О значении соотношения понятий «медицинская помощь» и «медицинская услуга» для реализации права граждан на охрану здоровья

(Помазкова С. И.) («Юридический мир», 2012, N 11)

О ЗНАЧЕНИИ СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ «МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ» И «МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА» ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ

С. И. ПОМАЗКОВА

Помазкова Светлана Ивановна, заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Российского нового университета, кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена анализу законодательных актов международного и национального права стран — бывших союзных республик, на предмет соотношения понятий «медицинская помощь» и «медицинская услуга». Предлагается нормативное закрепление этих понятий как тождественных, что повысит эффективность правового регулирования медицинской деятельности и расширит возможности граждан защитить свое право на охрану здоровья на основе законодательства о защите прав потребителей.

Ключевые слова: медицинская помощь, медицинская услуга, защита прав потребителей.

On importance of correlation of concepts «medical assistance» and «medical service» for realization of right of citizens to protection of health S. I. Pomazkova

The article is devoted to analysis of legislative acts of international and national law of countries, former soviet republics, with regard to correlation of concepts «medical assistance» and «medical service». The author proposes normative consolidation of these concepts as identical, it will increase efficiency of legal regulation of medical activities and broaden opportunities of citizens to protect their right to protection of health on the basis of legislation on protection of rights of consumers.

Key words: medical assistance, medical service, protection of rights of consumers.

Неотъемлемым правом каждого человека является право на жизнь и здоровье. Но законодательство об охране здоровья граждан не может эффективно регулировать отношения без дефиниции основополагающего для этой сферы понятия «медицинская помощь». Анализ нормативных правовых актов показывает существенную разницу в понимании того, что такое «медицинская помощь» в соотношении с упоминаемыми одновременно «медицинскими услугами». Обратимся к анализу российского законодательства. Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» <1> «медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг»; «медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение». ——————————— <1> Российская газета. N 263. 23.11.2011.

Из контекста данного Закона следует, что понятие «медицинская помощь» включает в себя и медицинскую услугу, являясь по отношению к ней родовым понятием. В законодательстве стран, бывших союзных республик, по-разному понимается медицинская помощь. Так, в Кодексе Республики Казахстан от 18.09.2009 N 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения» <2> речь идет о комплексе медицинских услуг, включающих лекарственную помощь, направленных на сохранение и восстановление здоровья населения. Медицинские услуги — это действия субъектов здравоохранения, имеющие профилактическую, диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность по отношению к конкретному человеку. То есть дифференциация этих двух понятий практически отсутствует. ——————————— <2> URL: http://online. zakon. kz/Document/?doc_id=30479065 (дата обращения: 04.07.2012).

В Законе Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. N 2435-XII «О здравоохранении» <3> под медицинской помощью понимается комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, включающий профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и протезирование, осуществляемые медицинскими работниками. Это пример тождественного понимания медицинской помощи и медицинской услуги. ——————————— <3> URL: http://www. pravo. by/main. aspx? guid=3871&p2;=2/399 (дата обращения: 04.07.2012).

Аналогичная картина наблюдается и в международных актах. Так, в Соглашении о взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи (Москва, 24 ноября 1998 г.) <4> понятие скорой и неотложной медицинской помощи дается через категорию «медицинская услуга» <5>. ——————————— <4> URL: http://www. ipaeurasec. org (дата обращения: 04.07.2012). <5> «Скорая и неотложная медицинская помощь» — комплекс медицинских услуг, оказываемых при острых нарушениях физического или психического здоровья пациента, угрожающих его жизни или здоровью окружающих.

В решении о Концепции сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в области охраны здоровья населения (Ялта, 18 сентября 2003 г.) <6> одной из основных задач согласованных действий, направленных на охрану здоровья населения государств — участников СНГ, названо улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи. Медицинские услуги как правовая категория не упоминаются вообще. ——————————— <6> URL: http://cis. minsk. by/reestr/ru/index. html#reestr/view/text? doc=1427 (дата обращения: 04.07.2012).

