Транспорт под контролем
(Ковалева Н.)
(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 34)
ТРАНСПОРТ ПОД КОНТРОЛЕМ
Н. КОВАЛЕВА
Наталья Ковалева, начальник юридического отдела группы компаний «Кохлома», кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса КГТУ.
С 1 октября 2008 вступает в силу Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 481 «Об утверждении правил осуществления таможенными органами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации отдельных действий по транспортному контролю», принятое в июле этого года.
Утверждаемые Правила распространяются только на прибывающие в Россию грузовые транспортные средства, осуществляющие международные автомобильные перевозки, и только на пункты пропуска, через которые производится пропуск грузовых транспортных средств, которые обустроены и оборудованы в соответствии с типовой схемой организации пропуска через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска.
В соответствии с определением, данным законодателем в ст. 1 Федерального закона от 24.07.98 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», под грузовым транспортным средством понимается «самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, либо самоходное транспортное средство с прицепом или полуприцепом».
При передвижении к месту контроля прибывшего в пункт пропуска грузового транспортного средства таможенные органы производят его проверку в отношении:
— весовых параметров и габаритов грузового транспортного средства, в том числе их соответствие данным, указанным в специальном разрешении на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, — при перевозке таких грузов;
— отличительных знаков государства, на территории которого зарегистрировано грузовое транспортное средство (считывание государственных регистрационных номеров).
Обязательно проверяются следующие документы, указанные в Правилах в качестве необходимых:
1) разрешение на проезд транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, по территории РФ, оформленное в соответствии с международными договорами РФ в области международного автомобильного сообщения;
2) специальное разрешение на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта;
3) специальное разрешение на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
4) карточка допуска транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, к международным автомобильным перевозкам, выданная федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта, при ввозе товаров транспортным средством, принадлежащим российскому перевозчику.
По смыслу рассматриваемого документа должны быть представлены все документы из перечня, имеющие отношение к конкретному перевозчику, транспортному средству и/или грузу, а также иные документы, указанные в Постановлении Правительства РФ от 31.10.98 N 1272.
Правилами установлено, что указанные действия по транспортному контролю грузовых транспортных средств, прибывающих на территорию РФ, производятся в установленных и открытых в соответствии с законодательством РФ пунктах пропуска на полосах движения транспортных средств в специально оборудованных и оснащенных техническими средствами контроля местах.
Автоматизированная система учета
Информация о представленных документах и результатах проведенных действий по транспортному контролю вносится в автоматизированную систему учета и контроля автотранспортных средств, осуществляющих международные перевозки, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта.
На основании полученных результатов грузовое транспортное средство допускается должностным лицом таможенного органа для дальнейшего движения по территории РФ либо в указанных случаях направляется в место, где проводятся дальнейшие действия по транспортному контролю.
Исчерпывающий перечень
Одним из наиболее важных нововведений можно считать исчерпывающий перечень случаев, в которых грузовое транспортное средство направляется в место (в нормативном акте не уточняется, что именно понимается под данным местом), где федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта, проводятся дальнейшие действия по транспортному контролю, к которым относятся:
1. Перевозка крупногабаритного груза с превышением габаритов грузового транспортного средства, указанных в специальном разрешении на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза.
2. Перевозка тяжеловесного груза с превышением весовых параметров грузового транспортного средства, указанных в специальном разрешении на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза.
3. Отсутствие отличительного знака государства, на территории которого зарегистрировано грузовое транспортное средство.
4. Отсутствие одного или нескольких документов, указанных выше и именованных в подпункте «в» п. 4 Правил как необходимые.
5. Несоответствие разрешения на проезд транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, по территории РФ требованиям, установленным международными договорами РФ в области международного автомобильного сообщения.
Предполагается, что в иных случаях у проверяющих отсутствуют правовые основания для дальнейшей проверки при условии соблюдения действующего таможенного законодательства.
Ответственность
Правила не регламентируют вопросы ответственности перевозчиков за нарушение данного нормативного акта. Эти вопросы разрешены в Федеральном законе N 127-ФЗ и Постановлении Правительства РФ N 1272.
Так, например, в п. 4 ст. 11 указанного Федерального закона указано, что в случае обнаружения нарушения правил международных договоров РФ в области международного автомобильного сообщения, требований настоящего Федерального закона и законодательства РФ в области транспорта транспортное средство иностранного перевозчика может быть допущено для дальнейшего движения по территории РФ только после устранения такого нарушения.
В случае неоднократного нарушения порядка осуществления международных автомобильных перевозок удостоверение допуска российского перевозчика может быть приостановлено или аннулировано. Если же правила осуществления международных автомобильных перевозок неоднократно нарушаются иностранным перевозчиком, руководитель органа транспортного контроля и надзора направляет в федеральный орган исполнительной власти в области транспорта предложение о принятии к нарушителю мер, предусмотренных международными договорами РФ в области международного автомобильного сообщения (ст. 12 Федерального закона N 127-ФЗ).
Отметим, что рассмотренное Постановление не определяет полную процедуру проведения транспортного контроля и не содержит всех требований к транспортным средствам, грузам и перевозчикам.
Такие положения содержатся в иных нормативных актах, в частности в Федеральном законе N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», в Постановлении Правительства РФ N 1272 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок» и ряде других.
Рассмотренный нормативный акт был принят в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона N 127-ФЗ и был призван уточнить уже сложившийся и действующий порядок в этой сфере.
——————————————————————