Участие Русской православной церкви в борьбе с алкоголизмом и наркоманией
(Разинкова Т. Б.) («Российский следователь», 2010, N 9)
УЧАСТИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БОРЬБЕ С АЛКОГОЛИЗМОМ И НАРКОМАНИЕЙ <*>
Т. Б. РАЗИНКОВА
——————————— <*> Razinkova T. B. Participation of Russian Orthodox Church in the Struggle with Alcoholism and Drug Addiction.
Разинкова Т. Б., адъюнкт ВНИИ МВД России.
Статья посвящена актуальным проблемам борьбы с пьянством с участием Русской православной церкви. Автор справедливо придает большое значение деятельности РПЦ в этом направлении.
Ключевые слова: пьянство, алкоголизм, наркомания, участие Русской православной церкви, общество, лечение.
The article deals with topical issues of struggle with alcoholism with participation of the Russian Orthodox Church. The author draws a great attention to the activity of the Russian Orthodox Church in this direction.
Key words: drunkenness, alcoholism, drug addiction, participation of the Russian Orthodox Church, society, treatment.
Еще с давних времен люди, под покровительством Бахуса <1>, употребляющие алкоголь, давали себе возможность, ограниченную установленными традициями и законами, «выражать кроющийся в каждом избыток сил, приобщиться к бесконечной божественной стихии, почувствовать неизмеримость свободы от любых уз и ощутить собственную мощь» <2>. В настоящее же время пьянство человека мало напоминает «восхождение к божественным вершинам духа», это больше напоминает падение к первобытному состоянию. ——————————— <1> Бахус — бог винограда, вина и веселья (в древнеримской мифологии). Употр. как поэтический символ вина и беззаботного веселья. <2> Баландин Р. К. Сто великих Богов. М.: Вече, 2000; 2003.
Всем известно, что злоупотребление спиртными напитками наносит непоправимый вред не только самому пьющему, но и окружающим его людям, обществу в целом. Великий русский ученый В. М. Бехтерев, отмечая быстрое распространение алкоголизма, еще в начале XX в. с тревогой писал, что этот недуг «давно уже вырос в большого гиганта и все еще продолжает расти… Закрывать глаза на развитие алкоголизма в населении — это значит дать безмерно развиваться столь тяжелому социальному злу, которое уже ныне не только обессиливает население и экономически и морально, но и готовит для страны ослабленное во всех отношениях потомство» <3>. Многие ученые, исследователи, медики дают ответы на вопросы широкого распространения и столь сильного влияния алкоголя на организм и поведение человека, но не многие могут дать ответ, как же побороть это социальное зло, как заставить или убедить человека не вредить себе и окружающим его людям. ——————————— <3> Классики русской медицины о действии алкоголя и алкоголизме. М., 1988. С. 70, 77.
На сегодня проблемой алкоголизма в нашей стране обеспокоены не только правоохранительные, законодательные, медицинские органы, но и Русская православная церковь, как и все общество в целом. Русская православная церковь — централизованная религиозная организация в Российской Федерации, которая, при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов, осуществляет свою деятельность на основе Устава Русской православной церкви от 9 июня 2008 г.; Священного Писания и Священного предания, канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов и святых отцов; постановлений своих Поместных и Архиерейских соборов, Священного синода и указов Патриарха Московского и всея Руси <4>. Также в нее входят такие отделы, как отдел благотворительного и социального служения, отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, отдел по делам молодежи и т. д. ——————————— <4> См.: Устав Русской православной церкви от 9 июня 2008 г.
Церковь давно уже выступает за борьбу с массовым алкоголизмом в обществе и никогда не оставалась в стороне от этой проблемы. Еще пять лет назад Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий говорил: «Церковь призвана восстановить имевшуюся у нее в дореволюционное время весьма эффективную программу борьбы с алкоголизмом и использовать накапливаемый ею опыт спасения молодежи, равно как и людей всех возрастов, от смертельной опасности, вызванной наркоманией» <5>. ——————————— <5> Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви // Журнал Московской патриархии. 1994. N 5.
