К вопросу о востребованности эвтаназии в современном обществе

(Филиппов Ю. Н., Абаева О. П., Зазвонов М. Н.)

(«Медицинское право», 2008, N 1)

К ВОПРОСУ О ВОСТРЕБОВАННОСТИ ЭВТАНАЗИИ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Ю. Н. ФИЛИППОВ, О. П. АБАЕВА, М. Н. ЗАЗВОНОВ

Филиппов Ю. Н., профессор, проректор по последипломному образованию, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Нижегородской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук.

Абаева О. П., доцент кафедры, кандидат медицинских наук.

Зазвонов М. Н., настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости», руководитель отдела по взаимодействию с социальными и медицинскими учреждениями Нижегородской епархии Московской патриархии.

В настоящее время практически во всех странах мира как светским обществом, так и религиозными конфессиями жизнь человека декларируется как наивысшая ценность, и всякая возможность покушения на нее как на законодательном, так и на духовном уровне выводит за рамки общества и религии того, кто попытается на нее посягнуть. Закон, регламентирующий на территории Российской Федерации отношения врача и пациента (Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан), ст. 45 прямо запрещает эвтаназию: «медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии — удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни». В ст. 60 «Клятва врача» еще раз подчеркивается это требование Закона к врачу: «никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии». Тем не менее в последние годы на страницах периодической печати постоянно публикуются научные труды, в которых авторы обсуждают различные аспекты проблемы: предлагаются разного рода классификации и определения «приятной смерти», которые разносторонне характеризуют эвтаназию. Частота данных публикаций свидетельствует о достаточно высоком интересе общества к данной проблеме и о том, что окончательной и единой позиции в современном светском мире относительно эвтаназии пока еще нет. Следует, очевидно, напомнить, что наряду с всеобщим отрицанием эвтаназии существует ряд государств, где «помощь в самоубийстве» выведена из разряда преступных деяний и уже достаточно длительное время находится на легальном положении. Примером тому может служить Голландия, где еще в 2002 г. был принят Закон «О прекращении жизни по желанию или помощь в самоубийстве».

Целью настоящего исследования было изучение отношения к эвтаназии разных групп населения Нижегородской области, для которых проблема сохранения жизни и здоровья представлялась на момент исследования наиболее актуальной, — это пациенты и врачебный персонал лечебно-профилактических учреждений города и области. Кроме того, для нас представляло значительный интерес также сопоставление мнений по данной проблеме вышеуказанных групп общества и представителей Русской Православной Церкви.

Для исследования мнения населения нами был проведен анкетный опрос 400 взрослых пациентов городских и центральных районных больниц г. Н. Новгорода и Нижегородской области. Треть опрошенных являлись пациентами городских больниц, две трети — центральных районных больниц. Респонденты имели различный возраст и уровень образования.

По возрастному показателю респонденты распределились следующим образом:

— от 20 до 29 лет — 20% респондентов;

— от 30 до 39 лет — 25% респондентов;

— от 40 до 49 лет — 25% респондентов;

— от 50 до 59 лет — 25% респондентов;

— от 60 до 69 лет — 5% респондентов.

Как видно из приведенных данных, к исследованию были привлечены в равной степени представители всех возрастных групп, за исключением пациентов старше 60 лет, которые были представлены в меньшем количестве.

По уровню образования опрошенные жители города и сельской местности распределились практически одинаково, а именно: высшее образование из участвовавших в опросе имели 48% городских респондентов и 43% жителей села. Городских жителей со средним специальным образованием было 36%, сельских — 43%; для 18% городских респондентов образование ограничилось рамками средней школы, в сельской местности таких пациентов было 14%.

Для изучения отношения врачебного персонала к эвтаназии нами было проведено анкетирование 120 сотрудников лечебно-профилактических учреждений, треть из которых на момент опроса работали в ЛПУ г. Н. Новгорода, а две трети — в центральных районных больницах Нижегородской области.

Как показало наше исследование, отношение пациентов к вопросу эвтаназии в настоящее время остается крайне неоднозначным. Так, 37% больных городских клиник и 49% пациентов районных больниц заявили, что эта тема не представляет для них никакого интереса. Доля индифферентно относящихся к данной проблеме жителей города в значительно меньшей степени, по сравнению с жителями села, зависела от уровня образования. Вопрос эвтаназии совершенно не интересовал 33% опрошенных городских больных с высшим образованием, 35% — со средним специальным, но уже 44% — городских больных со средним образованием. Среди сельских жителей увеличение интереса к проблеме в соответствии с уровнем образования прослеживается более определенно. Так, не представлял интереса вопрос эвтаназии для 60% сельских жителей со средним образованием, 50% — со средним специальным и только 38% — жителей села с высшим образованием.

