Научно-педагогическое сопровождение обеспечения устойчивого развития туристских дестинаций

(Рассохина Т. В.)

(«Туризм: право и экономика», 2011, N 4)

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ

Т. В. РАССОХИНА

Рассохина Т. В., заместитель директора Московского филиала РМАТ по научно-организационной и воспитательной работе, декан факультета туристской индустрии, кандидат географических наук.

Необходимыми условиями успешного развития внутреннего и въездного туризма и привлечения инвестиций в развитие туристской инфраструктуры в туристских дестинациях являются: формирование качественного туристского продукта, наличие грамотной маркетинговой стратегии продвижения внутреннего туристского продукта на российском рынке, отработанные методы и механизмы реализации рекламно-информационной политики. С увеличением доли и значения туризма в экономике регионов возрастает необходимость научного осмысления и обоснования процессов, происходящих в туристской сфере, создания стройной системы подготовки туристских кадров международного уровня на основе непрерывного профессионального туристского образования.

Особую ценность имеют для практиков туризма рекомендации по формированию и управлению дестинациями, повышению их привлекательности и конкурентоспособности, созданию имиджа и легкоузнаваемых брендов, т. е. вывода порой уникальных, но малоизвестных объектов, достопримечательностей, ресурсов из состояния туристского небытия. Важно, чтобы вопросы, возникающие на местах, имеющиеся достижения были проанализированы, изучены и обрели форму рекомендаций национального масштаба.

Еще одной общезначимой задачей при формировании туристской дестинации является достижение высокого уровня качества сервисных услуг на объектах туризма. Международного стандарта управления и показателей качества туристской дестинации пока нет. Предлагаются определенные системы устойчивости туризма в соответствии с рекомендациями международного Комитета ИСО, суть которых заключается в разработке показателей и требований по качеству услуг в туристской дестинации (спецификаций качества) и проведении аудита с последующей добровольной сертификацией. Причем вопросы, связанные с определением условий сертификации объектов инфраструктуры, отданы на рассмотрение регионам. Они не всегда в состоянии самостоятельно решить эту проблему. Эффективность интеграции очевидна, т. к. для отдельного кафе, ресторана, отеля, частной организации, такси разработка систем управления качеством представляет определенные трудности, а для объектов, включенных в кластеры дестинации и имеющих единые цели и задачи в обеспечении качества обслуживания туристов, разработка единого документа более эффективна.

Для решения этих задач в дестинации необходимо наряду с классическим туристским кластером формировать образовательный кластер. Образовательный кластер как основной элемент инновационной системы, встроенный в туристский кластер, представляет собой совокупность образовательных учреждений всех уровней в пределах данной географической территории; работодателей; координирующих органов и органов власти, обеспечивающих функционирование туристской дестинации. При этом в связи с дискретностью туристского продукта и возможной географической разобщенностью различных циклов производства добавленной стоимости туристского кластера в него могут быть вовлечены образовательные и научные структуры, находящиеся вне границ туристской дестинации. Образовательный кластер предполагает интеграцию действий субъектов системы «ссуз — вуз — производство» на организационно-структурном, содержательном и методическом уровнях, способствующую совместному решению образовательных и производственных задач с целью подготовки специалистов туристского профиля, способных интегрально решать профессиональные задачи, владеющих технологией творческого труда и на основе полученного образования умеющих создавать новое в профессиональной деятельности.

В результате расширения состава образовательных кластеров формируются тесные взаимосвязи, что обеспечивает ускоренный обмен информацией о потребностях экономики; упрощает доступ к знаниям, технологиям и оборудованию за счет совместного их использования и привлечения высококвалифицированных кадров в образовательный процесс; гарантирует непрерывный процесс совершенствования путем разработки и внедрения инноваций и модернизации технологий.

Это позволяет решить следующие основные проблемы:

— несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг;

— дефицит квалифицированных кадров, в том числе и для инновационного процесса;

— несоответствие учебной и материально-технической базы образовательных учреждений современным технологиям индустрии;

— преемственность образовательных программ разного уровня.

Результативность кластера должна быть подтверждена его продуктом. Основным показателем развития инновационных процессов в образовательном кластере является индекс развития инновационного потенциала. Результатом его функционирования должны стать: проекты образовательных стандартов подготовки специалистов для туристской отрасли в соответствии со спецификой туристской дестинации; предложения по повышению квалификации кадров индустрии, должностных лиц, осуществляющих управление туристской отраслью соответствующей территории. А также научно-методическое обеспечение задач туристского кластера: научно-методическое обоснование мероприятий в рамках механизма государственного управления туристской отраслью (методики, прогнозы, проекты и др.); научная литература по тематике (монографии, словари, сборники статей, материалы конференций и т. д.).

