Что новый СанПиН нам готовит?

(Ковалева Н.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 17)

ЧТО НОВЫЙ САНПИН НАМ ГОТОВИТ?

Н. КОВАЛЕВА

Наталья Ковалева, начальник юридического отдела группы компаний «Кохлома», кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса КГТУ.

С 1 марта 2008 года вступила в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенная Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74. Предыдущая просуществовала почти пять лет, однако кардинальных изменений в данной сфере за этот срок не произошло — незначительное количество судебных дел неизбежно наталкивалось на противоречия в действующем законодательстве.

Что «усовершенствовано» в новой редакции для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения? В первую очередь следует отметить ряд положений, уточняющих и расшифровывающих используемые термины и определения.

Если исходя из старой редакции дать определение санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) было можно, лишь суммировав и проанализировав определенные положения данных Правил, новая редакция в п. 2.1 дает обширное определение СЗЗ, уточняя, что это «…специальная территория с особым режимом использования…» и указывает на ее функциональное назначение — защитный барьер, обеспечивающий «уровень безопасности населения при эксплуатации объектов в штатном режиме».

Уточнен субъектный состав, кому предназначены данные Правила, а именно: юридическим и физическим лицам, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также органам, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В ранее действующей редакции значились лишь организации и специалисты.

Размер имеет значение

Критерием для определения размера СЗЗ является условие о непревышении на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха для населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п. 2.3 новых Правил).

Определено, в каких случаях граница СЗЗ может совпадать с границей промышленной площадки — при условии, что уровень создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышает 0,1 ПДК и/или ПДУ.

Дифференцирован подход, определяющий, от какого объекта устанавливается размер СЗЗ. Буквальное прочтение старой редакции Правил указывало на обязательность измерений и от границы промплощадки, и от источников выбросов загрязняющих веществ, новая же редакция Правил, используя разделительный союз «или», позволяет выбрать, как именно вести измерения (п. 3.4).

Требование закона об установлении размера СЗЗ от источников выбросов теперь не связывается исключительно с наличием только высоких источников нагретых выбросов, разрешается вести измерение и от средних источников нагретых выбросов.

Ориентировочный размер СЗЗ должен быть обоснован ее проектом. Размеры СЗЗ в зависимости от классификации предприятий с делением на пять классов: 1000, 500, 300, 100 и 5 метров соответственно остались прежними.

Важнейший аспект — проект СЗЗ

Расчетная (предварительная) СЗЗ изначально определяется на основании проекта, а установленная (окончательная) разрабатывается на основе результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

В проекте должны быть определены мероприятия по защите населения от вредных воздействий, функциональное зонирование территории СЗЗ и режим ее использования.

Кроме размеров в проекте определяются и границы СЗЗ. Понятие «границы СЗЗ» законодатель прочно связал с понятием «промышленная площадка», зафиксировав, что промышленная площадка — это границы СЗЗ, которые устанавливаются от источников неблагоприятного воздействия либо от границ земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, до ее внешней границы в заданном направлении.

Отсутствие в прошлой редакции Правил расшифровки данного понятия влекло за собой закономерные сложности с измерениями и представлением подтверждающей документации.

Новые положения

1. В старой редакции Правил в определенной степени не был урегулирован вопрос, за чей счет и кем будет осуществляться переселение проживающих на территории СЗЗ граждан. На сегодняшний день п. 3.2 установлена обязанность предусмотреть в проекте СЗЗ «мероприятия и средства» на организацию СЗЗ, «включая отселение жителей в случае необходимости». Такие мероприятия «обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств».

2. Дано определение понятию «промышленная площадка», введены и используются новые термины: «объект», «производство», «группа промышленных объектов», «промышленный узел (комплекс)», «единая санитарно-защитная зона».

3. Разрешается вести измерения от средних источников нагретых выбросов.

4. В связи с установлением единой СЗЗ для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) обращает на себя внимание положение, позволяющее устанавливать СЗЗ индивидуально для каждого объекта. Можно предположить, что это субсидирующая мера, направленная на реализацию права устанавливать СЗЗ для каждого отдельного объекта.

5. Более полно регламентированы вопросы изменения размеров СЗЗ, причем градация в процедурном аспекте проходит в зависимости от класса опасности объекта. Отмечены объекты, не включенные в санитарную классификацию, «с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом…» с установлением размеров СЗЗ в каждом конкретном случае.

Принятие новых Правил в данной сфере явилось объективной необходимостью, реальной возможностью урегулировать такого рода правоотношения. Безусловно, сложности остались, к примеру, так и не решен вопрос об объеме ответственности каждого из субъектов промышленного узла (комплекса). В то же время необходимо понимать, что переложение всех обязанностей лишь на промышленные предприятия станет дополнительным бременем для нашей неокрепшей промышленности. Баланс интересов обычных граждан, государства и хозяйствующих субъектов должен соблюдаться исключительно на основе закона.

——————————————————————