Анализ института государственно-частного партнерства в области здравоохранения

(Гриб В. В.) («Социальное и пенсионное право», 2011, N 4)

АНАЛИЗ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ <*>

В. В. ГРИБ

——————————— <*> Grib V. V. Analysis of the institute of state-private partnership in the sphere of health care.

Гриб Владислав Валерьевич, член Общественной палаты Российской Федерации, председатель исполкома Российской академии юридических наук, доктор юридических наук.

В статье автор дает анализ актуального состояния развития института государственно-частного партнерства в области здравоохранения на примере ряда федеральных округов, в которых инфраструктурные проекты с использованием механизмов государственно-частного партнерства наиболее распространены.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, здравоохранение, федеральные округа, инфраструктурные проекты, медицинские кластеры.

The author of the article analyses the state of development of institute of state-private partnership in the sphere of health care as exemplified by a number of federal districts where infrastructure projects with the use of mechanisms of state-private partnership are the most widespread.

Key words: state-private partnership, health care, federal districts, infrastructure projects, medical clusters.

Социальные инфраструктурные проекты априори не могут принести выгоду, сравнимую с концессионными проектами по строительству дорог или заводов. Возникает резонный вопрос: как обеспечить привлечение бизнеса к реализации социально значимых инициатив в области здравоохранения, образования, культуры, спорта и рекреации? Один из вариантов ответа — использование института государственно-частного партнерства в социальной сфере. Проекты в данной сфере также могут иметь собственную инвестиционную привлекательность для частных инвесторов, которая, впрочем, не всегда может выражаться исключительно в денежном эквиваленте. Центральный федеральный округ. Здравоохранение является одной из самых популярных отраслей разработки и реализации ГЧП-проектов в регионах ЦФО. На территории отдельных регионов складываются благоприятные тенденции для формирования медицинских кластеров (Калужская, Брянская области и др.). Среди инфраструктурных проектов в области здравоохранения Костромской области особо выделяется проект по созданию комплекса магнитно-резонансной томографии, который осуществляется при помощи механизмов ГЧП. Инициатор проекта ООО «Мибс-Иваново» совместно с представителями органов государственной власти субъекта РФ планирует привлечь в проект 70 млн. руб. Ожидаемые сроки реализации — 2012 г. Схожий проект реализуется и в Белгородской области. В данном случае инициатор проекта — юридическое лицо ООО «МАКС-М» с участием муниципального образования г. Белгород планирует построить многопрофильный медицинский центр для оказания высококвалифицированной медицинской помощи жителям города и области. Ожидаемый срок ввода в эксплуатацию — июль 2011 г. Особую роль в развитии институтов ГЧП в области здравоохранения в ЦФО играет Калужская область. С 2007 г. в соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. N 328-р, в области началось формирование технопарка «Обнинск», на базе которого будет разворачиваться инновационный университет, а к 2012 г. в нем предполагается разместить крупный научно-производственный центр ядерной медицины и радиофармацевтики, в становление и функционирование которого будут приглашены соответствующие требованиям инвесторы. ООО «Элекон-М» (Обнинск) производит в Калужской области высокотехнологичное медицинское оборудование для больниц и лабораторий с использованием механизмов ГЧП. Такое сотрудничество выражается в применении элементов государственной поддержки в виде налоговых преференций и областных правительственных гарантий для данного предприятия. ООО «Элекон-М», в свою очередь, поставляет свою продукцию в лаборатории и больницы Калужской области по льготным ценам. Сотрудничество региона с ООО «Новые технологии — Подмосковье» (Москва) представляет особую важность. Развитие технологий этой компании в Калужской области позволит решить проблему импортозамещения по препаратам плазмы крови и снять зависимость не только региона, но и страны в целом от иностранных поставщиков. Представляется важным отметить факт взаимовыгодного сотрудничества области и крупной фармацевтической компании «Берлин-Хеми АГ/Менарини Групп» по производству более 500 наименований лекарственных средств. Данное предприятие позволяет сэкономить издержки на покупку дорогостоящих препаратов органами государственной власти и местного самоуправления субъекта РФ, а также снижает розничную цену на рынке лекарственных средств. Одним из основных проектов в области здравоохранения на территории всего ЦФО стоит отметить проект по созданию научно-медицинского центра радиационной медицины в г. Обнинске. Проект предполагает строительство