Близким по результату оказалось исследование наших сограждан — пациентов лечебных учреждений по вопросу возможности придания законности процедуре эвтаназии на территории России. Так, если во мнении городских жителей определить какую-либо закономерность между уровнем образования респондентов и возможности положительного решения вопроса установить не удается (за признание законности эвтаназии высказались 35% опрошенных пациентов городских больниц с высшим образованием, 58% — со средним специальным и 35% — со средним образованием), то во мнении сельских жителей такая связь отчетливо прослеживается. За признание законности эвтаназии высказались 44% респондентов с высшим образованием, 29% — со средним специальным и только 13,5% — со средним образованием.

Результаты опроса врачебного персонала, а именно тех наших сограждан, на ком лежит вся тяжесть контакта с неоперабельными пациентами, тем не менее показали, что только 12,5% из них считают целесообразным разрешение эвтаназии в современной России. Нам представляется интересным, что большинство опрошенных врачей (41%) расценивают эвтаназию как попытку переложить на врача этические, моральные и религиозные проблемы, связанные с прекращением жизни по собственному желанию пациента. Другая группа специалистов (31% респондентов) расценивает эвтаназию как убийство пациента, которому вследствие тяжести состояния невозможно обеспечить достойное качество жизни. Необходимо отметить, что данный вариант полностью совпадает с позицией Православной Церкви. Однако достаточно большое число опрошенных нами медиков (22%) рассматривают в настоящее время эвтаназию как акт гуманности, прекращающий страдания пациента, и фактически признают законность данной процедуры. Таким образом, только одна треть врачей-специалистов, характеризуя эвтаназию как убийство пациента, дают решительный отпор появлению закона об эвтаназии на территории Российской Федерации. Отношение же остальных специалистов к данной проблеме в настоящее время признать окончательно сформированным не представляется возможным.

Отношение к эвтаназии Православной Церкви в отличие от светского общества определено четко и жестко. Православие резко негативно относится к возможности разрешения эвтаназии в любой стране, в том числе и в России. Мотивировка такой позиции очень убедительна: каждая жизнь и каждая смерть имеет значение для семьи, общества, государства, мира, и мы не имеем права вмешиваться в план мироздания. Эвтаназия же — это отречение больного от любви Бога, вечное отчаяние, на которое обрекает себя человек. В православном понимании эвтаназия — порождение безрелигиозной морали, не имеющей ничего общего с милосердием и справедливостью. Только циничное и жестокое общество не решает проблемы облегчения физических страданий и духовной поддержки смертельно больных. Трагедия общества состоит в том, что в больном перестают видеть человека, с которым можно общаться на равных, он превращается в несчастного, лишенного будущего, которого надо только жалеть и опекать, и выходом из такой ситуации многие считают эвтаназию. Кроме того, данная проблема непосредственно затрагивает совесть врача, обеспечивающего смерть тяжелобольного. Врач тоже смертен, за чертой смерти каждого ждет нравственный суд. Таким образом, выступая против эвтаназии, Церковь заботится также и о душах врачей.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что единой позиции в обществе в отношении эвтаназии в настоящее время, к сожалению, пока еще нет. Так, наряду с полной индифферентностью к обсуждаемой проблеме у одной части общества существует выраженная заинтересованность к поставленному вопросу, у другой части общества, причем как у жителей города, так и у жителей села, представляет интерес и по-разному может трактоваться тот факт, что по мере повышения образования, а значит, и расширения кругозора толерантность исследованного нами контингента к признанию эвтаназии как законной процедуры возрастает. Считаем, что такая ситуация является следствием отсутствия (в отличие от Православной Церкви) четкой и единотрактуемой позиции в отношении данной проблемы как в научных кругах, в специальной литературе, так и в средствах массовой информации. По нашему мнению, вопрос признания законности эвтаназии в России на самом деле является значительно более глубокой проблемой, чем просто узаконивание «приятной смерти». В любом современном правовом государстве, к которым в настоящее время относится и Российская Федерация, право на жизнь является одним из главных неотъемлемых прав человека (ст. 20 Конституции РФ). Основной Закон нашего государства усиливает это право ст. ст. 7 и 2, в которых человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью, а государство — гарантом соблюдения этих прав: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства…». К большому сожалению в нашей стране в настоящее время пока еще отсутствует действенная система обеспечения достойной жизни достаточно большой части сограждан: это и безнадежно больные люди, и инвалиды, о полноценной интеграции в общественную жизнь которых пока говорить не приходится. Вынуждены констатировать, что, по существу, эта достаточно большая часть населения в настоящее время оказывается в значительной степени отторгнутой обществом. Признание в такой ситуации законности эвтаназии на государственном уровне будет означать не что иное, как капитуляцию перед трудностями, связанными с реализацией законных прав наших сограждан на достойную жизнь, и «красивая смерть» фактически будет выглядеть как единственно возможный, законный выход из тяжелой жизненной ситуации, в которой оказались наши сограждане. В связи с этим считаем необходимым проведение широкомасштабной согласованной планомерной работы на государственном уровне совместно с Православной Церковью как в обществе в целом, так и с врачебным персоналом, направленной на формирование неприятия эвтаназии, т. е. отношения к ней в соответствии с Законом, действующим на территории нашего государства.

——————————————————————