«Заразные» работники
(Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю.)
(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 3)
«ЗАРАЗНЫЕ» РАБОТНИКИ
М. МОШКОВИЧ, Н. ЗАВОЙКИНА, Ю. ТЕРЕШКО
Мария Мошкович, эксперт «ЭЖ-Юрист».
Наталья Завойкина, эксперт «ЭЖ-Юрист».
Юлия Терешко, эксперт «ЭЖ-Юрист».
Главный государственный врач России Геннадий Онищенко продолжает призывать чиновников и общество в целом к решению такой проблемы, как ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в стране по причине вспышек инфекционных заболеваний среди приезжих на заработки иностранных граждан.
Год назад Главный врач России уже обращал внимание на существование данной проблемы (письмо Роспотребнадзора от 30.01.2007 N 0100/806-07-32). Очевидно, действенных результатов оно не принесло. Достаточно взглянуть на статистику, приведенную Г. Онищенко в своем Постановлении от 14.12.2007 N 86 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства».
Почти за целый 2007 год освидетельствование прошли около 600 тысяч иностранных граждан (и это только те, которые находятся на легальном положении в России). Среди указанных лиц 1615 были ВИЧ-инфицированные, 3058 больны туберкулезом, почти каждый 43-й имеет гепатит или острые кишечные заболевания, каждый 75-й — инфекции, передающиеся половым путем!
Нарушения санитарно-гигиенических условий для проживания, трудового процесса и питания иностранных граждан и лиц без гражданства, привлекаемых к труду, обнаружены при строительстве таких объектов, как: терминал Шереметьево-3, «Икея-Химки», «Бизнес-парк» и др. Что уж говорить о проектах куда более скромных, где на счету почти каждая копейка и обеспечение условий труда работников не всегда волнует работодателя.
Надо сказать, что на данный момент действует ряд нормативных актов, которые обязывают иностранных граждан при получении визы, разрешения на работу проходить медицинское освидетельствование. Обязанность проводить предварительные и медицинские обследования иностранных работников возложена на работодателей. Тем не менее, по мнению Г. Онищенко, действующее законодательство в данной сфере необходимо дополнить организационно-распорядительными документами, направленными на организацию и проведение медосмотров.
Другой вопрос заключается в исполнении вышеуказанных требований законодательства и реализации их на практике. Поэтому в Постановлении главного врача постоянно звучат такие слова, как: «достоверная информация», «действенные меры», «объективные данные» и т. д.
К примеру, Г. Онищенко рекомендовал работодателям и заказчикам работ, принимающим на работу иностранцев, предоставлять в Роспотребнадзор объективные данные о месте фактического пребывания, организации питания и водоснабжения иностранных рабочих в случае регистрации среди них инфекционного заболевания.
Однако непонятно, в чем именно должны заключаться действия работодателя. Должен ли он следить за каждым иностранцем, где он питается и что он пьет (ведь необязательно, что все работники питаются организованно), и предоставлять эту информацию в Роспотребнадзор (что на практике достаточно трудно представить)? Или же он должен сам сначала организовать питание и водоснабжение работников (дабы приостановить распространение инфекции), а потом уже проинформировать Роспотребнадзор? Или же смысл данной фразы заключается в чем-то другом?
Кроме того, организациям рекомендовано заранее планировать денежные средства, которые бы в случае необходимости направлялись на проведение профилактических и противоэпидемических заболеваний.
В свою очередь, органы здравоохранения должны будут сформировать базу данных о прохождении иностранными гражданами и лицами без гражданства медицинского освидетельствования, а также ежемесячно предоставлять соответствующую информацию в Роспотребнадзор. Также будут ужесточены требования к лечебно-профилактическим учреждениям, выдающим заключения на проведение медицинского освидетельствования вышеуказанных лиц.
Не обойдется дело и без проверок. Организации, предоставляющие работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, будут проверены на предмет обеспечения последних надлежащими условиями проживания, питания, трудовой деятельности и наличия необходимых медицинских документов.
——————————————————————
Вопрос: Я ветеран боевых действий. Уже три года мне отказывают в получении денежной компенсации за неиспользованные путевки. Дополнительный отпуск предоставляют, но не оплачивают проездные документы. Подскажите, в какую инстанцию обратиться за восстановлением моих прав?
(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 2)
Вопрос: Я — ветеран боевых действий. Удостоверение получил в 2004 г. Уже три года мне отказывают в получении денежной компенсации за неиспользованные путевки. Дополнительный отпуск предоставляют, но не оплачивают проездные документы, знаю точно, что в системе Министерства обороны Российской Федерации все задолженности выплачены и выдают ВПД на проезд к месту проведения дополнительного отпуска. Подскажите, в какую инстанцию обратиться за восстановлением моих прав. Ведь Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 160 распространяется и на сотрудников органов внутренних дел.
Ответ: Порядок выплаты денежной компенсации за неиспользованные путевки ветеранам боевых действий ранее регламентировался Постановлением Правительства Российской Федерации «О предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей» от 25 февраля 2000 г. N 160.
Указанный нормативный правовой акт Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 786 признан утратившим силу с 1 января 2007 г.
В период с 2002 г. по 2004 г. действие Постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 160 в части выплаты денежной компенсации было приостановлено.
О законности приостановления выплаты денежной компенсации см.: Думчиков А. П. О проблемах, связанных с выплатой некоторым категориям военнослужащих денежной компенсации за непредоставленные путевки в лечебно-оздоровительные учреждения // Право в Вооруженных Силах. 2002. N 5; Торкунов М. А. Разрешение военными судами заявлений военнослужащих о выплате денежной компенсации за неиспользование путевок в лечебно-оздоровительные учреждения // Там же. 2004. N 5; Гаврюшенко П. И., Михалев В. А. Приостановить — не значит отменить (о проблемах, связанных с выплатой военнослужащим, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, денежной компенсации в случае непредоставления путевок в 2003 — 2004 годах) // Там же. N 6; Корякин В. М. Приостановление действия отдельных положений законодательства о социальной защите военнослужащих: правовое содержание и правовые последствия // Там же. N 7; Бабкин Р. С., Шанхаев С. В. Сколько законов — столько и проблем // Там же. 2006. N 5.
По всей видимости, восстановить свои права на получение денежной компенсации Вы сможете только в судебном порядке.
С. В.Шанхаев
Адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета, капитан юстиции
——————————————————————