центра на площадке Обнинского технопарка с отдельным санаторно-рекреационным комплексом в одной из формирующихся туристско-рекреационных зон Калужской области. Среди участников проекта помимо органов исполнительной власти области называются также российский научный центр «Курчатовский институт», а также различные коммерческие организации (инвесторы и инновационные организации по производству радиофармпрепаратов и медицинского оборудования). Основная задача центра — проникновение высоких технологий в социальную сферу, т. е. использование ядерных технологий «не напрямую» в атомной области, а в сопредельных областях — например, в радиомедицине. В рамках реализации Плана действий исполнительных органов государственной власти Калужской области по развитию частно-государственного партнерства планируется формирование частных медицинских центров, которые, действуя в рамках проектов ГЧП, смогут оказать конкурентное влияние на всю отрасль здравоохранения области в целом, сохранив при этом широкую возможность доступа населения к лечению в этих центрах. Северо-Западный федеральный округ. В 2013 г. на базе Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) планируется начать строительство многопрофильного медицинского центра. Согласно технико-экономическому обоснованию проекта, стоимость первого этапа оценивается в 200 — 300 млн. евро. Проект предполагается реализовать на условиях государственно-частного партнерства. Клиника предполагается как междисциплинарный научный центр, в котором проблемой здоровья человека будут заниматься не только медики, но и химики, физики, психологи. Доли участия федерального, городского бюджета и частной компании пока не определены. В КИСП (Комитет по инвестициям и стратегическим проектам) говорят, что пока участие городского бюджета в проекте не предполагается. Частный партнер будет выбран на основе международного конкурса. Полностью проект планируется реализовать за десять лет; предусмотрено четыре этапа. Строительство первой очереди начнется ориентировочно в 2013 г. и завершится в 2015 г. Стоимость оценивается в 200 — 300 млн. евро, 7 — 10% суммы уйдет на проектирование, эти средства должен изыскать сам университет. По оценкам разработчиков концепции, через десять лет после начала строительства клиника выйдет на плановые показатели работы, возврат средств произойдет в течение примерно двадцати лет. Предполагается, что оказывать услуги клиника будет во всех ценовых категориях, в том числе по программам обязательного и добровольного медицинского страхования. Северо-Кавказский федеральный округ. Среди проектов в области здравоохранения, реализуемых с помощью механизмов ГЧП, стоит отметить инициативы Чеченской Республики в данной сфере. По данным администрации, за период с 2007 по 2010 г. в республике построено и восстановлено около 100 объектов здравоохранения, из которых 40 — по проектам с привлечением бизнес-структур. Один из наиболее значимых объектов — ввод в эксплуатацию Республиканской детской многопрофильной больницы, открытие которой состоялось в 2009 г. В нее входят четыре корпуса: поликлиника на 350 посещений в день, административный корпус и два стационара на 450 коек. В больнице функционируют десять отделений: хирургическое, травматологическое и ортопедическое, аллергологическое, пульмонологическое, неврологическое, кардиоревматологическое, отделение челюстно-лицевой хирургии, патологии новорожденных и недоношенных детей, анестезии и реанимации, боксовое отделение при приемном отделении. Медучреждение оснащено самым современным оборудованием. Общая сумма ввода — 140 млн. руб. вместе с привлеченными средствами. Стоит добавить, что в Чеченской Республике планируется ввести в эксплуатацию десяток новых объектов здравоохранения, среди которых самая крупная в СКФО — Республиканская клиническая больница. Она рассчитана на 600 коек и 450 посещений в смену. Штатное количество медперсонала составит 1,5 тыс. человек. В структуре медучреждения более 20 отделений: приемное, диагностическое, хирургическое, гинекологическое, глазное, ортопедическое, урологическое, а также консультативная поликлиника, три операционных блока, клиническая лаборатория, отделения гемодиализа, кардиологии, кардиологической реанимации, гравитационной, челюстно-лицевой, торакальной, сосудистой, общей хирургии, нефрологии, нейрохирургии, анестезиологии и реанимации, отделение барокамер и лор-отделение. Кроме того, в ближайшее время откроется крупный больнично-поликлинический комплекс в г. Шали. В настоящее время его строительство находится на стадии завершения. Приволжский федеральный округ. Проекты в области здравоохранения традиционно занимают ведущее место среди всех инициатив ГЧП в регионах ПФО. Так, в Республике Татарстан в настоящее время готовится проект, который предусматривает функционирование первого детского хосписа. В январе 2011 г. в Минздраве Татарстана состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РТ и Общественным благотворительным фондом помощи детям, больным лейкемией, РТ им. А. Вавиловой. Документ скрепили подписями министр здравоохранения республики Айрат Фаррахов и председатель фонда Владимир Вавилов. Хоспис станет одним из звеньев в системе организации всесторонней помощи тяжелобольным детям. Целью организации этого учреждения является создание соответствующих условий для ухода из жизни, поддержка родителей и близких. Особое внимание будет уделено оказанию психологической помощи детям и родственникам, сказали выступающие на пресс-конференции. Хоспис будет организован на основе государственно-частного партнерства. В работе по его созданию принимают участие органы исполнительной власти, общественность и благотворители. По данным Минздрава, ежегодно в Татарстане от тяжелых хронических заболеваний умирает около 60 детей в возрасте от 1 года до 17 лет. Причинами смерти в 2010 г. у 20 детей стали новообразования, у 31 ребенка — дегенеративные заболевания нервной системы, у 13 детей — врожденные аномалии (пороки) развития. Уральский федеральный округ. В регионах УФО среди проектов в области здравоохранения, которые реализовываются либо только планируются к реализации, преобладают так называемые строительные проекты. К примеру, на территории Свердловской области в стадии проектирования находится проект по созданию системы ранней диагностики онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний жителей Свердловской области методом позитронно-эмиссионной томографии. Среди инициаторов: ООО «МК ЮНИКС», у которого 51% вложений в проект, правительство Свердловской области (через ОАО «Корпорация развития Среднего Урала») — 10% и ОАО «Роснано» — 39%. Общий объем инвестиций в данный проект — 1205,0 млн. руб. Срок реализации — 2019 г. Правительство Тюменской области выступило с инициативой по строительству областного онкологического диспансера в г. Тюмень. Проект вызван необходимостью увеличения продолжительности жизни населения, что приведет к сокращению уровня смертности в регионе. Администрация области использовала бюджетное финансирование и привлечение частных партнеров и в целом аккумулировала около 1940,70 млн. руб. Ожидаемый ввод объекта в эксплуатацию — 2012 г. Еще один строительный проект на территории Тюменской области — возведение ГЛПУ ТО «Перинатальный центр» в г. Тюмени. Проект реализуется с 2005 г., и в настоящее время осуществляется строительство третьей очереди Центра. Общая сумма совместных инвестиций — 1221,01 млн. руб. Особое значение в регионах УФО получила практика создания малых предприятий, которые в будущем составят базу фармацевтической промышленности Урала. Проект получил название «Уральский фармацевтический кластер — народный проект». На сегодняшний день в кластере присутствуют 25 организаций, которые создали 700 новых рабочих мест. Благодаря активной работе кластера был построен завод инфузионных растворов по международному стандарту, и уже к 2012 г. каждый второй пакет инфузионных растворов в России будет произведен на Урале. Сейчас в процессе строительства находится завод полного цикла производства генно-инженерного инсулина человека. Два года назад был построен завод розлива инсулина из французского материала, и организаторы уже смогли обеспечить экономию до 600 руб. за упаковку препарата для больных диабетом. Кроме того, было организовано большое производство, с которого началась целая технология лечения больных с хронической почечной недостаточностью. «Малахит» — это единственное производство искусственной почки в России. Затем было принято решение строить сеть частных диализных центров. Старт этому проекту был дан в 2008 г. в Свердловской области, где уже работают две клиники, строится еще двенадцать, а всего запланировано создать около двухсот клиник по всей России по системе ГЧП. Сибирский федеральный округ. Создание инфраструктурных объектов в области здравоохранения с использованием ГЧП является самым популярным направлением в социальной сфере среди регионов СФО. Подобное широкое использование механизмов ГЧП в медицине представляется оправданным по некоторым причинам. Во-первых, органы государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления заинтересованы в наличии необходимых учреждений, основная задача которых — поддерживать и обеспечивать жителям надлежащий уровень медицинского и иного обслуживания в области здравоохранения. Во-вторых, представители бизнеса также видят собственный интерес в подобных проектах, так как государство готово финансировать значительную долю расходов для выполнения своих социальных обязательств в данной области. Такие факторы обеспечивают синергию усилий, что приводит к достижению взаимовыгодных результатов. Среди всех проектов в области здравоохранения, осуществляемых на территории СФО, можно выделить несколько групп, разделив их по объекту, на который распространяются механизмы ГЧП. Проекты, связанные со