Тенденции развития международного туризма

(Гаранья И.)

(«Туризм: право и экономика», 2012, N 2)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

И. ГАРАНЬЯ

Гаранья И., региональный директор по Европе Всемирной туристской организации (ЮНВТО).

Несмотря на особенно сложные условия, в 2011 году международный туризм вырос более чем на 4%, достигнув рекордного результата за все времена — 980 миллионов туристских прибытий. 2011 год стал для Европы, где опасения, связанные с экономическим кризисом, практически ежедневно присутствуют в центральных заголовках газет, одним из лучших годов для туризма. Россия показала замечательные результаты — она занимает 13-е место в мире по числу международных туристских прибытий, страна приняла в 2011 г. более 22,7 млн. туристов и показала 12-процентный рост. Что касается выездного туризма, Россия, бесспорно, является одной из известных стран БРИК. 26,2 млн. туристов выехали в 2011 г. за пределы России, из которых 19,2 млн. (74%) совершили поездки по Европе. В 2011 г. рост российских прибытий зарегистрировала практически каждая дестинация. Более всего впечатляет то, что все турцентры, за исключением одного, приняли в 2011 г. на 10% российских туристов больше. Глядя в будущее с осторожным оптимизмом, мы ожидаем, что, несмотря на увеличивающиеся экономические риски, международные туристские прибытия продолжат свой рост в 2012 г. и выйдут на уровень +3% или +4%. На данный момент результаты соответствуют нашим прогнозам. Так, за первые месяцы 2012 г. был зарегистрирован рост в 5,65% и 8% в Центральной и Восточной Европе.

Ожидается, что к концу 2012 г. число международных туристских прибытий достигнет одного миллиарда — один миллиард туристов будет путешествовать по миру в течение одного года.

Один миллиард — это по всем параметрам впечатляющее число, особенно если мы обратим наш взгляд в прошлое, к 1950 году, когда по миру путешествовало лишь 25 миллионов туристов. Сегодня, всего через одно поколение, по миру передвигается уже один миллиард туристов. И значит, к концу этого года (всего за один год) международные границы пересечет одна семнадцатая всего мирового населения. Еще четыре миллиарда совершат внутренние поездки внутри национальных границ.

И этот рост продолжится. Новое подробное исследование ЮНВТО — долгосрочный прогноз «Туризм: перспектива 2030» показывает, что к 2030 году этот показатель достигнет 1,8 млрд. в год — 5 миллионов туристов в день! Этот рост составляет 3,3% в год, означая, что ежегодно в течение 20 следующих лет туристский рынок будут пополнять 43 млн. туристов. Только в Европе к 2030 г. мы ожидаем три четверти миллиарда туристов, или ежегодный прирост — 14 млн. туристов. Центральная и Восточная Европа, включая Россию, как ожидается, практически удвоят свои международные прибытия — с 95 млн. до 176 млн.

За этими впечатляющими цифрами стоит, безусловно, мощный инструмент экономического развития, создание новых рабочих мест и развитие в целом. Туризм вносит прямой вклад в размере 5% в общий ВВП (9%, если учитывать его косвенные и производные воздействия), на туризм приходится 30% всей мировой торговли услугами, и в нем занят каждый двенадцатый человек в мире.

Очень просто: один миллиард туристов означает сотни миллионов рабочих мест, возможность роста доходности, увеличение инвестиций в инфраструктуру и бесчисленные возможности для развития.

Успех и устойчивое развитие туризма зависят от способности всех участников туристского процесса прийти к единому видению проблем (при этом каждый должен выявить свои возможности, которые будут отличать его от конкурентов) и умения организовать работу на основе разделения ответственности по всем направлениям: разработка продукта, инфраструктура, коммерциализация, людские ресурсы, маркетинг и продвижение, управление дестинациями и качество услуг. А для этого необходимо, чтобы правительства, частные предприятия и другие участники туристского процесса динамично и творчески подошли к разработке туристского предложения с учетом пожеланий клиентов и более сегментированного рынка…

…И события, бесспорно, являются неотъемлемой частью этого процесса.

