О проблемах, связанных с выплатой некоторым категориям военнослужащих денежной компенсации за непредоставленные путевки в лечебно — оздоровительные учреждения

(Думчиков А. П.) («Право в Вооруженных Силах», N 5, 2002)

О ПРОБЛЕМАХ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПЛАТОЙ НЕКОТОРЫМ КАТЕГОРИЯМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НЕПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ПУТЕВКИ В ЛЕЧЕБНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

А. П. ДУМЧИКОВ

А. П. Думчиков, майор юстиции, юрисконсульт группы (по юридическим вопросам) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, Герой Российской Федерации.

В настоящей статье автор попытался ответить на некоторые вопросы, возникающие в воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации при выплате денежной компенсации за непредоставленные путевки в лечебно — оздоровительные учреждения. Выплата указанной компенсации предусмотрена Приказом Министра обороны Российской Федерации «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года N 160» 2000 г. N 355. Основным является вопрос, на кого распространяется действие указанного Приказа Министра обороны Российской Федерации. Приказ Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 355 издан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О предоставлении путевок в лечебно — оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно — исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо — Кавказского региона, и членам их семей» 2000 г. N 160. Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о предоставлении путевок в лечебно — оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно — исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо — Кавказского региона, и членам их семей. В п. 2 Положения указано, что военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно — исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо — Кавказского региона (далее — военнослужащие), путевки в лечебно — оздоровительные учреждения при наличии медицинских показаний предоставляются в первоочередном порядке один раз в год медицинским управлением (службой) соответствующего федерального органа исполнительной власти. В п. 6 указанного Положения установлено, что в случае непредоставления военнослужащим путевок (в связи с их отсутствием или необращением за получением) денежная компенсация в размере средней стоимости путевки в лечебно — оздоровительные учреждения выдается органами, выплачивающими денежное содержание. Для получения денежной компенсации военнослужащие представляют рапорт о выплате денежной компенсации и выданную медицинским управлением (службой) соответствующего федерального органа исполнительной власти справку о наличии медицинских показаний для лечения в лечебно — оздоровительном учреждении и о непредоставлении путевки. Следовательно, выплата указанной денежной компенсации производится военнослужащим: 1) выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо — Кавказского региона; 2) имеющим наличие медицинских показаний для лечения в лечебно — оздоровительном учреждении; 3) не получавшим путевки в лечебно — оздоровительное учреждение по причинам их отсутствия или необращения за получением. Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации привлекались к выполнению различных задач на территории Северно — Кавказского региона в разные периоды, в частности: октябрь — ноябрь 1992 г. — выполнение задач при вооруженных конфликтах на территориях Республики Северная Осетия — Алания и Республики Ингушетия; декабрь 1994 г. — декабрь 1996 г. — выполнение задач в зоне вооруженного конфликта на всей территории Чеченской Республики; август 1999 г. — по настоящее время — выполнение задач в ходе проведения контртеррористических операций на территории Северо — Кавказского региона. Автор считает, что при проведении указанных мероприятий на территории Северо — Кавказского региона одной из задач являлось обеспечение правопорядка и общественной безопасности в этом регионе. Однако прямое указание на это содержат не все нормативные правовые акты, изданные по данному вопросу. В связи с этим возникают определенные сложности. В частности, можно предположить, что военнослужащие, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, и военнослужащие, выполняющие (выполнявшие) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо — Кавказского региона, — это две различные категории военнослужащих. И тогда на одних действие Постановления Правительства РФ 2000 г. N 160 распространяется, а на других — нет. Дело в том, что Федеральный закон «О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 19 ноября 1997 г. N 146-ФЗ устанавливает права и льготы (в том числе и выплату денежной компенсации за непредоставленную путевку) военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта. Указанный Федеральный закон принят в 1997 г., т. е. до начала масштабных боевых действий при проведении контртеррористических операций на территории Северо — Кавказского региона в 1999 г. В Положении же, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации 2000 г. N 160, определен порядок предоставления путевок в лечебно — оздоровительные учреждения и порядок выплаты денежной компенсации в случаях непредоставления указанных путевок военнослужащим, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо — Кавказского региона. Таким образом, на сегодня существуют два нормативных правовых акта, из которых в одном установлено право на получение денежной компенсации в случаях неполучения путевки (Федеральный закон от 19 ноября 1997 г. N 146-ФЗ), а в другом определены ее размер и порядок получения (Постановление Правительства Российской Федерации 2000 г. N 160). В Постановлении Правительства РФ 2000 г. N 160 нет ссылки на то, что оно принято во исполнение Федерального закона от 19 ноября 1997 г. N 146-ФЗ, что также является одним из аргументов того, что эти два нормативных акта не связаны между собой. Однако в ст. 7 Закона РФ 1993 г. N 4328-1, в который вносит изменения Федеральный закон 1997 г. N 146-ФЗ, содержится норма, согласно которой порядок предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, установленных в этом Законе, определяется Правительством Российской Федерации. Представляется, что это и было сделано Правительством РФ в своем Постановлении 2000 г. N 160. И даже в том случае, если военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, будет отказано в выплате указанной компенсации, они могут добиться реализации своего права в судебном порядке. Следующим является вопрос о нуждаемости в санаторно — курортном лечении. Право определения у военнослужащего наличия медицинских показаний для направления в лечебно — оздоровительные учреждения предоставлено соответствующим медицинским службам. Должностные лица этих служб при определении у военнослужащих наличия медицинских показаний для направления их в лечебно — оздоровительные учреждения должны использовать Руководство по диспансеризации военнослужащих Советской Армии и Военно — Морского Флота (далее — Руководство), утвержденное Приказом Министра обороны 1988 г. N 460. В соответствии с Руководством санаторно — курортное лечение является одним из видов лечебно — профилактических мероприятий, которые могут быть назначены военнослужащим по итогам углубленного медицинского обследования. В соответствии с п. 5 Руководства углубленное медицинское обследование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, проводится ежегодно в IV квартале. В соответствии с Методикой диспансерного динамического наблюдения при основных заболеваниях… (приложение N 1 к Руководству) санаторно — курортное лечение является одним из основных лечебно — профилактических мероприятий нозологических форм заболеваний. Данные формы перечислены в вышеназванном приложении N 1. Кроме форм заболеваний, указанных в данном приложении N 1, информация о медицинских показаниях для санаторно — курортного лечения содержится в гл. 4 справочника под редакцией генерала — полковника медицинской службы И. М. Чижа «Военные здравницы России» (М.: Воениздат, 1996). Необходимо также иметь в виду, что существуют общие медицинские противопоказания, исключающие направление больных в военные санатории. В соответствии с указанным справочником к ним относятся следующие заболевания: все заболевания в острой стадии, хронические заболевания в стадии обострения и осложненные острогнойными процессами; острые инфекционные заболевания до окончания срока изоляции; все венерические заболевания в заразной форме; психические заболевания; все формы наркомании и хронический алкоголизм; эпилепсия; злокачественные новообразования <*>; ——————————— <*> Больные после радикального лечения по поводу злокачественных новообразований (хирургического, лучистой энергией, химиотерапевтического, комплексного) при общем удовлетворительном состоянии могут направляться только в местные санатории для общеукрепляющего лечения.

