базы по уплате таможенных платежей. ——————————— <*> Федеральный закон от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» // Рос. газета. 2005. 12 нояб.

Федеральная таможенная служба России в рамках системы управления рисками осуществляет комплекс мер, направленных на выявление и пресечение возможных нарушений в отношении таможенной стоимости товаров. Частью такой работы является подготовка информационно-аналитических материалов для низовых таможенных органов об ориентировочной стоимости отдельных товаров. Эти данные, оформляемые в виде писем, не содержат норм права, т. е. общеобязательных правил по поводу минимального уровня цен, а носят сугубо справочный, информационный характер. Вместе с тем ФТС России часто упрекают в том, что в данных письмах содержатся фиксированные цены на определенные товары. Однако речь здесь идет лишь об ориентирах для таможенников, которые осуществляют оформление товаров широчайшего ассортимента — от продуктов питания до радиоактивных материалов — и нередко сталкиваются с подлогами документов, их фальсификацией и заменой. Принятие грамотного решения по таможенной стоимости во многом зависит от точной информации, содержащей справочные данные, исходящие от вышестоящего таможенного ведомства. Установление четкого порядка расчета таможенной стоимости необходимо обеим сторонам таможенного правоотношения. Для участников внешней торговли знание правил определения таможенной стоимости перемещаемых товаров нужно как для реального повышения эффективности экспортно-импортных операций, так и для планирования прибыли или убытков от конкретных внешнеторговых сделок. Для государства, значительная доля федерального бюджета которого исполняется за счет таможенных платежей, необходимо при планировании поступлений знать порядок исчисления налогооблагаемой базы. Также сомнительным представляется правомочие таможенного органа принудительно взыскивать таможенные платежи в бесспорном порядке. Принудительное взыскание таможенных платежей применяется в случае их неуплаты или неполной уплаты, если ответственное за это лицо не удовлетворило законное требование таможенных органов. Такое противоправное поведение субъекта нарушает не только положения таможенного законодательства, но и право государства по пополнению доходов бюджета. Урегулирование вопроса о принудительном взыскании таможенных платежей представляется возможным решить, не нарушая при этом конституционную норму, гарантирующую право частной собственности (ч. 3 ст. 35). Следует разделить позицию О. Ю. Бакаевой в том, что взыскание таможенных платежей в административном порядке возможно лишь в случае письменного согласия с этим самого плательщика <*>. Иначе такое взыскание должно осуществляться только в порядке судопроизводства. ——————————— <*> Бакаева О. Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации. Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2005. С. 36.

Кроме того, необходимо обсудить и вопрос признания в области таможенного дела статуса лиц — добросовестных приобретателей. В соответствии со ст. 376 Таможенного кодекса РФ таможенная ревизия как форма таможенного контроля согласно ч. 3 ст. 376 ТК РФ может проводиться не только у участников экспортно-импортных операций, таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения и прочих субъектов, входящих в таможенную инфраструктуру, но и у лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами, при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушением законодательных требований, повлекших нарушение порядка уплаты таможенных платежей или несоблюдение установленных запретов и ограничений. Следовательно, субъектами правоотношения в области таможенного дела с подачи законодателя становятся не только лица, участвующие в процессе внешней торговли, но и предприниматели, реализующие импортную продукцию. К сожалению, законодатель не исключает возможности наложения ареста или изъятия товаров при проведении таможенной ревизии у добросовестных приобретателей. При обнаружении в ходе (по результатам) проведения таможенной ревизии товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, у лиц, приобретших данные товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на указанные товары налагается арест либо они подлежат изъятию и помещению на временное хранение. При желании указанных выше лиц уплатить таможенные платежи в соответствии со ст. 391 ТК России не позднее пяти дней со дня обнаружения у них товаров либо обеспечить их уплату и выполнить иные требования и условия таможенного оформления товаров в упрощенном порядке, определяемом Минэкономразвития РФ, товары не изымаются <*>. В противном случае взыскание таможенных пошлин, налогов производится за счет незаконно ввезенных товаров. Такова альтернатива — либо добровольная уплата таможенных платежей, либо их взыскание, либо изъятие товара. ——————————— <*> См.: п. 19 Приказа ГТК РФ от 11 июня 2004 г. N 663 «Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии» // Таможенный вестник. 2004. N 19.

Итак, в соответствии с таможенным законодательством добросовестный приобретатель, не являющийся участником внешней торговли, имеющий в собственности или владении импортный товар, может быть подвергнут таможенной ревизии, вследствие чего наделен в одностороннем порядке статусом плательщика таможенных платежей в отношении товара, ввезенного совершенно другим лицом. Кроме того, к нему могут быть применены меры административного принуждения по поводу этого незаконного перемещения. Данные мероприятия неизбежно отразятся негативным образом на предпринимательской деятельности лица. Такая ситуация представляется порочной, поскольку ущемляет интересы субъектов, которые в принципе не должны отвечать за нарушения, допущенные иными лицами. Анализ изучения норм таможенного законодательства позволяет сделать вывод, что его положения «привязаны» к товару как объекту таможенного регулирования. Между тем таможенные формальности, несмотря на строгую ориентацию на товар, возлагаются не на вещь, а на субъекта, владеющего ею, даже на законных основаниях. Несомненно, что такой субъект (при условии подтверждения его статуса добросовестного приобретателя) не должен быть признан ни плательщиком таможенных платежей, ни тем более лицом, виновным в незаконном перемещении, ни субъектом, отвечающим за чье-то неправомерное перемещение. Думается, что разрешение названных и других проблем, возникающих в процессе правоприменительной деятельности таможенных органов и вытекающих из отчасти несовершенной работы законодателя, будет способствовать эффективному взаимодействию таможенных органов и участников внешней торговли.

——————————————————————