Стремление руководства Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ и Федерального агентства по туризму к совершенствованию кадрового, правового и научного обеспечения развития внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма в Российской Федерации созвучно идеалам, миссии и стратегии развития Российской международной академии туризма (РМАТ) как старейшего отечественного профильного образовательного учреждения. РМАТ является членом и входит в состав руководящих органов ведущих международных организаций, действующих в сфере туризма: Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), ее недавно сформированной сети «учреждений знания» (бывший Совет по образованию и научным исследованиям присоединившихся членов), ЮНЕСКО, Международной ассоциации научных экспертов по туризму (АИЭСТ), Международной организации социального туризма (ранее Международное бюро социального туризма — БИТС). Осуществляя сотрудничество в туристской сфере с соответствующими подразделениями Европейской комиссии и Ассамблеи регионов Европы, РМАТ на протяжении последних лет занималась изучением их работы в ходе участия в различных мероприятиях и на основе личного обмена опытом с их руководителями. В настоящее время РМАТ является центром научных разработок в сфере туризма и внедрения инновационных технологий в туристское образование, использования международного опыта подготовки туристских кадров. Академия тесно взаимодействует в этом направлении с ведущими учеными Российской академии наук и Российской академии образования, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и других научных учреждений.

Собранные материалы, их преломление в российской действительности привели к созданию национального научного и консультативного органа «Международный центр устойчивого развития туризма и повышения привлекательности российских туристских дестинаций», способного взять на себя миссию распространения инновационных подходов к развитию туризма на уровне крупных и мелких регионов, формирования успешных дестинаций и кластеров, использования зарубежного опыта с привлечением независимых экспертов и специалистов упомянутых международных организаций.

Его деятельность подкрепляется намерением руководства ЮНВТО превратить членские организации из числа образовательных и научных учреждений в свои базовые центры, уполномоченные вести аналогичную работу. Академия получила официальные предложения включиться в эту деятельность от исполнительного секретаря «Сети знания» ЮНВТО и готова использовать для этого свой опыт работы в Международном конгрессе профессионального туристского образования и сети UNITWIN ЮНЕСКО.

Целью проекта «Международный центр устойчивого развития туризма и повышения привлекательности российских туристских дестинаций» является интеграция международного опыта ЮНЕСКО, ЮНВТО, AER, EDEN, AIEST, CED для содействия устойчивому развитию туризма в регионах России, продвижению российских дестинаций на рынках въездного и внутреннего туризма и подготовке кадров нового типа — концептологов рекреационного проектирования.

Основные направления работы международного научно-практического центра:

1. Выработка единой позиции федеральных, региональных и местных органов управления туризмом по вопросам текущего и перспективного туристского развития.

2. Оказание консалтинговых услуг с привлечением ведущих мировых экспертов.

3. Содействие продвижению российских туристских дестинаций на внутреннем и международном рынках.

4. Реализация принципов государственно-частного партнерства в туризме.

5. Распространение международного опыта кадрового обеспечения туристских дестинаций.

6. Продвижение принципов устойчивого туристского развития (ресурсосбережение, рациональное использование исторического, культурного, природного наследия).

Эти первоочередные задачи могли бы быть дополнены в дальнейшем проведением общероссийских конкурсов дестинаций с учетом их масштаба (регионы, области, районы, населенные пункты, памятники) и по видам туризма (рекреационный, познавательный, молодежный, активный, туризм для детей, молодых семей, инвалидов, пожилых людей и т. п.).

Кроме научных исследований, важной проблемой является подготовка кадров высшей квалификации. Для решения этой проблемы впервые в России в рамках деятельности Института инновационных исследований РМАТ была разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС) с учетом профиля туристского вуза основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки магистров (ПООП ВПО) по направлению 080200 «Менеджмент», профиль «Менеджмент туристских дестинаций».