Анализируя текст Протокола о механизме реализации Соглашения об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств (заключено в г. Москве 27.03.1997) <7> в части порядка предоставления медицинских услуг, можно отметить, что в этом документе не дифференцируются понятия «медицинская помощь» и «медицинская услуга». О «медицинской помощи» идет речь, когда предоставляется скорая и неотложная помощь, и в тех случаях, когда медицинское обслуживание осуществляется на возмездной основе. Так, согласно п. 1.2 Протокола «на платной основе за счет направляющей страны или личных средств граждан государств Содружества, а также за счет благотворительных взносов и пожертвований предприятий, организаций, в том числе международных, и других внебюджетных источников — плановая медицинская помощь, включая медико-социальную». ——————————— <7> Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1997. N 2.

В ряде нормативных документов ЕврАзЭС <8> используются термины «медицинская помощь» и «медицинская услуга» без дифференциации. Но уже в рассмотренном 16 мая 2012 г. законодательном акте «О правах пациента» <9> однозначно речь идет только о медицинской помощи как унифицированной категории, без разделения на платные или бесплатные медицинские вмешательства. Появление этого документа создает предпосылки для унификации права в области охраны здоровья граждан. ——————————— <8> Предложения по оптимизации и унификации механизма правового регулирования государств — членов ЕврАзЭС в сфере здравоохранения. Приложение к Постановлению комиссии от 07.10.2005 N 7 // URL: http://www. ipaeurasec. org. <9> Приложение к Постановлению МПА ЕврАзЭС от 16.05.2102 // URL: http://www. ipaeurasec. org.

Анализ вышеуказанных нормативных правовых актов показывает, что четкого разграничения категорий «медицинская услуга» и «медицинская помощь» в законодательстве нет. Но, рассматривая содержательную сторону этих действий (медицинского вмешательства), направленную и в том и в другом случае на профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию, протезирование, можно утверждать, что «медицинская помощь» и «медицинская услуга» — это понятия тождественные, означающие действия, направленные на профилактику заболеваний и восстановление здоровья гражданина. К этой проблеме примыкает другая, тесно связанная с комплексными институтами права, где нормы одной отрасли права могут применяться в другой отрасли. Указанная взаимосвязь проявляется в числе прочего и в единстве используемых терминов. Рождающаяся отрасль права, регулирующая отношения в сфере охраны здоровья граждан («медицинское право», «биомедицинское право», «здравоохранительное право»), как комплексная отрасль права, основана на заимствованных из других отраслей права терминах: юридическое лицо, лицензирование (лицензирование медицинской деятельности), государственная регистрация и т. д. В данном случае в содержание определений не может быть вложено содержание, отличное от смысла определений «материнских» отраслей права. Появление многочисленных комплексных отраслей права также подводит к обязательности единой терминологии в праве. То обстоятельство, что одни и те же общественные отношения часто находятся под воздействием норм разных отраслей права, приводит к необходимости введения одинаковых для этих отраслей права терминов. В противном случае произойдет столкновение устанавливаемых правил, что выразится в юридических коллизиях норм права, в размытости их содержания, порой абсурдности, что, в свою очередь, вызовет снижение эффективности правового регулирования. Свои специфические (отраслевые) термины имеют право на жизнь, если границы, которые они определяют для какого-либо правового явления, не выходят за рамки правоотношений, регулируемых данной отраслью права. При решении данного спорного вопроса заслуживает внимания и поддержки точка зрения С. С. Алексеева, который считает, что одним из основных требований к использованию терминологии в законах (иных нормативных юридических актах) является единство терминологии: один и тот же термин должен употребляться в данном законе (и во всех других нормативных актах) в одном и том же смысле <10>. ——————————— <10> Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 107.

Реализация прав и свобод гражданина и иных субъектов права рассматривается как осуществление регламентированных правовыми нормами возможностей, в том числе и на получение и защиту материальных благ. Широта данных возможностей напрямую зависит от эффективности законотворческой деятельности, одной из составляющих которой и является качество юридической терминологии. Рассматривая как тождественные понятия «медицинская услуга» и «медицинская помощь», мы выходим на проблему содержательной стороны данных действий, которая должна быть одинаковой во всех законодательных актах, в том числе носящих комплексный характер. Платность или безвозмездность медицинского вмешательства не должны влиять на качество медицинской помощи. В законодательных актах следует подчеркнуть единство стандартов для любого медицинского вмешательства, называется ли оно медицинской услугой или медицинской помощью. Этот принцип должен реализовываться и в правовых актах, регулирующих отношения нескольких стран. Взаимосвязь международного, регионального и национального права должна проявляться также в единстве терминологии. Без этого снизится возможность взаимодействия стран и организаций, так как из-за коллизий норм права и разночтений нельзя будет выйти на определение содержания сотрудничества, на выработку единства действий, в том числе и в сфере здравоохранения. Как отметила Г. К. Дмитриева, «…международное частное право регулирует отношения, которые своим составом лежат в правовом поле двух или более государств. Их значимость в жизни каждого государства порождает объективную потребность в их единообразном правовом регулировании» <11>. ——————————— <11> Международное частное право: Учебник / Отв. ред. Г. К. Дмитриева. 3-е изд. М.: Проспект, 2010. С. 94.

