О юридических аспектах взаимодействия учреждений здравоохранения и Русской Православной Церкви

(Комаров Г. А., протоиерей Алексий (Бабурин А. Н.), Мокроусова Е. В., Манько М. В.)

(«Медицинское право», 2008, N 1)

О ЮРИДИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Г. А. КОМАРОВ, ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ (А. Н. БАБУРИН),

Е. В. МОКРОУСОВА, М. В. МАНЬКО

Комаров Г. А., заслуженный врач РФ, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ, доктор медицинских наук.

Протоиерей Алексий (Бабурин А. Н.), настоятель церкви с. Ромашково.

Мокроусова Е. В., адвокатское бюро «Стратегия права».

Манько М. В., аспирант кафедры.

Развитие теории и практики социального служения в России имеет многовековую традицию, в которой центральная роль принадлежит Русской Православной Церкви (РПЦ), вносящей реальный вклад в дело помощи страждущим и больным. Однако стоит отметить, что вопросы сотрудничества здравоохранения с Русской Православной Церковью являются чрезвычайно мало разработанными. В результате глубокого информационного поиска удалось найти всего несколько современных работ, в которых в той или иной степени отражены некоторые аспекты взаимодействия медицины и православной религии, основная же часть исследований относится к дореволюционному периоду [3, 7, 8, 9]. В настоящее время наблюдается обоюдное стремление органов здравоохранения, врачей и представителей РПЦ к взаимодействию, поэтому необходим детальный анализ тех законодательных и юридических аспектов, которые способствуют или препятствуют их совместной деятельности.

Исходя из исследований А. Е. Черкасовой, данное взаимодействие возможно на трех уровнях: федеральном, при этом заключается соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и социального развития и Московской патриархией РПЦ; региональном уровне, где возможно подписание аналогичного соглашения между департаментом здравоохранения региональных администраций и соответственно близлежащих епархий РПЦ. На последнем уровне — местном — возможно и целесообразно заключение договоров, например, между лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ) и приходом РПЦ, либо ЛПУ и православным сестричеством и т. п. Составление юридически грамотно оформленных документов является важной составляющей осуществления совместной деятельности столь разных организаций, поскольку это дает возможность четко регламентировать права и обязанности обеих сторон.

Возможность заключения подобного рода соглашений основывается на следующих законодательных документах: ст. 28, п. 2 ст. 41 Конституции РФ; Указе Президента РФ от 23 апреля 1993 г. N 281; п. 3 ст. 16, п. 1 ст. 18, п. 3 ст. 18 Федерального закона 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»; ст. ст. 1, 20, 30 Основ законодательства об охране здоровья граждан; ст. 37 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании», а также Соглашении о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Русской Православной Церковью (Московский Патриархат) от 15 апреля 2005 г. [2, 4, 5].

При составлении и заключении договора необходимо выделить несколько основных групп вопросов, которые должны быть урегулированы.

1. Вопросы, связанные с предоставлением помещений лечебно-профилактическим учреждением приходу Русской Православной Церкви:

ЛПУ Приход РПЦ

— учреждение здравоохранения — помещение, переданное ЛПУ в пользо —

с согласия собственника предо — вание РПЦ, переоборудуется и переоснаща —

ставляет специально отведенное ется на средства прихода;

помещение в лечебном корпусе — представители прихода поддерживают

под организацию в нем домовой помещение в надлежащем состоянии и несут

больничной церкви или молельной необходимые расходы, связанные с его

комнаты; использованием;

— помещение выбирается с — представители прихода содержат по —

учетом пожеланий обеих сторон; мещение в полной исправности и образцо —

— помещение должно быть пло — вом санитарном состоянии в соответствии

щадью не менее 15 метров; с требованиями СЭС, обязуются обеспечи —

— помещение предоставляется вать пожарную и электрическую безопас —

в безвозмездное пользование с ность;

разрешения собственника; — все имущество, находящееся в данном

— помещение содержится на помещении (предметы культа, религиозная

средства ЛПУ; утварь, хозяйственные средства и т. п.),

— ЛПУ в случае необходимости принадлежит РПЦ и в случае расторжения

обязуется проводить в данном договора беспрепятственно возвращается

помещении текущий или капиталь — приходу;

