Лицензия на осмотр

(Ковалева Н.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 29)

ЛИЦЕНЗИЯ НА ОСМОТР

Н. КОВАЛЕВА

Наталья Ковалева, начальник юридического отдела группы компаний «Кохлома», кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса КГТУ.

Медпункт на предприятии — это право или обязанность работодателя? Односложный ответ на поставленный вопрос дать довольно проблематично. Именно поэтому предпринята попытка наиболее полно осветить столь неоднозначную тему, затрагивающую в той или иной степени каждого работника и работодателя.

Трудовой кодекс РФ возлагает на работодателя ряд обязанностей по обеспечению:

безопасных условий и охраны труда (ч. 1 ст. 212 ТК РФ);

санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием работников в соответствии с требованиями охраны труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты отдыха в рабочее время (ст. 223 ТК РФ).

Медицинская лицензия

В соответствии с п. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность относится к числу видов деятельности, для осуществления которой требуется лицензия.

Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30), «медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению».

Неизбежный и закономерный вопрос: необходима ли лицензия предприятию для оказания любых работ и услуг, относящихся к медицинской деятельности, если такая деятельность оказывается:

для собственных нужд предприятия (для обеспечения лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда);

штатными медицинскими работниками, имеющими соответствующее образование, подтвержденное необходимыми документами?

Буквальное толкование действующих норм вынуждает сделать весьма абсурдный и недопустимый вывод: государство обязывает хозяйствующего субъекта заниматься лицензируемой деятельностью в дополнение к основным видам деятельности.

При этом ни Закон N 128-ФЗ, ни Положение о лицензировании отдельных видов медицинской деятельности не выделяет последнюю, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию, как это, к примеру, установлено для пассажирских перевозок автомобильным транспортом или технического обслуживания медицинской техники (п. 62, п. 50 ч. 1 ст. 17 N 128-ФЗ).

Таким образом, по действующему законодательству РФ медицинская деятельность подлежит лицензированию независимо от того, связана она с выполнением работ и оказанием услуг третьим лицам (является для организации основным видом деятельности) либо работникам собственной организации.

Принять к сведению: функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйствующих субъектов возможно при условии отражения в их уставе медицинской деятельности (письмо Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2002 N 02-5-08/20-АР602 «О нормативных актах, регламентирующих деятельность здравпунктов»).

Предрейсовые медицинские осмотры

В сферах, связанных с эксплуатацией транспортных средств, подобная ситуация наиболее распространена.

Вышеозначенное приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности однозначно относит работы и услуги по проведению предрейсовых медицинских осмотров к лицензируемым видам деятельности.

Обязанность работодателя по проведению предрейсовых медосмотров закреплена в п. 2 ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95, где указано: «Юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей».

Учитывая огромное количество компаний, регулярно использующих транспортные средства, правильно организованное проведение медицинских осмотров позволит минимизировать расходы по такому мероприятию.

Принять к сведению: медицинские работники предприятия, как правило, проходят подготовку по программе проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств со ссылкой на Приказ Минздрава России от 14.07.2003 N 308. По окончании им выдается соответствующая справка с указанием даты ее действия.

Судебная практика

Некоторые суды полагают, что требование о необходимости иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной. Так, ФАС ПО в Постановлении от 05.07.2007 N А12-2901/07 отказал управлению Росздравнадзора в привлечении транспортного предприятия к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Суд обосновал свою позицию, указав, что «в соответствии с п. п. 1.2, 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденного Минздравом России и Минтрансом России от 29.01.2002, предрейсовые медицинские осмотры могут проводиться только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение — лицензию».

Буквальное прочтение вышеозначенных пунктов Типового положения позволяет сделать вывод о возможности проведения предрейсового медицинского осмотра водителей медицинским сотрудником, имеющим соответствующий сертификат.

Как справедливо заметил И. Александров в статье «Врач есть… А лицензия?» («Малая бухгалтерия», 2007 N 6), методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, не зарегистрированы Минюстом России и поэтому не обязательны. Рекомендательный характер косвенно подтверждается и письмом Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых…», где методические рекомендации названы документом, который «…поможет работодателю правильно сформировать и организовать этот участок работы, как один из важных для обеспечения безопасности дорожного движения».

В других судебных решениях отмечается, что деятельность по проведению предрейсовых медосмотров предполагает обязательное наличие лицензии у организации (ФАС СКО в Постановлениях от 08.05.2007 N Ф08-1326/2007-564А; от 25.04.2007 N Ф08-2076/2007-835А; от 03.04.2007 N Ф08-1329/2007-563А и др.).

В этом случае юридическое лицо, в штате которого состоит медицинский работник, имеющий право проводить предрейсовый медосмотр, обязано получать соответствующую лицензию.

На сегодняшний день обозначились три основных варианта:

1. Организация получает лицензию, оформляет медицинский кабинет и содержит в штате медицинских работников.

2. Организация работает без лицензии, заключив гражданско-правовой договор с учреждением здравоохранения и сократив в штате медработников.

3. Организация работает без лицензии, содержит медицинский кабинет и медицинских сотрудников в штате.

Рассмотрим все proet contra каждого варианта.

В некоторых источниках предлагалось интересное решение данной проблемы. Было высказано мнение, что проще всего переименовать водителей в «экспедиторов», «курьеров» или, следуя последней моде, в «менеджеров по…» (доставке, логистике, транспорту и т. д.). После этого к ним якобы перестают применяться требования нормативных актов об обязательном прохождении медицинских осмотров.