Выработка определенной позиции в соотношении медицинской помощи и медицинской услуги даст возможность усовершенствовать законодательство и в области защиты прав потребителей. Странами — бывшими союзными республиками до сих пор не разработано единое законодательство в области защиты прав потребителей. Взяв за основу Резолюцию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» (приняты 09.04.1985 Резолюцией 39/248 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) и учитывая опыт Европейского экономического сообщества, следует выработать единые правила защиты прав потребителей на постсоветском пространстве. Медицинские услуги должны быть включены в перечень услуг, на которые распространяется защита прав потребителей. При этом определение понятий «медицинская помощь» и «медицинская услуга» будет иметь решающее значение для уточнения объекта защиты. Так, в сферу действия Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (в ред. от 25.06.2012) «О защите прав потребителей» <12> включено предоставление только платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи). Следовательно, та группа населения, которая получает медицинскую помощь на безвозмездной основе, исключена из числа тех, кто имеет дополнительные способы защиты, предоставляемые законодательством о защите прав потребителей. Это положение нельзя признать справедливым. ——————————— <12> Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. N 15. Ст. 766.

Целями сотрудничества стран согласно Руководящим принципам для защиты интересов потребителей (приняты 09.04.1985 Резолюцией 39/248 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) среди прочих было объявлено: 1) содействие странам в установлении или дальнейшем обеспечении надлежащей защиты своего населения как потребителей; 2) поощрение высокого уровня этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг для потребителей; 3) содействие странам в борьбе с вредной деловой практикой всех предприятий на национальном и международном уровне, которая отрицательно сказывается на потребителях. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей направлены на удовлетворение следующих законных потребностей: a) защита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности; b) доступ потребителей к соответствующей информации, необходимой для компетентного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями; c) просвещение потребителей; d) наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб потребителей; e) свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы. Представляется обоснованным и целесообразным законодательно распространить эти цели и принципы на всех граждан, получающих как бесплатную медицинскую помощь, так и платные медицинские услуги. Нет никаких моральных и правовых оснований лишать лиц, получающих бесплатную медицинскую помощь (скорую, неотложную), тех прав, которые имеют граждане, получающие медицинскую помощь на возмездной основе. Возмездное предоставление услуг может давать право только на дополнительный перечень услуг, предоставляемых гражданину, но не лишать его права на качество медицинского вмешательства, на информацию и других прав, гарантированных законодательством о защите прав потребителей. Понимание «медицинской помощи» и «медицинской услуги» как тождественных категорий позволит сблизить правовую позицию лиц, получающих их как на возмездной, так и безвозмездной основе, и распространить действие законодательства о защите прав потребителей на эти обе категории. Дополнительным аргументом является то обстоятельство, что бесплатность медицинской помощи является относительной. На самом деле в этих отношениях присутствует опосредованная через третьих лиц оплата. Система обязательного медицинского страхования направлена на формирование фондов из полученных от граждан средств и перераспределение их в дальнейшем среди организаций здравоохранения. Таким образом, медицинская помощь для граждан в этом случае не получается бесплатной. Следовательно, совершенно очевидна необходимость распространения законодательства о защите прав потребителей на все случаи медицинского вмешательства. Подводя итог анализу законодательства, регулирующего охрану здоровья граждан и защиту их прав как потребителей, следует сделать следующие выводы: в законодательных актах, региональных (на постсоветском пространстве) и национальных (стран, сотрудничающих в сфере здравоохранения), «медицинскую помощь» и «медицинскую услугу» следует понимать как понятия тождественные; необходимо разработать региональное законодательство о защите прав потребителей, распространив его действие и на всех граждан, получающих медицинскую помощь как на возмездной основе, так и бесплатно.

——————————————————————