Из истории можно привести некоторые статистические данные, например, в Первом антиалкогольном адрес-календаре на 1912 год указано, что к началу 1911 г. в Российской империи было 1767 церковных обществ трезвости и в них числилось 498685 человек <6>. В отчете обер-прокурора Святейшего синода в то время отмечено: «По инициативе Александро-Невского общества трезвости и Московского епархиального общества борьбы с народным пьянством в июне 1912 года в городе Москве был устроен с благословения Святейшего синода Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе… В соответствующей обстановке, которую дает Церковь, и под ее благодатным воздействием дающий обещания воздерживаться от пьянства укрепляется мало-помалу и, наконец, совершенно отстает от этого порока. Поступок ведет к привычке, привычка создает характер, а характер создает человека в полном христианском смысле этого слова» <7>. Здесь также отмечено, что работа обществ трезвости, которую возглавляют деятельные и самоотверженные пастыри, дает изумительные результаты, и особо следует указать на вывод, к которому единодушно пришли участники съезда, сформулировав его в резолюции: «Приходские общества трезвости при современном состоянии приходской жизни — необходимые учреждения в каждом приходе и являются нравственно обязательным пастырским делом каждого священника» <8>. ——————————— <6> См.: Перебийнос Ф. С. Первый антиалкогольный адрес-календарь на 1912 год: Справочная книга для деятелей по борьбе с алкоголизмом // Трезвые всходы. СПб., 1912. <7> Церковные ведомости. М., 1912. N 34. <8> Там же.
Потребление учтенного алкоголя на душу населения в России сегодня превышает 10 литров, а реальное, по экспертным оценкам, — 18 литров <9>. По данным МВД России, около 80% убийств и почти 50% самоубийств совершается в состоянии алкогольного опьянения. Половина жертв, пострадавших от убийств в момент совершения преступления, находилась в нетрезвом состоянии; более 90% хулиганств совершалось в состоянии опьянения <10>. ——————————— <9> Российская газета. 2009. N 101(4925). 4 июня. <10> Комсомольская правда. 2009. 14 — 21 мая.
Проблемы преодоления пьянства в России были и остаются актуальными. На протяжении всей новейшей истории к этой проблеме обращались как на законодательном уровне, так и на партийно-политическом и, конечно же, научном. Достаточно вспомнить антиалкогольную кампанию, начавшуюся в 1985 г., и последующие государственные решения и теоретические изыскания, а также многочисленные научно-практические конференции, направленные на поиск путей преодоления пьянства и алкоголизма. С первого же прикосновения к этой тематике становятся очевидными масштабы поражения алкогольным недугом российского общества. Если деятельность государства и ее структур, а также многочисленных общественных организаций в борьбе с этим недугом в значительной мере известна, то деятельность Русской православной церкви в этой сфере только сейчас получает некоторую известность и признательность. Достаточно сказать, что только Православная церковь называет пьянство грехом, причем не только называет, но и знает пути преодоления этого недуга. В Основах социальной концепции Русской православной церкви мы находим четкую позицию Церкви в отношении винопития. Так, в Библии говорится, что «вино веселит сердце человека» (Пс. 103.15) и «полезно… если будешь пить его умеренно» (Сир. 31.31). Однако и в Священном Писании, и в творениях святых отцов мы многократно находим строгое осуждение порока пьянства, который, начинаясь незаметно, влечет за собой множество других погибельных грехов. Очень часто пьянство становится причиной распада семьи, принося неисчислимые страдания как жертве этого греховного недуга, так и близким людям, особенно детям. Приводимые в Основах социальной концепции РПЦ специфические церковные формулировки позволяют нам четче понять, что есть пьянство. «Пьянство — вражда на Бога… Пьянство — это добровольно накликаемый бес… Пьянство отгоняет Святого Духа», — писал святитель Василий Великий. «Пьянство — корень всех зол… Пьяница — живой мертвец… Пьянство и само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним… Пьянство… — это многообразный и многоглавый зверь… Здесь вырастает у него блуд, там — гнев; здесь — тупость ума и сердца, а там — постыдная любовь… Никто так не исполняет злой воли диавола, как пьяница», — наставлял святой Иоанн Златоуст. «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны… Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу», — свидетельствует святитель Тихон Задонский. Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но и всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. Исследования, проводимые без учета духовных особенностей болезни, как правило, приводили к не всегда правильным, иногда даже ошибочным, чаще всего запретительным решениям. Участие Русской православной церкви в преодолении алкогольной угрозы, нависшей над Россией, прослеживается в решении, принятом 31 марта 2009 г. на заседании Священного синода Русской православной церкви. В решении Священного синода, в частности, говорится: «Критический для здоровья населения страны уровень потребления алкоголя по классификации ВОЗ составляет 8 литров чистого спирта на человека в год, после чего происходит «необратимый процесс угасания этноса». Сегодня в России и в ряде стран СНГ, согласно официальным данным, потребление чистого спирта в год на душу населения значительно превышает эту цифру. Церковь не может оставаться безучастной перед лицом постигшей нас беды. Речь идет не только о разрушении здоровья нации, но и о нравственной и духовной деградации людей. На пути преодоления этой беды очень важна координация усилий Церкви, государства, институтов гражданского общества, представителей науки, образования, культуры, спорта. По предложению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в целях обеспечения координации усилий церковных и светских инициатив, направленных на преодоление алкогольной угрозы в странах, находящихся на канонической территории Московского патриархата, Священный синод Русской православной церкви образовал Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы. В состав Совета кроме представителей Русской православной церкви вошли такие известные деятели, как: В. Г. Распутин, писатель, сопредседатель Совета; Н. Ф. Герасименко, академик РАМН, заслуженный врач Российской Федерации, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья; Г. Г. Онищенко, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, заслуженный врач Российской Федерации, академик РАМН; Л. А. Бокерия, директор научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева РАМН, главный кардиохирург Министерства здравоохранения Российской Федерации, академик РАМН, профессор, президент Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации»; М. А. Пальцев, ректор Московской медицинской академии имени Сеченова, академик РАН, академик РАМН; Ю. М. Соломин, народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра; С. В. Хоркина, трехкратная абсолютная чемпионка мира в спортивной гимнастике, неоднократный победитель Олимпийских игр, вице-президент Федерации спортивной гимнастики России, депутат Государственной Думы; Е. Л. Юрьев, заместитель председателя общероссийской общественной организации «Деловая Россия», президент инвестиционной группы «Атон», член Общественного совета ЦФО. Государство и Русская православная церковь совместно с многими общественными организациями и известными деятелями искусства и науки ведут определенную работу по борьбе с пьянством населения. Так, на XIII Всемирном русском народном соборе были рассмотрены вопросы о принятии ряда мер, которые смогли бы реально защитить общество от алкогольной угрозы и содействовать принятию мер по защите здоровья и благополучия человека, общества и государства <11>. Среди них такие меры, как: ввести полный запрет продажи любых алкогольных напитков, включая пиво, в ларьках и киосках; ужесточить меры административной ответственности — штрафы, лишение лицензий — за продажу алкоголя несовершеннолетним и законодательно исключить возможность повторного получения лицензий лицам, ранее наказанным за продажу алкоголя несовершеннолетним; поэтапное повышение акцизов на алкоголь, особенно на крепкие напитки, темпами, превышающими инфляцию. Признать пиво с содержанием этилового спирта более 1,5% алкогольной продукцией, в соответствии с общепринятой международной практикой, так как Россия и Украина, быть может, единственные страны в мире, где пиво юридически не признано алкогольным напитком, что приводит к снижению цены на этот продукт, к отсутствию ограничений, связанных с регулированием производства и продажи алкогольных напитков и, как следствие, к наибольшей доступности пива из всех алкогольных напитков. Пиво стало в этих странах в первую очередь напитком для подростков. ——————————— <11> См.: XIII Всемирный русский народный собор под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, г. Москва, 22 — 23 мая 2009 г.
На наш взгляд, спорным моментом в совместной деятельности государства и религиозных организаций являются методы лечения и адаптации людей, больных алкоголизмом. Так, на совместном заседании президиума Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации <12> было обращено внимание на более действенные методы лечения, и поиском таких методов должны заниматься не только религиозные организации, но и в первую очередь профессиональная наркология. Это подчеркивается недопустимостью подмены профессиональной наркологической помощи церковными таинствами, а также высокой степенью риска вхождения на это поле деятельности тоталитарных сект <13>. Но нынешняя наркология находится в кризисном состоянии. ——————————— <12> См.: заседание Президиума Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, г. Тула, 11 марта 2009 г. <13> См.: Там же.