кахексия любого происхождения; эхинококкоз; часто повторяющиеся или обильные кровотечения различного происхождения; все формы туберкулеза в активной стадии — для всех санаториев нетуберкулезного профиля; акушерская патология во все сроки беременности; состояние после родов в период лактации; нормальная беременность во все сроки — на бальнеологические и грязевые курорты, на климатические — начиная с 26-й недели <*>. ——————————— <*> На курорты Черноморского побережья Кавказа в жаркое время года (май — сентябрь) не рекомендуется направлять во все сроки беременности.

Не направляются в военные санатории больные, требующие стационарного лечения или хирургического вмешательства, а также неспособные к самостоятельному передвижению, нуждающиеся в постоянном специальном уходе. Кроме того, во все сроки беременности нельзя направлять женщин в санатории: — для бальнеогрязелечения по поводу гинекологических заболеваний; — для лечения радоновыми ваннами других (экстрагенитальных) заболеваний. Наличие у военнослужащего медицинских противопоказаний, исключающих направление в военные санатории, не может служить основанием отказа в выплате денежной компенсации. Еще один вопрос: какие документы необходимо представить для получения указанной денежной компенсации. В соответствии с п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 2000 г. N 160, для получения денежной компенсации военнослужащие представляют: рапорт о выплате денежной компенсации; выданную медицинским управлением (службой) соответствующего федерального органа исполнительной власти справку о наличии медицинских показаний для лечения в лечебно — оздоровительном учреждении и о непредоставлении путевки <*>. ——————————— <*> Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 355 (приложение N 1 к Приказу) утверждена форма справки, выдаваемой военнослужащим соответствующей медицинской службой, о наличии медицинских показаний для направления в лечебно — оздоровительные учреждения и непредоставлении ему путевки для получения денежной компенсации.

Необходимо учесть, что в Положении говорится о военнослужащих, имеющих право на получение денежной компенсации (выполняющих (выполнявших) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо — Кавказского региона). Поэтому, по мнению автора, для того, чтобы подтвердить право на получение указанной денежной компенсации, военнослужащий должен, кроме указанных документов, представить документы (или соответствующим образом заверенные их копии), подтверждающие факт выполнения военнослужащим задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо — Кавказского региона. В заключение представляется необходимым указать, что указанная денежная компенсация в соответствии с п. 8 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 2000 г. N 160, выплачивается единовременно в I квартале года, следующего за календарным годом, в течение которого не предоставлялись путевки в лечебно — оздоровительные учреждения.

——————————————————————