Естественно, в этом случае придется внести изменения во всю кадровую документацию предприятия. Сложно представить, что у проверяющих органов не возникнет претензий, когда они увидят имеющийся у организации транспорт без единого водителя в штатном расписании и вместе с тем несколько экспедиторов или менеджеров по соответствующему направлению деятельности. Вопросы, скорее всего, появятся и у трудовой инспекции, которая может не согласиться с правомерностью таких изменений.

Наконец, подобное переименование способно вызвать возражения и у сотрудников организации, так как в соответствии с трудовым законодательством это может быть классифицировано как перевод на другую должность (изменение трудовой функции работника), т. е. изменение трудового договора. Следует учесть, что некоторые категории водителей имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии (п. п. 5, 10 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), которое определяется по наименованию должности работника.

Для применения п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности…» стоит задаться вопросом: является ли такая медицинская непрофильная деятельность предпринимательской для хозяйствующего субъекта, если последний оказывает медицинские услуги исключительно своим сотрудникам, выполняя нормы ТК РФ, и его основная деятельность лежит в совершенно другой области.

Необходимо признать, что четкого ответа получить не удастся. При этом нужно помнить, что санкция вышеозначенной статьи предусматривает наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей.

На практике наблюдается несколько усложненная конструкция, когда медицинские работники состоят в штате медицинского учреждения, но прикреплены к определенному предприятию, где и осуществляют свою деятельность.

Природа данных отношений не совсем ясна и, возможно, требует более детального исследования в силу своей специфики. Стоит лишь отметить, что здесь есть несомненные плюсы:

оплата работнику идет из средств бюджета соответствующего медицинского учреждения;

посредством таких работников предприятие напрямую получает медикаменты и вакцины, выделяемые по федеральным программам.

В то же время определенные сложности также имеют место быть:

трудовые отношения с «непосредственным» работодателем существуют де факто, однако де юре оформить их достаточно тяжело: есть значительные отличия в графике работы, отпусках, льготах для медицинских работников;

правовой статус медицинского пункта (медицинского кабинета, здравпункта) в этой ситуации также не ясен. Требуется ли получать лицензию, если, к примеру, медицинский работник, состоящий в штате городской больницы, фактически трудится на предприятии?

На сегодняшний день приходится констатировать, что существуют некоторые затруднения, преодолеть которые без каких-либо издержек очень проблематично.

Думается, что положения Трудового кодекса РФ, обязывающие работодателя получить лицензию для занятий непрофильной деятельностью, могут противоречить нормам Конституции РФ, а также не соответствовать основополагающему принципу рыночной экономики — свободы выбора предпринимательской деятельности.

Наивно считать, что негативные последствия в такой ситуации будут лишь у хозяйствующего субъекта. Обязывающая норма Трудового кодекса позволит организациям закупать оборудование и на законных основаниях уменьшать налогооблагаемую базу. Ни для кого не секрет, что медицинское оборудование дорогостоящее и требует специального обслуживания.

В настоящее время общие положения Трудового кодекса РФ не подкреплены разработанными на их основе нормами и правилами, реально позволяющими работодателю выполнять обязанности по оказанию медицинской помощи своим сотрудникам, минимизируя и обосновывая возможные расходы.

Возможные Положительные последствия Отрицательные последствия

варианты

1. Органи — — отсутствие претензий со стороны — значительные расходы на

зация проверяющих органов, полное получение лицензии;

получает соответствие законодательству РФ; — нахождение в штате

лицензию, — экономия времени и средств, в предприятия медицинских

оформляет том числе и на работников,

медицинский предрейсовые/послерейсовые предоставление им

кабинет и осмотры водителей; трудовых прав и гарантий,

и содержит — расходы на получение лицензии, уплата налогов

в штате оформление и содержание

медицинских медицинского кабинета, скорее

работников всего, получится учесть при

уплате налогов;

— возможность оказывать медицин —

ские услуги третьим лицам, что

частично позволит окупить расходы

на получение лицензии

2. Органи — — сокращаются должности медицин — — прохождение сотрудниками

зация ских работников, не требуется медосмотров влечет за

работает без предоставления трудовых прав и собой значительную

лицензии, гарантий, уплата налогов; потерю рабочего времени

заключив — законодательство РФ не и, как следствие,

гражданско — нарушается; связанные с этим

правовой значительная экономия на расходы;

договор с дорогостоящем оборудовании и — имеют место значительные

учреждением материалах, к которым риски, связанные с

здравоохра — предъявляются лицензионные охраной жизни и здоровья

нения и требования работников при

сократив в отсутствии медицинского

штате мед — кабинета, особенно на

работников производстве

3.Органи — — видимая легальность данной — данный вариант

зация схемы, возможность ссылаться на противоречит точке

работает без Постановление ФАС ПО от зрения проверяющих

лицензии, 05.07.2007 N А12-2901/07; органов и большинству

содержит — значительная экономия на судебных постановлений

медицинский дорогостоящем оборудовании и ФАС, велика вероятность

кабинет и материалах, к которым привлечения к

медицинских предъявляются лицензионные административной

сотрудников требования; ответственности по

в штате — экономия времени и средств, ст. 14.1 КоАП РФ

в том числе и на предрейсовые/

послерейсовые осмотры водителей;

возможность оказания неотложной

медицинской помощи работникам

——————————————————————