Государственные лечебно-профилактические учреждения на сегодня осуществляют лечение больных алкоголизмом методами, которые не сильно отличаются от лечения в советское время. На первом месте в таком лечении идет профилактический и диспансерный учет (добровольно обратившееся за лечением в диспансер также ставятся на учет), далее — ограничение в гражданских и трудовых правах и, конечно же, окружение, изоляция больного от общества в целом, атмосфера, в которой находятся больные, и методы их лечения. Такая медицина, существующая на бюджетные средства, не может в полной мере сравниться с коммерческой медициной по лечению алкоголизма, которая большинству граждан по финансовым средствам недоступна. Коммерческое лечение алкоголизма предполагает комплексный, индивидуальный подход к каждому пациенту, анонимность, индивидуальное лечение на дому, что в результате приводит к более положительным результатам, чем государственное. Но это только единичные случаи, и, несмотря на то что коммерческих клиник становится все больше, людей, употребляющих алкоголь, не становится меньше. Встает вопрос, куда обратиться человеку, страдающему алкоголизмом, или его близким, чтобы помочь избавиться от этой зависимости. Параллельно с государственными и коммерческими организациями Русская православная церковь осуществляет свою деятельность в этой сфере. Если государственное и коммерческое лечение основывается больше на финансах и различных медикаментозных подходах, то церковь — на духовности. Конечно, понятно, что без желания человека вылечиться от пьянства, будь это лечение самым прогрессивным, невозможно. При этом Церковь использует специфические методы и подходы в преодолении пьянства и наркомании. Создаются благоприятные условия реабилитации, в том числе и самых тяжелых больных. Приобщение к нормальной трезвой жизни позволяет больному осознать разницу между состоянием алкогольного опьянения и ощущением нормальной, полноценной, духовно наполненной жизни. Во многих храмах, монастырях, церквях открыты приюты, центры <14>, разработаны определенные программы реабилитации для больных алкоголизмом и наркоманией <15>. В Даниловом монастыре под руководством иеромонаха Ионы (Займовского) более пяти лет работают группы самопомощи алкоголиков и группа самопомощи их родственников. В сентябре 2004 г. открылась группа для детей и подростков из семей алкоголиков и наркоманов. ——————————— <14> При Даниловом монастыре создан Центр реабилитации алкоголиков и наркоманов «Дом на полпути». <15> Программа «12 шагов», предусматривающая последовательное прохождение 12 ступеней на пути к трезвости. Обитель «Тиль», Калужская обл., с. Дураково.
Работа с такими больными построена не на основе строжайшего контроля, а на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве. Беседы священнослужителей не являются навязчивыми, главная их цель — исцеление человека. Такая же деятельность осуществляется на территории приютов и центров, где страдающим от алкоголизма помогают избавиться от этого пристрастия. Например, пребывание в обители «Тиль» (с. Дураково Калужской области) бесплатное, и люди сами зарабатывают себе пропитание, трудясь в обители на различных работах, в первую очередь сельскохозяйственных, а также в мастерских: слесарных, столярных, делают заготовки для изготовления икон и т. д. Срок пребывания в обители каждый определяет для себя сам, некоторые уходят на второй день, а некоторые живут там уже по шесть-семь лет <16>. Церковь поддерживает трудолюбивых людей, поэтому есть стимул вести нормальный, здоровый образ жизни. ——————————— <16> Советник Президента. Информационно-аналитическое издание. 2007. N 47.