ный ремонт; — представители прихода своими силами

— ЛПУ самостоятельно несет заботятся об охране своего имущества,

необходимые расходы, связанные находящегося в помещении;

с содержанием помещения, а — при обнаружении признаков аварий —

именно: коммунальные и эксплуа — ного состояния сантехнического, электро —

тационные расходы; технического и прочего оборудования

— руководство ЛПУ имеет немедленно сообщают об этом руководству

беспрепятственный доступ в дан — ЛПУ;

ное помещение при сопровождении — не проводят реконструкцию помеще —

представителей прихода; ния, переоборудование инженерных комму —

— руководство ЛПУ в случаях никаций сантехники и других капитальных

чрезвычайных ситуаций (пожар, ремонтных работ без согласия руководства

потоп, теракт и др.) имеет ЛПУ;

право проникновения в данное — если арендуемое помещение в резуль —

помещение даже при отсутствии тате действий прихода РПЦ или непринятия

представителей прихода для им необходимых и своевременных мер

предотвращения дальнейшего раз — придет в аварийное состояние, то приход

вития событий; восстанавливает его своими силами, за

— руководство ЛПУ несет счет своих средств или возмещает ущерб,

ответственность за сохранность нанесенный ЛПУ, в установленном законом

имущества прихода, находящегося порядке.

в данном помещении.

2. Вопросы, связанные с использованием предоставленного помещения:

ЛПУ Приход РПЦ

— руководство ЛПУ обеспечи — — священнослужители прихода проводят в

вает возможность представителям вышеуказанном помещении богослужения

РПЦ проводить в данном помеще — в соответствии с правилами и канонами

нии богослужения в соответствии РПЦ и установленным режимом работы ЛПУ;

с уставом РПЦ при условии — по просьбе пациентов данного ЛПУ или

соблюдения режима работы меди — их родственников священнослужители

цинского учреждения и с учетом прихода проводят в вышеуказанном поме —

его специфики; щении богослужения, таинства и другие

— руководство ЛПУ и медпер — религиозные обряды;

сонал обязуются не препятство — — представители РПЦ не используют

вать пациентам данного учрежде — насильственные методы в привлечении

ния участвовать в богослужени — пациентов к богослужению и участию в

ях, если это не противоречит религиозных обрядах;

режиму пребывания больных в — пациенты участвуют в богослужении

данной клинике; на основе исключительно своего желания

— руководство ЛПУ настаивает и мировоззрения;

на ограничении контингента на — — представители РПЦ обязуются не

селения, участвующего в религи — привлекать к богослужениям в вышеуказан —

озных обрядах, а именно: в них ном помещении лиц, не являющихся

могут участвовать только паци — непосредственно представителями прихода

енты больницы и их посетители. или пациентами клиники и их посетите —

лями;

— больные перед операциями, тяжелыми

диагностическими процедурами, выпиской и

т. п. могут получить благословение от

священнослужителей прихода на проведение

запланированного мероприятия;

— при входе в вышеуказанное помещение

располагается расписание проведения

служб и время общения со священнослу —

жителем.

3. Вопросы, связанные с оказанием религиозной помощи больным, не имеющим возможность посещать богослужения или религиозные обряды в специально отведенном помещении:

ЛПУ Приход РПЦ

— руководство ЛПУ обязуется — по просьбе больных, находящихся в

не препятствовать доступу свя — данном ЛПУ и не имеющих возможности

щеннослужителей к тяжелым боль — присутствовать на службе или каком-либо

ным, находящимся в общих отде — религиозном обряде, или их родственников

лениях и не имеющим возможности священнослужители проводят их у постели

посещения храма или часовни; больного при согласовании с заведующим

— руководство ЛПУ обязуется данного отделения, если это не нарушает

не препятствовать посещению ограничений и режима, установленного для

священнослужителями больных, данного типа ЛПУ, либо временных огра —

находящихся в специализирован — ничений, связанных с установлением

ных отделениях (палатах интен — особого режима допуска в ЛПУ (введение

сивной терапии, отделении анес — карантина при эпидемиях и т. п.);

тезиологии и реанимации), при — исполнение обрядов не должно

соблюдении последними режима нарушать прав других пациентов на

работы отделения и санитарно — отправление религиозных обрядов других

гигиенических норм данного конфессий.

