Об ответственности лиц, обладающих специальной физической или спортивной подготовкой в области силовых единоборств

(Пулов Е. А.)

(«Юридический мир», 2012, N 5)

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ОБЛАДАЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ИЛИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКОЙ В ОБЛАСТИ СИЛОВЫХ ЕДИНОБОРСТВ

Е. А. ПУЛОВ

Пулов Евгений Александрович, заместитель исполнительного директора Общероссийского союза общественных объединений «Российский союз боевых искусств».

В статье исследуются проблемы юридической ответственности спортсмена, вопросы совершенствования моральных и интеллектуальных качеств спортсменов, повышения уровня их правосознания и правовой культуры. Автор предлагает в рамках совершенствования законодательства о физической культуре и спорте регламентировать вопросы ответственности спортсмена за действия, совершенные с применением навыков профессиональной подготовки, умышленного причинения вреда здоровью соперника в ходе проведения спортивных состязаний. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в научной деятельности.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, спортсмены, тренеры, профилактика правонарушений.

About the liability of persons with special physical and athletic training in the sphere of single combat

E. A. Pulov

The article investigates the problems of the liability of an athlete, issues on improving moral and intellectual qualities, raise of legal awareness and legal culture. Within improvement of legislation on physical culture and sports the author suggests to regulate the athlete’s liability for the actions committed with the use of professional training skills, intentional infliction of harm to health of the opponent during sporting events. The conclusions made in the article may be used in scientific work.

Key words: physical culture, sports, athletes, coaches, crime prevention.

Важной составляющей социально-экономического развития Российской Федерации являются физическая культура и спорт.

В нашей стране физической и спортивной подготовке уделяется немало внимания, ибо сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения, здоровье, развитие каждого человека и всей нации в целом являются основным фактором, направленным на улучшение качества жизни граждан Российской Федерации.

Государство ответственно за физическое и спортивное обучение, воспитание и получение гражданами различных профессий в области физической культуры и спорта. Согласно положениям статей 33, 34 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» подготовку спортсменов осуществляют физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие учебно-тренировочный процесс. Организация учебно-тренировочного процесса включает в себя проведение учебно-тренировочных мероприятий и других спортивных мероприятий, а также обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, питанием на учебно-тренировочных мероприятиях и других спортивных соревнованиях, медицинское обслуживание, проезд на учебно-тренировочные мероприятия и другие спортивные соревнования. При этом типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта разрабатываются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих учебно-тренировочный процесс, и основываются на результатах соответствующих научных исследований в области физической культуры и спорта и практики проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта — Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России).

Типовая учебно-тренировочная программа по виду спорта, утверждаемая Минспорттуризмом России, в том числе включает общую и специальную психологическую подготовку, технико-тактическую и психическую подготовку, совершенствование навыков в условиях соревновательной деятельности; поддержание высокого уровня спортивной мотивации обучающихся. Однако, как показывает практика, такая работа ведется недостаточно и, вероятно, методы ее нуждаются в совершенствовании.

В целях всестороннего совершенствования моральных и интеллектуальных качеств обучающихся представляется целесообразным введение в учебный процесс школ и школ-интернатов спортивного профиля, средних профессиональных (училища олимпийского резерва) и высших учебных заведений (университеты и институты физической культуры) преподавания таких дисциплин, как основы психологии, психиатрии, правовых знаний, а также при проведении профессиональной переподготовки и повышении квалификации спортсменов и специалистов в области физической культуры и спорта.

Нельзя не отметить, что спортсменами, тренерами, судьями, спортивными функционерами нередко совершаются общественно опасные деяния, в том числе и нанесение телесных повреждений, однако правовая регламентация ответственности субъектов сферы физкультуры и спорта в основном законодательном акте отсутствует.

Сегодня в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» речь идет лишь об ответственности спортсменов, тренеров и медицинских работников за использование допинговых средств.

В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 7 августа 2009 г. N 1101-р, также внимание уделено проблемам антидопингового обеспечения при подготовке как спортивного резерва, так и спортсменов высокого класса и отмечена необходимость разработки системы мер усиления ответственности спортсменов, тренеров и медицинских работников за использование допинговых средств и методов в спорте и физической культуре.

Однако об иной ответственности данного круга лиц в Стратегии ничего не сказано, например об ответственности за действия, совершенные с применением навыков профессиональной подготовки, которые повлекли за собой наступление общественно опасных последствий, в том числе нанесение тяжких телесных повреждений.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) находится законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы Я. Е. Ниловым, Ю. А. Напсо, М. С. Рохмистровым (N 3735-6).

Авторы законопроекта предлагают включить в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» правовую норму об установлении ответственности лиц, обладающих специальной физической или спортивной подготовкой в области силовых единоборств, за причинение вреда жизни или здоровью граждан при применении ими имеющихся навыков, мотивируя при этом, что отсутствие такой нормы в базовом Законе не позволяет устанавливать в качестве отягчающего наказания указанным лицам, совершившим убийство или умышленное причинение тяжкого (средней тяжести) вреда здоровью граждан.

Однако вызывает сомнение предложение о законодательном регулировании ответственности спортсменов по профессиональным признакам по сравнению с другими гражданами. Так, например, можно рассмотреть аналогичную возможность установления более строгой ответственности, например, профессиональным водителям (таксистам, водителям общественного транспорта и т. п.) при нарушении ими Правил дорожного движения по сравнению с водителями-любителями. И таких примеров, вытекающих из жизнедеятельности человека с применением им профессиональных навыков в ситуациях, которые влекут наступление правовых последствий, можно привести немало.