Аналогичная работа ведется и за рубежом, в таких странах, как Италия, Франция и Испания. Так, в Италии в настоящее время только по проекту «Человек» (автор — дон Марио Пикки, создатель и директор Centro Italiano di Solidarieta) действуют десятки таких общин, в которых на протяжении 6 — 8 месяцев учатся полноценно жить сотни наркоманов, изъявивших желание раз и навсегда покончить со своим пристрастием к наркотикам. Результаты говорят сами за себя: 86% реабилитированных не возвращаются более к употреблению алкоголя и наркотиков. Во Франции стараниями католического священника Пьера де Парсево, более тридцати лет помогающего больным гражданам обрести свободу от алкоголя и наркотиков, создана сеть терапевтических общин, в которых 65% зависимых, прошедших полный курс реабилитации, навсегда расстаются с этим недугом. Совет министров Испании четыре года назад объявил общественно полезной организацию, именуемую «Reto a la Esperanza» («Вызов надежде»), которую в 1985 г. создали евангельские христиане для повсеместного открытия и организации работы центров поддержки и помощи алкоголикам и наркоманам. На сегодняшний день в Испании таких центров более 50 и девять за рубежом. Два года назад пастором-евангелистом Хуаном А. Санчесом Пересом был основан реабилитационный центр для наркоманов в Московской области под Новым Иерусалимом. Тридцать пять процентов пациентов, которые пребывают в этих центрах не менее восьми месяцев, бесповоротно отказываются от употребления алкоголя и наркотиков <17>. ——————————— <17> См.: Доклад на четвертом пленарном заседании Всемирного конгресса антинаркотических сил «В XXI веке без наркотиков». Пастырское мнение о перспективах участия Русской православной церкви в борьбе с наркоманией. 26 июня 1999 г.
Об алкоголиках, кроме их семей и близких, правоохранительных органов и медицинских работников, лучше всех знают священники, так как в церковь идут со всеми печалями и проблемами. Хотелось бы отметить, что Русская православная церковь рассматривает людей, больных алкоголизмом, не как преступников, не как грешников, а как страдающих людей, и ее цель — помочь им вернуться к нормальной жизни. Еще патриарх Алексий II ставил вопрос о том, что «именно совместные усилия медиков, психологов и священников наилучшим образом способствуют преодолению алкогольной и наркотической зависимостей. Необходима консолидация усилий Церкви и государственных структур, прежде всего медицинских». Для решения этих вопросов требуется создание на правительственном уровне определенной системы максимального взаимодействия Русской православной церкви с государством, а также с медицинскими учреждениями, и особенно с коммерческими. Отсутствие организованного взаимодействия среди органов и учреждений, занимающихся реабилитацией людей, страдающих алкогольной зависимостью, низкая заинтересованность в сотрудничестве (каждая организация работает строго по своим направлениям деятельности и не стремится к объединению усилий с другими) — все это в комплексе приводит к тому, что сложная работа по профилактике, лечению алкоголизма до конца не скоординирована и не объединена. Поэтому требуется организовать более тесное сотрудничество медицинской службы с религиозными конфессиями, общественными объединениями, практикующими духовную реабилитацию лиц с алкогольной зависимостью, а также во взаимодействии с представителями традиционных религиозных организаций рассмотреть вопрос о создании единой системы учебно-методических центров по дополнительному обучению специалистов для наиболее эффективной совместной работы в этой сфере. Таким образом, можно прийти к следующим выводам. Государственная деятельность (на законодательном уровне) по профилактике алкоголизма, медицинское лечение людей, страдающих алкоголизмом, и деятельность Русской православной церкви являются на сегодняшний день наиболее эффективным вариантом решения проблемы алкогольной деградации общества. С учетом зарубежного опыта необходимо разработать программу развития сети центров ресоциализации алкогольно-зависимых для пациентов, желающих освободиться от химической зависимости и приобщиться к православной вере. С целью предотвращения вовлечения граждан РФ в тоталитарные секты, различные деструктивные религиозные новообразования подготовить законодательную базу, которая будет способствовать проведению экспертиз и проверок программ реабилитации для лечения алкоголизма и наркомании на территории РФ. В целях профилактики алкоголизма у подрастающего поколения создать систему духовно-нравственного просвещения и воспитания молодежи в виде лекций и бесед, выездных семинаров при участии представителей традиционных для России религий. Конечно же, для реализации совместных программ лечения и реабилитации алкогольно-зависимых нужно предусмотреть необходимое финансирование за счет денежных средств из федерального и регионального бюджетов, совершенствовать систему межведомственного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и общественными, религиозными организациями в области профилактики и лечения алкоголизма с целью выработки единой позиции по данному вопросу. Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в целом любые задачи, программы социальной реабилитации алкогольно-зависимых граждан в Российской Федерации наиболее эффективно будут решаться во взаимодействии с традиционными для России религиозными организациями, входящими в структуру Русской православной церкви Московского патриархата.
——————————————————————