строительством, реконструкцией стационарных медицинских учреждений (больницы, госпитали и др.). Данные проекты характеризуются монополией воли органов государственной власти и местного самоуправления. Данное обстоятельство выражается в том, что инициатором во всех проектах в области здравоохранения по строительству, реконструкции стационарных медицинских учреждений является государство в лице компетентных органов. Впрочем, как показывает практика использования механизмов ГЧП в СФО, данное обстоятельство не мешает органам государственной власти и местного самоуправления привлекать значительное количество внебюджетных средств для реализации проектов. Так, Правительство Республики Алтай стало инициатором проекта по строительству центральной районной больницы на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в с. Майма Майминского района Республики Алтай. В данный проект были привлечены и частные инвесторы на общий объем инвестиций 318 млн. руб. Сроки реализации проекта — 2010 — 2012 гг. Подобным образом была произведена реконструкция незавершенного строительства пристройки к Республиканской детской больнице в г. Горно-Алтайске, на которую в общей сложности (с учетом коммерческих вложений) к 2012 г. планируется потратить 153,3 млн. руб. Для наблюдения, лечения и профилактики заболеваний учащейся молодежи, а также для использования новых методов и возможностей для успешного оказания помощи Управлением здравоохранения администрации г. Прокопьевска Кемеровской области было принято решение о строительстве студенческой поликлиники (на базе МУЗ «Городская поликлиника») с применением методов ГЧП. Администрация города готова выделить 5,9 млн. руб. для подобного строительства. Сроки реализации данного проекта намечены на 2012 г. Еще одним примером совместного участия государства и бизнеса в возведении стационарных лечебных учреждений является строительство краевого перинатального центра в г. Чите Забайкальского края. В целях повышения обеспеченности населения объектами инфраструктуры в области здравоохранения и, как следствие, увеличения рождаемости в регионе совместно с бизнесом планируется потратить 1710 млн. руб. к концу 2011 г. Развитие и производство высокотехнологичных аппаратов для лечения. В эту группу по праву можно отнести инициативу ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия Росздрава» по производству физиотерапевтического аппарата для лечения нейрогенной дисфункции мочевого пузыря «Ореол-У». Данный проект обусловливает необходимость в профилактике инвалидности детей с недержанием мочи, а также разрабатывает и применяет новую медицинскую технологию лечения недержания мочи. Инициатива интересна тем, что 100% средств, используемых в проекте (около 0,6 млн. руб.), являются привлеченными из бизнес-структур. В рамках этого проекта уже реализована задача по защите интеллектуальной собственности (2009 г.). В настоящее время авторы проекта занимаются поиском дополнительных финансовых средств для производства аппарата «Ореол-У». Исследуемая группа проектов вызывает интерес не только инновационными изобретениями в области медицины, но и демонстрирует особый интерес представителей бизнеса. Так, ЗАО «НеоКор» выступило инициатором проекта в Кемеровской области по производству биологических протезов для сердечно-сосудистой хирургии совместно с Правительством Кемеровской области на общую сумму 400 млн. руб. В рамках проекта планируется создание новой лаборатории по производству подобных протезов. Разработка новых методов лечения. Среди проектов, которые следует включить в данную группу, особенно выделяются проекты, реализующиеся в настоящее время в Омской области. Уже упомянутая Омская государственная академия Росздрава занимается разработкой двух новых методов лечения различных заболеваний. Первый — молекулярно-генетический прогноз и мониторинг риска рака желудка. Цель этого проекта заключается в первичной профилактике рака желудка, основанной на применении новой медицинской технологии диагностики, которая заключается в прогнозировании риска развития рака желудка у пациентов, инфицированных Helicobacterpylori. Конечный итог такой инициативы — предоставление услуги по прогнозированию риска рака желудка. Общая сумма привлеченных в проект средств составляет 0,3 млн. руб. Второй проект, который реализуется под эгидой «Омской государственной академии Росздрава», направлен на молекулярно-генетический прогноз развития тяжелых форм поражения пародонта. Необходимость инициативы заключается, прежде всего, в профилактике тяжелых форм поражения пародонта, разработке и применении новой медицинской технологии диагностики и прогнозирования тяжелых форм поражения пародонта на основании выявления генов, регулирующих воспаление. Проект состоит на 90% из привлеченных и на 10% из собственных средств и в целом составляет около 0,4 млн. руб. Реализация проекта намечена на период 2011 — 2012 гг.

——————————————————————