При таком подходе законодательного регулирования нарушается принцип равенства всех перед законом и судом, так как приводит к дискриминации по профессиональному признаку спортсменов при привлечении их к уголовной ответственности за совершение преступления.

При установлении ответственности спортсменов с учетом положений ст. 19 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации должен соблюдаться принцип равенства и справедливости, который имеет универсальный характер и оказывает регулирующее воздействие на все области общественных отношений. В этой связи полагаем, что использование средств для несоразмерного, избыточного ограничения прав и свобод при применении мер уголовной ответственности спортсменов недопустимо.

Такой вывод корреспондирует с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 26) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 14), согласно которым все люди равны перед законом, имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона и им должно быть обеспечено пользование правами и свободами без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

Вместе с тем отметим, что Конституция Российской Федерации и международные обязательства, принятые на себя Российской Федерацией, не препятствуют ни федеральному законодателю, ни суду — в процессе определения вида и меры наказания, применяемого к лицу, совершившему преступление, — учитывать характер преступления, его опасность для защищаемых уголовным законом ценностей, интенсивность, причины и обстоятельства его совершения, а также данные о лице, совершившем преступление, при условии, что регулирование этих институтов и их применение адекватны конституционным принципам юридической ответственности.

В этой связи вопросы привлечения к уголовной ответственности спортсменов, находящихся в общественном месте и умышленно наносящих телесные повреждения другому человеку, подлежат четкой правовой регламентации с соблюдением конституционного принципа равенства и справедливости.

При этом возникает вопрос, почему только с этими видами спорта законодатель связывает необходимость установления ответственности спортсменов, владеющих именно навыками боевых искусств и силовых единоборств. Как видно из пояснительной записки к законопроекту, основанием для внесения соответствующих дополнений в закон явилось убийство 19-летнего москвича Ивана Агафонова чемпионом мира по смешанным единоборствам Расулом Мирзаевым, которому предъявлено обвинение по ст. 111, ч. 4 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего).

Однако, обосновывая свою позицию, авторы не учли, что любой спортсмен, независимо от вида спорта, который может быть и не связан с боевыми искусствами и силовыми единоборствами (регби, футбол, баскетбол, хоккей и др.), обладает специальной физической и спортивной подготовкой и способен нанести вред здоровью обычному гражданину и без применения приемов специальной подготовки.

В законопроекте отсутствует и определение понятия «специальная физическая или спортивная подготовка в области силовых единоборств», а примененный терминологический набор слов в целом представляется весьма неопределенным, не учитывающим степень такой подготовки (новичок или спортсмен-профессионал), вид единоборства и иные обстоятельства совершения преступления.

Данные вопросы оставлены законодателями без внимания. Создается впечатление, что внесенный законопроект имеет целенаправленный характер, связанный с оказанием соответствующей помощи судебным инстанциям по конкретному делу.

Вместе с тем при рассмотрении вопроса привлечения к уголовной ответственности спортсменов, находящихся в общественном месте и умышленно наносящих телесные повреждения другому человеку, следует учитывать, что этот вопрос подлежит четкой правовой регламентации.

При этом, на наш взгляд, такая ответственность должна быть установлена для любого спортсмена независимо от вида спорта, который он представляет.

В этой связи полагаем, что законопроект подлежит доработке.

Кроме того, заметим, что весьма распространенным и обычным стало умышленное причинение вреда здоровью человека (сопернику) в ходе проведения спортивных состязаний.

И если причинение вреда здоровью соперника в тех видах спорта, которые предполагают контактный поединок (бокс, карате, рукопашный бой и пр.), составляет сущность вида спорта и уголовная ответственность для спортсмена исключается при условии соблюдения им правил применения силовых приемов, то для спортсменов в иных видах спорта наступление уголовной ответственности и не предполагается.

Говоря об установлении уголовной ответственности спортсменов за соответствующее преступление против личности, на наш взгляд, целесообразно включить в круг лиц, подлежащих привлечению к ответственности, спортсменов за убийство или умышленное причинение тяжкого (средней тяжести) вреда здоровью в процессе проведения спортивных состязаний. Такой подход будет соответствовать уголовно-правовым принципам законности и равенства граждан перед законом, установленным ст. 3, 4 УК РФ, и исключит пробелы в правовом регулировании вопросов ответственности спортсменов.

При этом, по нашему мнению, профилактикой такого рода преступлений должно стать, как говорилось раннее в настоящей статье, преподавание спортсменам таких дисциплин, как основы психологии, психиатрии, правовых знаний, которое должно осуществляться в обязательном порядке не только в школах и школах-интернатах спортивного профиля, средних профессиональных (училища олимпийского резерва) и высших учебных заведениях (университеты и институты физической культуры), но также и в организациях (спортивных федерациях), осуществляющих развитие вида спорта, путем проведения соответствующих семинаров, тренингов и т. п.

Наличие такой профилактической работы в указанных организациях может быть гарантировано путем введения в законодательство норм, устанавливающих соответствующую ответственность указанных юридических лиц, а также должностных лиц этих организаций, ответственных за проведение такой работы.

Кроме того, после введения в законодательство обсуждаемых норм важной составляющей методического обеспечения работы по совершенствованию моральных и интеллектуальных качеств спортсменов, а также повышения уровня их правосознания и правовой культуры могло бы стать распространение через СМИ и физкультурно-спортивные организации информации о существовании наряду с общепринятыми видами ответственности (дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовно-правовой) и специальной юридической ответственности — спортивно-соревновательной, а также ответственности за поведение спортсмена в общественных местах.

——————————————————————