отделения;

— руководство ЛПУ обязуется

не препятствовать проведению

религиозных обрядов в палатах

вышеуказанных отделений по

просьбе больного или его родст —

венников при согласовании с

заведующим данного отделения и

другими пациентами;

— заведующие отделением или

другие руководители ЛПУ остав —

ляют за собой право запретить

проведение религиозных меро —

приятий в палатах отделения в

случае обнаружения объективных

медицинских показаний, препят —

ствующих данным действиям

(введение карантина и т. п.).

4. Вопросы, связанные с парамедицинской помощью (уход за больными, поддержание чистоты и порядка и т. п.), оказываемой представителями прихода или православного сестричества ЛПУ:

ЛПУ Приход РПЦ

— забота о физическом — священнослужители прихода РПЦ при —

состоянии пациентов возлагает — нимают на себя заботу о духовном

ся на персонал ЛПУ в соответ — состоянии пациентов;

ствии с целями и задачами дан — — сестры милосердия, представители

ного медицинского учреждения; православных организаций, а также

— руководство ЛПУ рассматри — добровольцы из числа прихожан по реко —

вает заботу о духовном состоя — мендации настоятеля прихода оказывают

нии пациентов священнослужите — помощь в уходе за больными данного ЛПУ

лями прихода как компонент при условии наличия соответствующих

лечения; медицинских документов, позволяющих

— при отсутствии у осуществлять данного рода деятельность;

православных волонтеров доку — — вышеперечисленные лица принимают на

ментов, позволяющих участвовать себя выполнение всех назначений врача и

непосредственно в медицинском осуществляют уход за больными и санитар —

процессе, данные лица допуска — но-медицинскую помощь отделению в полном

ются к больным только с целью объеме, не заменяя, а дополняя сущест —

помощи в уходе за ними. вующие штатные единицы персонала;

— священнослужители и представители

прихода не вмешиваются в процесс лечения

физического состояния пациентов и не

критикуют назначения лечащего врача.

5. Вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью прихода РПЦ в данном ЛПУ:

ЛПУ Приход РПЦ

— руководство ЛПУ содейству — — по желанию приход принимает на себя

ет православно-просветительской организацию в холле 1-го этажа корпуса

работе прихода и не препятству — «благотворительной лавки» для

ет организации в холле обеспечения больных ЛПУ и их посетителей

1-го этажа корпуса православной литературой, предметами

«благотворительной лавки» в культа и т. п.;

порядке, установленном дейст — — средства, полученные от работы

вующим законодательством. данной «благотворительной лавки»,

используются на нужды Прихода.

Рассматривая лечение как комплексный подход, а именно как воздействие на физическое и духовное состояние пациентов, руководство ЛПУ готово к совместному с РПЦ сотрудничеству по оказанию медицинской помощи.

Заключение подобного соглашения может быть сопряжено с некоторыми трудностями.

Организации здравоохранения, относящиеся к государственной форме собственности, как правило, создаются и действуют как некоммерческие организации, разновидностью которых являются лечебные учреждения. Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Право учреждения на закрепленное за ним имущество определяется ст. 296 ГК РФ, устанавливающей, что учреждение распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения [1]. При этом законом установлены ограничения по распоряжению данным имуществом. Учреждение не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Таким образом, администрация ЛПУ в лице главного врача или другого руководителя не вправе самостоятельно сдавать в аренду помещения лечебного учреждения и, следовательно, не может единолично подписывать договор о совместной деятельности, предполагающий предоставление помещения РПЦ.

Поэтому при организации сотрудничества и взаимодействии между лечебными учреждениями и религиозными организациями необходимо решать вопросы использования помещений ЛПУ для религиозных целей.

Предоставление помещений в пользование и тем более закрепление отдельного помещения за РПЦ (приходом) для использования и осуществления культовых обрядов должны осуществляться в установленном законом порядке. Осуществление такого порядка предполагает получение согласия государственного органа по управлению государственным (муниципальным) имуществом на заключение такого рода договоров. Например, если ЛПУ федерального подчинения, то такое разрешение может дать Министерство имущества РФ, если муниципального — то соответственно Департамент имущества.