Как вы знаете, важнейшим аспектом организации событийного мероприятия является сохранение положительного воздействия после того, как мероприятие завершено: как гарантировать дальнейшее устойчивое развитие, когда погасли свечи и опущен занавес. Это не просто, и я уверена, что все мы с удовольствием поделимся друг с другом примерами и опытом по данному вопросу. Я испанка, и мне хотелось бы поделиться с вами примером Олимпийских игр 1992 года в Барселоне, которые были широко исследованы благодаря их большому успеху до, во время и после их проведения.

Считается, что Барселона — один из лучших примеров тех дестинаций, где наследство Олимпийских игр оказалось положительным. Согласно статистике, в годы до и непосредственно после Олимпиады (1986 — 1993 гг.) доход в национальную экономику составил 16,6 млрд. долларов США. Положительное влияние продолжало ощущаться и позднее. За последнее десятилетие туризм сделал значительный скачок в развитии, и его вклад в ВВП города составляет в настоящий момент около 12% по сравнению с 1 — 2% до Олимпийских игр. Город увеличил количество гостиничных койко-мест на 34,9% и продолжил увеличивать их после Олимпиады. В период с 1992 по 2002 г. было построено 75 гостиниц (рост числа койко-мест составил 47%). В долгосрочной перспективе количество ночевок в период между 1990 и 2011 г. увеличилось на 110%, превзойдя 98-процентный рост числа койко-мест за этот период. Число приезжающих в Барселону туристов возросло больше чем вдвое — с 3 млн. в начале 90-х до 7,1 и 7,3 млн. в 2010 и 2011 гг. соответственно. Тем не менее следует сказать, что, хотя Барселона благодаря Олимпиаде заметно «выросла» как туристское направление, не нужно относить весь успех только на счет игр. Игры явились катализатором, однако с тех пор была проведена огромная работа по всем направлениям, результаты которой мы ощущаем на сегодняшний день.

Я большая поклонница успешных примеров и поэтому хочу привлечь ваше внимание к еще одному успешному мегасобытию — Чемпионату мира по футболу 2010 года, который способствовал настоящему туристскому буму в Южной Африке в июне — июле 2010 года и позволил миру по-новому взглянуть на эту страну. Именно этот невиданный успех дал Южной Африке возможность восстановить свою репутацию как излюбленной туристской дестинации для туристов со всего мира. Согласно результатам исследования, проведенного туристскими властями Южной Африки, в мнениях туристов, посетивших страну во время чемпионата, произошел радикальный переворот — многие из них до приезда были скептически настроены по отношению к стране из-за информации в прессе, в особенности в отношении безопасности. Этот переворот во взглядах, возможно, больше, чем что-либо другое, станет одним из главных положительных достижений этого мероприятия. В июне — июле 2010 г. Южную Африку посетили 309 554 иностранных туриста с целью увидеть Чемпионат мира по футболу. Только представьте себе, какой может быть резонанс у такого события.

Совсем недавно все мы были свидетелями заключительного этапа Чемпионата Европы по футболу — 2012, проводившегося совместно Украиной и Польшей. И вот, когда чемпионат подходил к концу, туристские власти Польши и Украины зарегистрировали значительное повышение интереса к этим странам среди международных посетителей. Будем надеяться, что возможности, полученные благодаря этому успеху, будут только увеличиваться.

Россия также обладает огромными возможностями и берет на себя ответственность, принимая в 2014 г. зимние Олимпийские игры в Сочи и гонки «Формула 1», а также в 2018 г. огромное по значению мероприятие — Кубок мира ФИФА. Правильная организация этих событий призвана увеличить число международных прибытий и принести России значительные экономические выгоды.

Таким образом, что в любых условиях справедливо для туризма — это то, что он обладает огромным потенциалом. И чтобы получить выгоду от этого потенциала, необходимо работать сообща по всем направлениям. Наш сектор многогранный, но безумно волнующий и увлекательный, и сотрудничество и координация в нем играют огромную роль.

Я хочу заверить вас в том, что в эти непростые времена ЮНВТО работала и работает руку об руку с государствами-членами для устойчивого роста туризма во всем мире.

——————————————————————