В основе разработки образовательных программ магистратуры лежит компетентностный подход, обеспечивающий качество профессиональной подготовки специалиста с высшим образованием, формирование и развитие у него стремления, способности, готовности реализовать свой потенциал для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования. Предлагаются (на выбор) 13 модулей по различным направлениям туризма и туристской деятельности, развития туристских дестинаций: культурный туризм в целях мира и развития; туристское управление объектами Всемирного культурного наследия; концептология научно-экспедиционного туризма; концептология санаторно-курортного проектирования; маркетинг туристских дестинаций; эколого-географические аспекты менеджмента туристских дестинаций; концептология анимационного проектирования; концептология гостеприимства в туристских дестинациях; социология туристских дестинаций; концептология спортивно-оздоровительного туризма; концептология ландшафтного проектирования и дизайна туристских дестинаций; экономика туристских дестинаций; предпринимательство и малый бизнес в туристских дестинациях.

Другая проблема, обсуждаемая на заседаниях в Минспорттуризма России, Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму, Торгово-промышленной палате РФ, — необходимость проведения в регионах аккредитации (сертификации) экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников.

И в настоящее время РМАТ в рамках реализуемой ею современной модели непрерывного и многоуровневого профессионального туристского образования осуществляет подготовку указанных выше кадров на основе действующих образовательных стандартов. Однако с учетом требований работодателей и туристского рынка мы пришли к необходимости сформировать Центральные туристские курсы для подготовки инструкторов-проводников, экскурсоводов, гидов-переводчиков и аниматоров туризма. Уже получена поддержка Минспорттуризма, разработаны программы и начато обучение первых групп в Москве. Через сеть региональных представительств Центральных туристских курсов этот опыт будет передан в регионы.

В РМАТ также разрабатываются новые квалификационные (сертификационные) требования к упомянутым выше профессиям и технология их аккредитации под методическим руководством Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ.

Таким образом, научно-педагогическое сопровождение развития и продвижения туристских дестинаций имеет своей целью:

— разработку целевых программ обучения и переподготовки туристских кадров для каждого региона, исходя из потребностей региональной туриндустрии в работниках определенных профессий и специальностей, обоснования объемов и структуры их подготовки в соответствующих учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

— расширение участия работодателей в развитии профессионального туристского образования путем увеличения объемов подготовки кадров в образовательных учреждениях по договорам с предприятиями различных форм собственности, малого и среднего туристского бизнеса;

— координацию усилий в области перспективного планирования подготовки квалифицированных специалистов мирового уровня, организации зарубежных стажировок и дальнейшего использования выпускников вузов и колледжей в туристской отрасли регионов, создания системы повышения квалификации, переподготовки, аккредитации и сертификации работающих туристских кадров;

— использование возможностей вузов, и в частности Российской международной академии туризма и ее филиалов, как региональных центров научно-методического обеспечения подготовки и непрерывного профессионального образования туристских кадров, включая подготовку специалистов государственного и муниципального управления, а также экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, аниматоров туризма на базе воссозданных в РМАТ Центральных туристских курсов.

Вместе с тем для содействия дальнейшему совершенствованию системы подготовки кадров для туристских дестинаций нами были сформулированы следующие предложения по законодательному обеспечению современной модели профессионального туристского образования, одобренные на конференции в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1. Необходима законодательная поддержка практической подготовки студентов с участием работодателей (правовое обеспечение института стажеров и кампусов — учебно-научно-производственных комплексов).

2. Необходимо формирование единого классификатора профессий и квалификаций индустрии туризма и органов управления туризмом с введением требований об обязательной профильной профессиональной подготовке кадров.

3. Необходимо поощрение внедрения лучших международных образовательных программ и принятых для этого во всем мире механизмов франчайзинга и лицензионных соглашений.

4. Необходимо государственное стимулирование участия бизнеса в финансировании подготовки кадров для туристского рынка. За счет госбюджета должна решаться задача кадрового обеспечения бюджетной сферы.

5. Необходимо ускорить формирование системы нормативного регулирования процессов обеспечения интеграции российских вузов в европейское образовательное пространство, академической мобильности студентов и преподавателей в соответствии с принципами Болонской декларации.

Литература

1. Зорин И. В. Современная модель профессионального туристского образования // Международная научно-практическая конференция «Современная модель профессионального туристского образования и ее законодательное обеспечение»: пленарные доклады. Химки: РМАТ, 2010. С. 14 — 28.

2. Сеселкин А. И. Модель инноваций в системе профессионального туристского образования // Международная научно-практическая конференция «Современная модель профессионального туристского образования и ее законодательное обеспечение»: пленарные доклады. Химки: РМАТ, 2010. С. 160 — 169.

——————————————————————