Как правило, государственное имущество, закрепленное за ЛПУ, должно предоставляться в пользование третьим лицам за плату, так как использование этого имущества рассматривается органами государственной власти и управления как дополнительный источник финансирования деятельности бюджетных организаций.

Заключение договоров на осуществление совместной деятельности осуществляется также по согласованию с соответствующим органом управления (Департаментом здравоохранения или Министерством здравоохранения и социального развития, в зависимости от степени подчиненности ЛПУ). При этом согласие должно быть получено до заключения договора. В случае нарушения такого порядка заключенный без согласия собственника договор, предполагающий предоставление РПЦ помещения под использование в религиозных целях, может быть расторгнут в судебном порядке, помещения, переданные в пользование РПЦ, могут быть изъяты, а на обе стороны наложены штрафы в размерах, установленных соответствующими нормативными актами.

Схожая проблема возникает и при совместном использовании земельного участка, занятого культовыми учреждениями (не переданного в ведение РПЦ) и закрепленного за ЛПУ.

Кроме того, возникает достаточно много вопросов при осуществлении совместной деятельности по оказанию со стороны РПЦ «сестринской» помощи. Необходимо отметить, что такая помощь должна оказываться лицами, имеющими соответствующие документы, позволяющие им присутствовать в медицинском учреждении (документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний), — ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, ст. 65 Трудового кодекса РФ [6]. ЛПУ несет ответственность перед пациентами и медицинским персоналом за деятельность этих лиц, допущенных к осуществлению функций по уходу за находящимися в учреждении на излечении. В случае предъявления исков со стороны пациентов (родственников) к ЛПУ за действия (бездействие) таких лиц, ответственность будет возложена целиком и полностью на ЛПУ, допустившие этих лиц к осуществлению такого рода услуг.

По результатам исследования А. Е. Черкасовой, 61 ЛПУ на территории г. Москвы осуществляло активную совместную деятельность с близлежащими приходами и только 10% из них имели документально подписанные договоры. При этом стоит отметить, что большинство из них были составлены без привлечения квалифицированных специалистов в области юриспруденции. Из этого можно сделать вывод о том, что, с одной стороны, законодательно имеются все предпосылки для такого взаимодействия, с другой — процедура получения соответствующих разрешений столь сложна, что большинство руководителей предпочитают более простой путь — устные договоренности с представителями РПЦ.

Учитывая, что для реализации Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Русской Православной Церковью (Московский Патриархат) от 15 апреля 2005 г. создана Комиссия, включающая в себя представителей как со стороны здравоохранения, так и со стороны РПЦ, необходимы поддержка и участие этой Комиссии в каждом конкретном случае подписания договора о совместной деятельности по устранению и решению вышеизложенных проблем. Для этого мы считаем целесообразным в рамках Комиссии создание отдельной рабочей группы, занимающейся проблемами урегулирования спорных юридических аспектов, возникающих при совместной деятельности органов здравоохранения и РПЦ.

Литература

1. Гражданский кодекс РФ, 2006 г.

2. Конституция РФ, 1993 г.

3. Нувахов Б. Ш. История милосердия и благотворительности в отечественной медицине в XVIII — XX вв.: Автореф. дис. … д. и.н. М.: Российская АМН НИИ мозга, 1993.

4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. М.: ГРАНТЪ, 2000.

5. Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Московской Патриархией Русской Православной Церкви // Вопросы наркологии. 1996. N 2.

6. Трудовой кодекс РФ, 2007 г.

7. Тулякова Т. И. Медико-социологический анализ православного учения о здоровье и формах сотрудничества Русской Православной Церкви с медицинскими и образовательными учреждениями. Автореф. дис. … канд. мед. наук. СПб., 2004.

8. Филимонов С. В. Медицина и православие: медико-социальные, организационные и этические проблемы: Автореф. дис. … докт. мед. наук. СПб., 2004.

9. Черкасова А. Е. Институциональное взаимодействие медицины и религии: Дис. … докт. мед. наук. М., 2005.

——————————————————————